Георгий Свиридов - "Музыка как судьба" (е-книга и аудиокнига)
00:39
- Этот материал оставлен мне в наследство товарищем Реакционер, выложившим его тут. Все вопросы по содержанию выкладки - к нему, товарищи! -
Эта книга вводит в потаенную жизнь свиридовской души и ума, позволяет приблизиться к тайне преображения "сора жизни" в гармонию творчества. Она написана умно, талантливо и горячо, отражая своеобразие этой грандиозной личности, пока еще не оцененной по достоинству. "Записи" сопровождает интересный комментарий музыковеда, президента Национального Свиридовского фонда Александра Белоненко.
Станислав Куняев "Завещание русского гения".
Мне казалось, что я хорошо его знал. Чуть ли не пятнадцать лет встречался с ним в его квартире на Грузинской, в подмосковных поселках, где он с женой жил на чужих дачах до зимних холодов. Я по его просьбам привозил к нему своих друзей, мы беседовали, обедали, гуляли, чаевничали, а в другие времена писали друг другу письма или подолгу вели телефонные разговоры. Иногда я даже досадовал, что он звонит мне слишком часто и настойчиво, приглашая к себе - а у меня дела, нет времени, я чего-то придумываю, отказываюсь, обещаю приехать через несколько дней: Боже мой! Не понимал я от непростительного моего легкомыслия, как ему бывало одиноко и как ему был нужен собеседник! Помню, как во время какого-то посещения концерта его музыки в консерватории я заглянул в антракте в артистическую - Свиридов, окруженный несколькими незнакомыми мне людьми и чем-то расстроенный, вдруг увидел меня и с детской непосредственностью, протянув руку, закричал: "Ну вы-то мне друг, надеюсь! Друг?! Вы же меня понимаете!" Вроде бы и понимал, но, как выяснилось в последние годы, все-таки "большое видится на расстоянье". Читаю-перечитываю книгу его дневниковых и календарных записей "Музыка как судьба"* и осознаю, что при его жизни освоил лишь малую, вершинную, внешнюю часть великого русского материка, который называется "Георгий Васильевич Свиридов". Книгу эту не советую читать робким душам. Она сомнет их, как стихия, разрушит живущие в них удобные представления о России, о ее знаменитых людях. Она, эта книга, внесет в их умы грозный хаос трагедии, сорвет с резьбы многие легковесные убеждения и мнения, особенно те, которые русский человек вырастил в себе не своей упорной волей к истине, а взял напрокат из лживых книг, расхожих телепроектов, умелых и фальшивых откровений, коими так богато нынешнее время, с его продажными кумирами, услужливыми посредниками и тщеславными лжепророками. С каким страстным презрением и брезгливой ненавистью пишет он об этих ловцах душ человеческих, о великих, а чаще всего малых инквизиторах последних времен! Чтение книги Георгия Свиридова требует не просто сосредото-ченности или умственной работы, но настоящего мужества, незави-симости взглядов на жизнь и подлинности чувств. Всегда ли он бывает прав? Не знаю! Но если даже ты порой и не согласен с ним в оценках Сталина и Булгакова, Маяковского и Цветаевой, Эйнштейна и Эйзенштейна, то все равно так или иначе Свиридов убеждает тебя в своей правоте, если не как историк, то как человек светлых страстей, открытой души и предельной искренности. О своих знаменитых современниках он говорит как человек, всей аскетической жизнью своей выстрадавший право на подведение итогов XX века. Он судит о них с высот Пушкина и Есенина, Мусоргского и Рахманинова, а коли так - то не только для Шостаковича с Прокофьевым, но и для Шнитке с Щедриным находится в его иерархии ценностей правильное место. Его убеждения зиждутся, как у Аввакума или Достоевского, на русской правде и евангельских истинах - и потому неподвластны законам исторической коррозии. Российскому обывателю, человеку толпы, читать эту книгу - все равно что по минному полю идти. О таких слабых, живущих стадным инстинктом самосохранения, его любимый Есенин когда-то писал:
Но есть иные люди: Те Еще несчастней и забытей. Они как отрубь в решете Средь непонятных им событий.
Я знаю их и подсмотрел: Глаза печальнее коровьих. Средь человечьих мирных дел, Как пруд, заплесневела кровь их.
Но эта книга не для них, а для героических и отважных, для людей с живой кровью. Много ли их в сегодняшней России? Но да будет она настольной книгой для самых несмиренных и непокорных. Мучительно соображаю: почему он, обдумывая свои откровения на протяжении десятилетий, не публиковал их, не совершал никаких усилий, чтобы они зажили публичной жизнью, хоть как-то повлияли на ход истории? Может быть, "страха ради иудейска?" Нет, не таков был Георгий Васильевич, не робкого десятка! Или все-таки сомневался в окончательной правде своих прозрений и пророчеств? А может быть, от отчаяния, чувствуя себя русским человеком такой судьбы, о которых один из проектировщиков нового мирового порядка писал: "И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способы оболгать и объявить отбросами общества". Боялся, что уже не поймут: Возможно, возможно. Но нельзя исключить и того, что его душа, страдающая о судьбах Родины, пыталась собрать, освоить весь хаос истории, перемешанной с жизнью, и отлить свои заветные догадки в совершенную форму - не расплескать, не растратить золотой неприкосновенный запас раньше времени в спорах, в неизбежно пошлой полемике, в рукопашной схватке - как растрачивали его многие. Но скорее всего, он, видимо, предчувствовал, что его Родину ждут более страшные времена, нежели те, в которые он тянулся к своим тетрадям. А потому он завещал нам, чтобы страницы будущей книги - его войско - вышли во всеоружии на поле брани в самый роковой час русской судьбы, как засадный полк воеводы Боброка на Куликовом поле, который вырвался из рощи навстречу уже торжествующим победу врагам. Георгий Свиридов - наш воевода Боброк XX века, осенив себя крестным знамением, сегодня как бы говорит каждому из нас: "Теперь твой час настал - молись!" - и выводит навстречу врагам Христа и России народное ополчение своих прозрений и пророчеств. "Музыка как судьба", отрывки из которой мы публикуем - его завещание нам. Это книга русской борьбы на все времена.
"Наш Современник"
Книга "Музыка как судьба" Формат: jpeg Размер: 113 МБ
Аудиокнига "Музыка как судьба" Исполнитель: Терновский Евгений Формат: mp3 64 кбит/сек Размер: 999 МБ
Эта книга давно раскуплена, но ее новый тираж все задерживается из-за каких-то разногласий о наследственных или авторских правах на архив Свиридова. Так мне сказали представители издательства "Штрафбат на пенсии" (название искажено в соответствии с постом № 13. - Хleb) в Петербургском книжном салоне полтора года назад. С тех пор ничего не изменилось. Книга интересна полемически заостренными суждениями по музыкальным и литературным вопросам, написанными для себя, в стол. Нечто подобное можно встретить в записках В. А. Гаврилина "О музыке и не только...", но у младшего друга Свиридова более отвлеченный и иронический стиль. Эрудиция обоих незаурядна, поэтому их крайние выводы и суждения - не от невежества, а от стилистической совместимости или, чаще всего, несовместимости с оцениваемыми явлениями. К тому же вспомним, что Валерий Гаврилин считал себя в поздние свои годы "хранителем русской музыки". Вероятно, и Свиридов думал нечто подобное о своем призвании. И у старшего богатыря - удары наотмашь, сплеча. Советую всем прочесть обе книги! Свиридовскую - в Интернете можно было скачать, если не ошибаюсь, только в виде наговоренного текста, но к чему нам подобные дикости, когда глазами прочитывать надо, со всеми знаками препинания. А г-ну Reactsioner'у или Reactioner'у - слава! Ruhm und Ehre, как говорится.
Ссылка на книгу Гаврилина on line: http://www.booksite.ru/fulltext/gav/ril/in/index.htm
Мне не нравится намек, но происхождение его легко понять. Человек набирает в поисковике "Ruhm und Ehre", получает название какого-то неведомого никому нацистского марша и спешит поделиться с народами своим открытием. Мое же приветствие - беззлобно, не хуже будет и по-русски: "Честь и слава!" (относится, между прочим, к разместившему материал). А о благостности речи нет - речь идет о необходимости понять обостренное чувство боли за судьбу национально-корневого искусства и не потешаться над иногда преувеличенными страхами автора. Помните у Гаршина рассказ-притчу "Attalea princeps" о пальме, пробившей крышу оранжереи и замерзшей в чуждом холодном мире? Гаврилин и Свиридов под конец жизней стали подобными пальмами. Горько думать об этом.
Паазвольте, пила, конечно, была, но до этого "<...> Attalea поняла, что для неё всё было кончено. Она застывала", а начальство вовсе не "предусмотрительное", поскольку довело дело до пробитой крыши, при которой не одной пальме холодно. "Масонство" Ахматовой (мнимое, конечно), подозревается Свиридовым не из-за отсутствия в ее стихах душевной боли и трагизма, - их-то он в поэте(ссе) признаёт, видя причину в ударах по ее личной судьбе - а в таинственности, которой окутано её "жизнетворчество". Тут уж предоставим каждому судить, как заблагорассудится... Про бескультурье - вопрос не прямолинейный: человек из народных низов, Свиридов действительно всю жизнь "дообразовывался" и, надо признать, преуспевал в этом, хотя не всегда поспевал. Р. К. Щедрин, например, на мой взгляд, куда менее образованный человек, при всем своем внешне европейском лоске и потугах не отставать за литературной модой (на того же Набокова хотя бы). В. А. Гаврилин - тот был на редкость хорошо образован, в подробностях знал русскую литературную классику и модерн. Но главное в другом: крупные художники - "немного дикие звери" (Н. С. Гумилёв) и, приумножая культуру, с ней самой, зачастую, не церемонятся, поскольку они на культурном поле - не сторонние культиваторы, а участники зарождения, роста, борьбы, смены и гибели различных идей и систем ценностей, выраженных в худож. форме. Насчет израильской разведки - не думаю, что старик был столь наивен, чтобы всерьез об этом рассуждать. А вот небескорыстных американских доброхотов из числа советников "молодой демократии" у нас было одно время хоть отбавляй... Можно ли творчество Свиридова, лишенное оружия каких-либо прямых, словесно выраженных политических деклараций, полное силы и величавого созерцательного покоя, искренне рассматривать как "прибежище ксенофобии и национализма"? "Сенофилия" - вот что в нём есть: любовь к душистому сену, скошенному русским мужиком! И это прекрасно!
Огромннейшее спасибо! Книга мною давно прочитана, однако я часто перечитываю отдельные страницы. Можно сказать, что это одна из моих настольных книг. С удовольствием возьму и электронный, и аудиоформат. С поклоном и наилучшими пожеланиями.
Спасибо большое! Даю ссылку на книгу в формате pdf, и частично в доке. http://narod.ru/disk/23829379000/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%93.rar.html
Уважаемый Сергей, согласно п.п. 2.2 и 2.3 Правил добавления, был вынужден убрать изображение обложки и информацию о издательстве. Надеюсь на понимание.
Дык, ссылка на мэйл жива и содержит в себе и аудиокнигу тоже. Только что проверено.
Ссылка на народ тоже жива и скачабельна.
Сссылки тут активны, т. е. достаточно по ним просто кликнуть, чтобы попасть туда, куда они и ведут. Если же вы не кликаете, а копируете, чтобы вставить скопированное в адресное окошко браузера, то при этом у вас может случиться ошибка захвата - наприер, вы можете чего-то не до прихватить или же напротив, прихватить лишнего - тогда вот и получится, что вы скопировали адрес ссылки с ошибкой и, соответственно, вставив этот ошибочный адрес в адресное окошко браузера, вы попадёте не туда, куда надо, а именно на несуществующую страницу. Чтобы впредь не попадать в такой просак, копируйте всегда аккуратно. Если же с первого раза попали на несуществующую страницу, пробуйте сначала СКОПИРОВАТЬ ЕЩЁ РАЗ ССЫЛКУ, потом вставить этот ВНОВЬ СКОПИРОВАННЫЙ адрес в адресное окно браузера и попробовать перейти по ссылке, таким образом, заново. Если не получается три раза подряд (СКОПИРОВАТЬ ЗАНОВ, вставить, перейти), тогдла и только тогда (не раньше) можно деалть вывод, что ссылка действительно не работает, умерла и т. д..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".