Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Chopin (Шопен) - Complete works (Полное собрание сочинений) - CD1 (The Golden Age of polish pianists). APE [аудио]
Доменико Скарлатти. Сонаты для фортепиано, клавесина, мандолины и клавесина. [аудио]
Эдвард Элгар - 1. Вариации на оригинальную тему ("Энигма"), 2. Помпезные и церемониальные марши (mp3, 320 кбит/сек) [аудио]
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 03:55
Главная страница » 2010 » Август » 20 » Богуслав Мартину - Балеты и сочинения для оркестра 20-х годов
Богуслав Мартину - Балеты и сочинения для оркестра 20-х годов

Теги: урбанизм, Мартину, Франция, джаз, балет, чехия, 20 век

                    
 

Предлагаю всем послушать сочинения Мартину 20х годов, вдохновлённые джазом и новой французской музыкой - балеты "Мятеж" (1925), "Кухонное ревю" (1927), "Удивительный полёт" (1927), "Внимание, съёмка!" (1927), "Шах королю" (1930), оркестровые пьесы, инспирированные спортивными состязаниями и культом машин - симфоническое рондо "Хафтайм" (1924), посвящённое футболу, "Суматоха" (1928) и другие сочинения урбанистического характера.

В октябре 1923 года наконец осуществилась давняя мечта Мартину - с маленьким грантом от чехословацкого Министерства просвещения он прибыл в Париж и начал брать частные уроки у Альбера Русселя. Это уже не был Париж Дебюсси и "Лунного света", это был Париж Стравинского, "Шестёрки", балетов Дягилева, джаза и дадаистов. С огромным интересом, хотя и критически Мартину поглощал все новые веяния французской музыкальной жизни и писал музыку. Произведениям Мартину этих лет свойственна ритмическая острота, выразительная моторность и живой динамизм, с резким, свободным голосоведением. Традиционные черты чешского музыкального мышления, унаследованные от Дворжака и Й.Сука сочетаются в них с характерными для современной Мартину французской музыки сдержанностью, стилистической чистотой и ясностью мелодического рисунка, красочностью. В этой его ориентации на франц. искусство проявлялось также стремление преодолеть типичное для чешской музыки немецкое влияние. Если раньше в творчестве Мартину преобладали импрессионисткие приёмы, то в сочинениях 20 х годов их сменяют антиромантическими тенденции - синкопированность, острый юмор, ирония и урбанизм в духе Русселя, Онеггера и Стравинского. Не остался в стороне Мартину и от увлечения джазом - американские и латиноамериканские ритмы, звучавшие во всех танцзалах Европы (чарльстон, бостон, фокстрот, танго, блюзы и регтаймы и проч) органично вошли в музыкальную ткань его сочинений. Изменения были произведены во всех параметрах музыкальной структуры музыки - больше стало четвертитоновых аккордов, изменилась инструментовка, приводящая к более сырому звуку, для подчёркивания ритма в партитуру часто вводится фортепиано и усиливается роль ударных.

Все эти черты можно увидеть в сочинениях для музыкального театра, прежде всего в балетах - "Мятеж" (1925), "Кухонное ревю" (1927), "Удивительный полёт" - механический балет (1927), "Внимание, съёмка!" (1927) и джаз-балете "Шах королю" (1930). Сюжеты этих постановок ироничны и сюрриалистичны, воскрешают образы комедии дель арте.

Так, в балете "Мятеж" (Revolt, 1925), ноты, не желающие служить плохой музыке, взбунтовались и разбежались - это своего рода манифест современного композитора, ломающего стилистические клише и бросающего вызов "унылому" академизму. Интересно, что по сюжету мятеж подавляется консерваториями, музыкантами и изготовителями музыкальных инструментов, но всё тщетно, в результате - критики совершают коллективные самоубийства, союзы композиторов ликвидируются, а Стравинский находит убежище на необитаемом острове в Тихом океане...Положение спасает народная песня . Услышав её ноты, а с ними и леди Вдохновение возвращаются, композитор садится за работу, а по радио объявляют: "Ситуация спокойна. Дамы и господа, мы желаем Вам хорошей ночи".

В джаз-балете "Шах королю" (Check to the King, 1930) шахматные фигуры ведут себя совсем как люди, а игра в шахматы не что иное как изображение борьбы за существование в человеческом обществе. Неудивительно, что весёлая шутовская музыка здесь часто прерывается батальными ритмами сражений, звуками изображающими бой закованных в латы рыцарей, конницу и артиллерию. Помимо шахмат среди персонажей игральные кости, карты и даже Домино

Несколько выбивается из стилистики этих лет балет "Мотылёк, который топнул ногой" по сказке Киплинга (The Butterfly that Stamped, 1926) - в нём Мартину возвращается в мечтательный мир импрессионизма (видимо этого потребовал восточный сказочный колорит), хотя музыка на слух уже кажется более рафинированной, чем раньше и подчёркивающей юмористический аспект сюжета о мудрейшем арабском царе Сулеймане-ибн-Дауде,  его хитрой красавице жене Балкис и хвастливом мотыльке

В балетах 1927 года в музыке Мартину становится более заметно эхо доклассических форм и тематических подходов - экономия инструментовки и стиля, несмотря на известную жёсткость римов музыка жива и непретенциозна. Синкопа, которая обычно характеризует музыку регтайма и диксиленда эффективно смешана с неоклассическим и необарочными стилем письма.

"Кухонное ревю" (Kitchen Revue, 1927), тоже джаз-балет - одна из самых популярных работ Мартину. Действующие "лица" - кастртоля, посудное полотенце, веник, крышка, мутовка - разыгрывают бытовую драму. В балете три
части (с прологом) — Танго, Чарльстон, Финал. Это ироничная пародия на мюзикл, остроумно обыгрывающее известные классические сочинения (например, Танго - юмористически подражает Болеро Равеля).

"Удивительный полёт" (Le raid merveilleux, 1927) - механический балет без персонажей, вдохновлён современными событиями:  8 мая 1927 года французские пилоты Шарль Нунжессер и Франсуа Колье погибли при попытке перелететь через Атлантику. Их самолет навсегда исчез в водах океана. Как дань памяти человеческой храбрости Мартину написал балет в пяти частях с символическими названиями: птица - символ полета, пропеллер - символ технологии, карта - символ пейзажа, средства связи, и море...

В балете "Внимание, съёмка!" (On tourne!, 1927) Мартину реанимирует жанр барочного народного театра. Это кукольное представление с участием моряков и водолаза, разворачивается на фоне морского пейзажа - надводного и подводного с различными видами рыб и фантастической флоры

Также в эти годы, кроме сочинений в джазовом духе (таких как "Джаз-сюита" (1928) или известный Секстет для духовых (1929) написаны остро-модернистские оркестровые пьесы, вдохновлённые спортивными состязаниями и культом машин - симфоническое рондо "Хафтайм" (Half-time, 1924), посвящённое футболу и "Суматоха" (La Bagarre, 1928) - тоже сочинение урбанистического характера, инспирированное авиацией (в 1945 году Мартину напишет ещё одно сочинение о самолётах - пьесу "Тандерболт P-47" (англ. Republic P-47 Thunderbolt, истребитель-бомбардировщик времён Второй мировй войны).

Bohuslav Martinu (1890-1959)

Ballet Music


Checkmating the King, jazz-ballet in 2 act, H.186 (1930)

The Revolt, ballet-sketch, H.151 (1925)


Prague Symphony Orchestra
Jiri Belohlavek, cond.


http://files.mail.ru/I73BHS

mp3-192

Le raid merveilleux (The Amazing Flight), a mechanical ballet without persons for 2 clarinets, trombone & string quartet, H. 159 (1927)

La Revue de Cuisine (Kitchen Revue), jazz ballet for clarinet, bassoon, trumpet, cello & piano, H. 161 (1927)

On tourne! (Nataci se) Ballet in 1 act, H. 163 (1927)


Daniel Wiesner, piano
Czech Philharmonic Orchestra
Christopher Hogwood, cond.


http://files.mail.ru/K0N9RV

mp3-192

The Butterfly that Stamped (Motyl, ktery dupal), ballet in 1 act after Rudyard Kipling, H. 153 (1926)


Czech Philharmonic Orchestra
Jiri Belohlavek, cond.


http://files.mail.ru/71CR5C
mp3-192

Works Inspired by Jazz and Sport

http://i016.radikal.ru/1101/df/eceb9a913761.jpg
 
La revue de cuisine, jazz-suite from ballet, H.161 (1927)
Jazz Suite, for small orchestra, H.172 (1928)
Sextet for for Piano and Wind instruments, H.174 (1929)
Shimmy-foxtrot, from 'Who is the Most Powerful in the World,' H.133 (1923)
Le Jazz, a movement for 3 singers & orchestra, H.168 (1928)
Half-Time, rondo for large orchestra, H.142 (1924) *
La Bagarre (Tumult), allegro for large orchestra, H.155 (1926)  *
Thunderbolt P-47, scherzo for orchestra, H.309 (1945) *

Prague Symphony Orchestra, cond. Zbynk Vosták
Brno State Philharmonic Orchestra, cond. Petr Vronsky*
Prague Wind Quintet


http://files.mail.ru/V0Z1GD
mp3-320, буклет / 156мб

Half-Time, Rondo for Large Orchestra, H. 142 (1924)

Сzech Philharmonic Orchestra
Aaron Copland, conductor (rec.1973)


http://files.mail.ru/XSZXQV

mp3-256

Добавлено: два пражских балета 20х годов

Четыре года (1918-1922) Мартину работал над балетом "Иштар" на мифологический сюжет в эстетике символизма. Интонационно-образное содержание музыки балета
основано на контрастном противопоставлении мотивов добра, любви и коварных, злых сил. После премьеры балета критика отмечала в музыке французские влияния (Дебюсси, Дюка, Равеля). Это произведение существует также в виде двух оркестровых сюит, включающих музыку центральных эпизодов балета.

Istar, Suites from Ballet № 1 & 2  (1922)

http://files.mail.ru/TGE65C
mp3-320

Хронологическая дистанция между балетами «Иштар» и «Кто самый сильный на свете?» весьма незначительна, тем не менее последний представляет собой, по выражению В. Талиха, «прыжок, а не шаг». Балет "Кто самый сильный на свете?" 1922-23 - последнее Пражское сочинение Мартину перед отъездом в Париж, переходное, уже с элементами джаза. "Я выкорчевал все места в импрессионистском стиле..", писал Мартину. По сюжету маленькая мисс мышь (умная и красивая) ищет себе достойного супруга - наиболее влиятельного, перебрав несколько кандидатур всё-таки останавливается на принце мышонке - самом сильном на всём белом свете. Инструментовка балета сделана с юмором и изобретательно. Задуманное как оригинальная гротесковая сказка, это произведение совершенно отлично от того, что писал композитор прежде. Вместо импрессионистской утонченности, атмосферы «полутоновых» чувств и настроений в музыку балета врывается свежая и сочная жизненно-бытовая стихия с ритмами польки, вальса, марша. Известную пикантность придают ритмы современных танцев - фокстрота и бостона. «Чарльстона,— говорил Мартину,— тогда еще не было, иначе я бы воспользовался и им.»

Who is the Most Powerful in the World, ballet-comedy in 1 act, H.133 (1923)


Czech Philharmonic Orchestra
Jiri Belohlavek, cond.


http://files.mail.ru/JFJWM2

mp3-192

"Шпаличек" (1933) - самый популярный балет Мартину по мотивам народных сказок, танцев и обрядов. В «Шпаличке» он собрал не только известные интернациональные сказки вроде «Кота в сапогах» и «Золушки», но и типично чешские - «Сапожник и смерть», «Легенда о святой Дороте», а впридачу ещё и обряды и танцы, увиденные в детстве.

Spalicek, complete ballet (1933)
http://s42.radikal.ru/i096/1005/dd/3d325f39793e.jpg

http://files.mail.ru/71RS3O
mp3-192
Категория: аудио | Просмотров: 6277 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 31
1. Алесь (AlesDePro)   (20 Августа 10 03:29) [Материал]
Большое спасибо!

2. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 03:30) [Материал]
Пожалуйста!

3. alex sidmak (sidmak)   (20 Августа 10 06:59) [Материал]
Обожаю, простите, балет!
Балеринки такие... душки!
Как закружат своё фуэте,
Зритель сразу им дарит хлопушки! :)

СПАСИБО!


4. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 07:22) [Материал]
Пожалуйста! :)

5. Maestro Alebastro (Maestro_Alebastro)   (20 Августа 10 07:23) [Материал]
Не просто спасибо,а низкий поклон за такой подарок!

6. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 10:35) [Материал]
Не за что!

Добавил ещё один балет "Кто самый сильный на свете?" (про мышей :) ).
И редкую запись "Хафтайма" - дирижёр Аарон Копленд


7. vesta (vesta)   (20 Августа 10 11:27) [Материал]
Спасибо! Слушаю Мотылька - чудесная музыка! :)

8. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 11:45) [Материал]
Так и знал, что мотылёк Весте понравится. :) Мне вообщем все по душе - нескучные и профессиональные вещи... и вообще я балет люблю, особенно французский
Вообще у Мартину как оказалось 15! балетов. Кроме этих семи и Шпаличека - Ночь (1914), Танец с покрывалами (1914), Тень (1916), Коляда (1917), Иштар (1924), Суд Париса (1935), Душитель (1948). Будет что послушать..если найду

9. vesta (vesta)   (20 Августа 10 11:57) [Материал]
Я просто с него начала, а остальные еще ждут своей очереди :)
С удовольствием послушаем и другие, конечно же они тоже очень хороши :)

10. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 12:01) [Материал]
Поживём-увидим. :) Не знаю как танцевать под эти синкопированные ритмы, но слушать интересно :D

11. anm (alyosha)   (20 Августа 10 12:53) [Материал]
Большое спасибо!

12. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 13:06) [Материал]
Пожалуйста!

13. Денис Устьянцев (jonsi)   (20 Августа 10 17:11) [Материал]
Спасибо за подборку интересных и редких произведений!!

17. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 20:42) [Материал]
Пожалуйста!

14. Yuri (Сузуки)   (20 Августа 10 18:20) [Материал]
Thank you, I am just overwhelmed!
После скачивания и распаковки всей выкладки (with JDownloader) я насчитал 86 треков (не включая картинок), перепутанных в общей куче. Только с раскладкой по папкам провозился добрый час! И ведь еще надо прослушать, а из знакомого тут лишь Кухонная сюита... Где же взять время, если и так на музыку уходит весь день?

15. alex sidmak (sidmak)   (20 Августа 10 19:41) [Материал]
Видите ли, legoru предоставляет возможность выбора что качать, а что нет, не навязывая единый архив. Безусловно для людей скачивающих тоннами это не очень удобно. Я делаю так: закачиваю все файлы (сортировка стоит по полю "Изменён" - поэтому они все рядышком), создаю папку Martinu и брасаю в неё эти файлы. Затем выделяю все архивы и в контекстном меню (правая кнопка мыши)выбираю - Extract each archive to separate folder и все файлики (ну, или почти все) оказываются разложенными по папочкам, как по полочкам, а каждая папочка должным образом поименована в соответствии с опубликованным выше списком!
Я потратил на это не больше 5 минут! :)

16. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 20:40) [Материал]
Сузуки)
Это всё скачано из Соулсик, с чужих компьютеров, а там всё потреково. Во первых нужно это всё сначала найти, потом договориться, чтоб разрешили скачать. Потом мне приходится всё эти сотни треков по альбомам рассортировывать. Ещё и обложки из разных мест приходится таскать, чтоб всем было хорошо. На это уходит приличное количество времени (не один день, эти альбомы, например примерно дней за 10 скачаны). Потом возникает идея, потом статья :) Но мне это нравится, такое хобби у меня...больше для себя стараюсь, конечно :D В любом случае не понимаю, что вам мешает при разархивировании нажать на п. N3 меню Winrar'a "Извлечь в..." или пойти качать в другой пост ;)
Например, в этот
http://intoclassics.net/news/2009-03-23-4705

А я вообще качаю браузером. И сразу в винамп -слушать. слушать .:)


18. Yuri (Сузуки)   (20 Августа 10 21:19) [Материал]
Да я никого не собирался упрекать. Обычно с mail.ru я качаю браузером, но тут, увидев обилие архивов, чтобы не быть привязанным к компьютеру, возложил работу на JDownloader, а тот распаковывает автоматически по окончании скачивания каждого архива и, как правило, каждый архив в свою папку. Но в этот раз меня ожидал сюрприз в виде ералаша треков. Впредь буду осторожнее.
А что касается колоссального труда, вкладываемого Олегом в то, чтобы материал собрать, оформить, аннотировать и выложить - мне ясно, что на это может пойти только истинный энтузиаст, и мне, в этом деле мало сведущему, остается только восхищаться и благодарить. В голову мне с ходу приходит ивритское выражение "Коль а кавод!", чему по русски ближе всего будет "Честь и хвала!"

19. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 21:26) [Материал]
Вообще-то я не напрашивался на комплименты. А хобби – это развлечение, я так отдыхаю. За это хвалить смешно, даже на иврите смешно :D

20. Yuri (Сузуки)   (20 Августа 10 21:47) [Материал]
Что такое хобби и мне хорошо известно на собственном опыте - я ведь не только слушаю, но и уже многие годы, начиная со школьной скамьи (и школьного радиоузла) регулярно провожу музыкальные слушания, а это ивритское выражение я действительно произнес, открыв сегодня Вашу выкладку. Что касается приведенной Вами дополнительной ссылки, то большая часть у меня есть либо на дисках, либо на пластинках Супрафона, да и исполнители там не были указаны - а вслепую такую массу качать не хотелось.

21. Oleg (legoru)   (20 Августа 10 21:50) [Материал]
Хвастаться нехорошо. Раз уж вы завелись, может скажете почему вы музыкой в виде ссылок не делитесь?. Природная неотзывчивость?. Страх или просто осторожность? Я вас как участника муз. сообщества спрашиваю, если вы таковым себя считаете. Дать диск послушать кому то ещё - это же удовольствие ни с чем не сравнимое, сразу чувствуешь сопричастность к глобальному Погружению в чудесный мир классики ;) Слушать раритеты в одиночестве - что может быть скучней

22. Yuri (Сузуки)   (21 Августа 10 11:15) [Материал]
Ссылками я делюсь, когда есть чем поделиться, и я просто не могу понять, что Вы имеете в виду, говоря о страхе - страхе чего??? Дело в том, что в основном музыка у меня в виде дисков, пластинок и кассет с радиозаписями, а скачивать я начал лишь недавно и, как правило, ограничиваюсь Аваксом и Погружением. Круг общения, особенно если речь идет о музыке, у меня достаточно широкий и на затворника, если Вы уж перешли на обсуждение личных качеств собеседника, я вовсе не похож. Дисками я охотно и много делюсь, и Ваши априорные разъяснения о достоинствах этого занятия в моем случае совершенно излишни. Между прочим, напомню, что и Вам лично я пару раз предлагал выслать копии дисков, Вас заинтересовавших, но тут уж Вы чего-то испугались и отказались, вдобавок обвинив меня в "хвастовстве" - Ваш конек, как я вижу. (Замечу, в скобках, что реакция других погруженцев - и "загруженцев" - в подобных случаях была иной.)

23. alex sidmak (sidmak)   (21 Августа 10 12:26) [Материал]
Я слышу нотки раздраженья:
Упрёки, оправданья, возраженья...
Уймитесь, господа! Вы оба правы!
По своему. Не извергайте лавы! :)

24. Oleg (legoru)   (21 Августа 10 12:31) [Материал]
Никакого раздражения
Просто решил дать человеку шанс, но он не использовал эту попытку,
а Вам, дорогой-погруженец Сидмак я как-нибудь вышлю открытку

25. alex sidmak (sidmak)   (21 Августа 10 16:00) [Материал]
Не надо мне открытку, лучше спектакль посмотрите: http://intoclassics.net/load/2-1-0-876
Вдруг Вам понравится? :)

26. Oleg (legoru)   (21 Августа 10 22:09) [Материал]
Спасибо, посмотрю :)

27. Big Dog (Malamute)   (25 Августа 10 09:07) [Материал]
Спасибо! Excellent!

28. Oleg (legoru)   (25 Августа 10 13:48) [Материал]
Пожалуйста! :)

Балет "Иштар"
http://files.mail.ru/TGE65C

"Шпаличек", сюита из балета
http://files.mail.ru/KC2N0L

29. zuzu zuzu (nonpandoras)   (25 Января 12 10:46) [Материал]
Огромное, невероятно-огромное СПАСИБО :)
respect

30. Oleg (legoru)   (25 Января 12 16:32) [Материал]
Пожалуйста!

31. Сергей Мотаев (motaev-spb)   (04 Августа 24 12:51) [Материал]
Здравствуйте, обновите, пожалуйста ссылки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.