Томази - Вилла-Лобос - Вольф-Феррари - Жоливе
Виртуозные произведения для фагота
Анри Томази - Концерт для фагота с камерным оркестром - сочинение, очень ярко выражающее характерные черты французской инструментальной музыки. Изящество, изысканность (в области ритма, гармонии, мелодии), богатая фантазия, изобретательность в красочном сочетании тембров солирующего и сопровождающих инструментов (состав оркестра - струнные и арфа), в использовании регистров фагота - всё это делает Концерт весьма привлекательным и для исполнителей, и для слушателей. Эрманно Вольф-Феррари - Сюита-концертино для фагота и камерного ансамбля, соч. 16 - создана в 1933 г. Пользуясь скромным составом оркестра (струнные и две валторны), композитор сумел достичь ярких контрастов звучания при сопоставлении различных по настроению частей сюиты. Поэтичный Ноктюрн сменяется озорной Strimpellata ("Бренчалка"), элегическая Канцона - жизнерадостным танцевальным Финалом. Эйтор Вилла-Лобос - вероятно, наиболее значительная личность в музыкальной жизни Бразилии ХХ столетия; он идеально соединил основные элементы этнической музыки своей страны с современными европейскими приёмами композиции. Ciranda das sete notas ("Танец семи нот") делает это особенно очевидным. Более всего в этом сочинении завораживает малость тематического материала, использованного Вилла-Лобосом: всё построено из простой, но остроумно ритмически искажённой гаммы До-мажор - и громадное богатство звуковых красок, достигнутое на основе этого мотива. Андре Жоливе - Концерт для фагота и камерного ансамбля - яркий образец виртуозного стиля Жоливе. Фагот выступает в этом произведении в самых различных амплуа, вплоть до колоратурного сопрано. В 1913 г. в Париже на генеральной репетиции "Весны священной" Стравинского в "Театре Елисейских полей" присутствовал престарелый Камиль Сен-Санс. Услышав первый такт балета, в котором фагот дерёт "до" второй октавы, Сен-Санс спросил: "Какой это инструмент?" и, получив ответ: "Фагот, мэтр...", покинул зал в полной растерянности. Вероятно, "фа" второй октавы в фаготном концерте Жоливе просто оборвало бы жизнь почтенного композитора. Петро Андреев
Virtuosity of Bassoon, v. 1: А. Томази - Концерт для фагота с камерным оркестром Струнная группа Государственного симфонического оркестра, дир. Дмитрий Китаенко
Э. Вилла-Лобос. Танец семи нот Струнная группа Воронежского симфонического оркестра, дир. Владимир Вербицкий
Э. Вольф-Феррари. Сюита-концертино для фагота и камерного ансамбля, соч. 16
А. Жоливе. Концерт для фагота и камерного ансамбля Струнная группа Государственного симфонического оркестра, дир. Геннадий Рождественский
Валерий Попов – фагот Валерий Попов (р.1937 ) с 1971 г. преподаёт в Московской консерватории, с 1991 г. - профессор. С 1992 г. возглавляет кафедру духовых и ударных инструментов Московской консерватории. Игру этого музыканта отличает удивительная красота звучания инструмента, редкая полнота тона, строгость вкуса, внимание к тщательной отделке всех деталей.
mp3/192 | 90.3 Mb
______________________________________________
|