Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 04:18
Главная страница » 2010»Август»7 » Современная музыка для виолончели соло. Александр Ивашкин исполняет Раскатова, Кнайфеля, Губайдулину, Васкса, Екимовского, Шнитке. 1990 г.
Современная музыка для виолончели соло. Александр Ивашкин исполняет Раскатова, Кнайфеля, Губайдулину, Васкса, Екимовского, Шнитке. 1990 г.
Александр Васильевич Ивашкин — российский виолончелист и музыковед. Доктор искусствоведения.
Биография
Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (1971) по двум специальностям: как виолончелист и музыковед. Занимался также дирижированием в Московской консерватории в классе Г.Н. Рождественского, Б.Э. Хайкина и В.К. Полянского. Кандидат искусствоведения (1979). Доктор искусствоведения ( 1993). В 1978—1991 гг. соло-виолончель оркестра Большого театра и художественный руководитель камерного ансамбля «Солисты Большого театра» (совместно с дирижером А.Н. Лазаревым), а также ведущий музыкальный критик журналов «Музыкальная Жизнь» и «Советская Музыка». В 1990—1999 гг. профессор виолончели и камерного ансамбля в Университете Кентербери в Новой Зеландии. С 1999 г. профессор и руководитель факультета исполнительства Голдсмит-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нём[1]. Гастролировал как виолончелист в более чем 40 странах. С 1995 года - художественный руководитель Международного фестиваля и конкурса виолончелистов имени Адама.
Исполнительское творчество
Как исполнитель Ивашкин является, главным образом, специалистом по музыке XX века. Им осуществлены мировые премьеры произведений Джона Кейджа, Маурисио Кагеля, Кшиштофа Пендерецкого, Арво Пярта, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Раскатова, Владимира Тарнопольского, Николая Корндорфа, Фараджа Караева, Дмитрия Смирнова, Виктора Екимовского , а также многочисленных сочинений ведущих композиторов Австралии и Новой Зеландии — Питера Скалторпа, Ларри Ситского, Джилиан Уайтхэд, Крис Кри-Брауна, Бриджид Бизли ( записанных на двойном компакт-диске в альбоме «Под Южным Крестом»). Среди записей Ивашкина — все сочинения для виолончели и фортепиано Прокофьева (1994, с пианистом Тамашем Вешмашем), Александра Черепнина (1999, с пианистом Джеффри Тозером), Николая Рославца (2001, с пианисткой Татьяной Лазаревой), Рахманинова (2004, с пианистом Рустемом Хайрутдиновым); виолончельные концерты Вивальди, Гайдна, Шумана, Эльгара, Чайковского, Гречанинова, Мясковского; все виолончельные концерты Шостаковича, включая оркестровки Концерта Шумана и Концерта Тищенко; все виолончельные концерты Прокофьева; все виолончельные концерты Шнитке, включая Диалог, Концерт на Троих и Concerto Grosso №2 ( совместно с Татьяной Гринденко); все виолончельные концерты Канчели. Особое значение для Ивашкина имеет музыка Альфреда Шнитке, посвятившего ему Третий гимн для виолончели в сопровождении ансамбля и сочинение для виолончели-соло «Klingende Buchstaben». Несколько особняком стоит работа Ивашкина с наследием Иоганнеса Брамса: на основании архивных разысканий Ивашкин реконструировал первоначальную версию Двойного концерта Брамса для скрипки и виолончели с оркестром (Op. 102), написанную исключительно для виолончели с оркестром, и впервые исполнил её в родном городе композитора Гамбурге в 2004 г.и позднее в Москве ( Большой Зал Консерватории, с оркестром Симфонической капеллы России, февраль 2005) и в Петербурге ( с Заслуженным коллективом республики оркестром Петербургской филармонии, февраль 2007). Ивашкин постоянно выступает как солист с ведущими оркестрами многих стран. Среди них - Заслуженный коллектив республики оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академический оркестр Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Большого Театра, Симфоническая Капелла России, Оркестр Русская Филармония (Москва) , Уральский Симфонический оркестр (Екатеринбург), оркестр Гамбургской филармонии (Германия), Берлинский Симфонический оркестр (Германия), Южновестфальский филармонический оркестр (Германия), Нидерландский Филармонический оркестр , RAI оркестр в Турине, Симфонический оркестр ВВС в Лондоне, Лондонский Филармонический оркестр, ведущими оркестрами Австралии (Перт, Хобарт, Мельбурн) , Новозеландским симфоническим оркестром, Кейптаунским Филармоническим оркестром (Южная Африка), Симфоническим оркестром в Рено (США), Боулдере (США), Нью Джерси (США), Филармоническим оркестром Виннипега (Канада), с Женевским , Лондонским, Флорентийским, Новозеландским и Амстердамским камерными оркестрами, камерным оркестром "Пентадр" (Монреаль, Канада), а также с московской Студией Новой Музыки, Камерным оркестром Кремля, Камерным оркестром "София". Ивашкин также концертирует как дирижер в России, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Армении и Азербайджане.
Музыковедческая работа
Как музыковед Ивашкин дебютировал брошюрой о жизни и творчестве Святослава Кнушевицкого (М.: Музыка, 1977), за ней последовала аналогичная работа о Данииле Шафране (1980); в дальнейшем Ивашкин также подготовил две книги о Мстиславе Ростроповиче — в Германии к его 70-летию (Rostrospective: On the Life and Achievement of Mstislav Rostropovich. Frankfurt-Schweinfurth: Reimund Maier Verlag, 1997. — 142 pp.[4]) и в Японии к 80-летию (Rostropovich. — Tokyo: Shunjusha Publishing Company, 2007. — 280 pp.). Монографии Ивашкин посвятил Кшиштофу Пендерецкому (1983) и Чарльзу Айвзу (1991). Однако особое место в трудах Ивашкина, как и в его исполнительской работе, занимает Альфред Шнитке. В 1987 г. он опубликовал в издательстве «Советский композитор» аннотированный каталог сочинений композитора (переиздан в Милане в 1988 г.). В 1993 году в Турине, в 1996 г. в Лондоне вышли популярные книги Ивашкина о Шнитке, а в 1994 г. Ивашкин подготовил и напечатал книгу «Беседы с Альфредом Шнитке», выдержавшую к 2006 г. ещё четыре издания, в том числе в Германии ( 1998), США ( 2002) и Японии ( 2003). В 2004 году под редакцией Ивашкина был опубликован сборник статей Альфреда Шнитке о музыке. В общей сложности Ивашкиным опубликованы 18 книг и более 200 статей. С 2007 года Ивашкин является главным редактором Собрания Сочинений Альфреда Шнитке, выпускаемого издательством Композитор ( Санкт Петербург) совместно с архивом Шнитке в Лондонском университете.
Хороший виолончелист и интересная музыка. Особенно понравился Раскатов. Игры, правда, показались не очень-то драматическими, но точно игры. У других больше умозрительности. У Губайдулиной прелюдии больше похожи на этюды(даже,можно сказать, не концертного плана). У Кнайфеля слишком затянуто произведение. А Екимовский вообще не понравился. Не поняла о чём он? Спасибо за экскурс и за Раскатова.
А Винамп через Инет "Прелюдии" Губайдулиной так и отождествляет - как "Этюды". Похоже, что где-то так (под таким названием) они и изданы.
А мне всё никак не удаётся сконцентрироваться вниманием на этой музыке, чтобы вынести своё суждение по каждой вещице конкретно. Только поставлю, а мысли уже где-то в другом месте витают. А когда возвращаются - уже "десятый" трек играет. Приходится снова ставить плеер на первый и пробовать сконцентрироваться. И опять всё точно так же - мысли улетают, а когда возвращаются, опять "десятый" трек уже на дворе. И так сколько раз не пробовала - всё никак не получается. Зато мне интересный сон сейчас под эту музыку приснился. Сейчас напишу. Минуточку...
...И вот я снова в этом городе. И волей каких-то чудно сложившихся обстоятельств мне снова попадается под съём квартира, в которой я уже жила когда-то. Как это приятно! Тут всё знакомо, тут всё как родное почти. И это как-то греет. Ура! Конечно, время внесло свои несколько печальные коррективы: прежний хозяин квартиры - старик-еврей, очень хворый тогда ещё - умер, и квартира перешла в наследство его внуку. Но, как известно: чему быть - того не миновать. Итак, просто встретившись с агентом (тоже давно знакомым мне (и тут удивительное совпадение!) человеком), получив от него адрес и ключи, я - в квартире. Не разложив вещи, устало плюхаюсь на диван и ... засыпаю. Сплю. Время летит незаметно. На улице темнеет. Просыпаюсь от желания что-нибудь съесть. Иду на кухню, полная приятных воспоминаний о пережитом тут когда-то времени, соображаю: что же можно тут придумать - приготовить на ужин, перекусить? И вдруг мысль посещает меня: "А заперла ли я входную дверь?" Иду проверить. И - о чудо! - дверь обнаруживается незапертой! Как же так!? Я несколько часов проспала одна в чужой квартире, не заперев за собой двери!? А если бы кто-то зашёл?.. Все ли вещи на месте? Проверяю мысленно: вроде бы всё на месте. Итак, закрвываю дверь на замок. И тут обращаю внимание, что дверь-то уже не та, что раньше была - не та обычная плотная деревяная входная дверь, которые всегда стоят на дверях квартир, если их ещё не заменили на железную, бронированную - а какая-то смешная неуместная тут почти ажурная покрашенная в белое дверь, какую обычно ставят на даче при выходе на веранду или между кухней и коридором - дверь со множеством застеклённых окошек. ... Я закрвываю дверь ключом на замок. Проверяю: как закрылось? Дверь открывается, словно и не запирала я её. Что такое! Снова кручу ключ в замке. Раздающиеся из замка звуки говорят о том, что дверь закрылась. Но пробую - и снова дверь открывается. Тут кто-то входит в подъезд, поднимается по лестнице мимо меня, оглядывается как будто с подозрением или любопытством. Немолодая женщина. Потом входит кто-то ещё. Простого вида мужик какой-то. Мне неловко, что оба они оглядываются и смотрят на меня как-то странно, подозрительно что ли или напряжённо как-то. Может быть, просто присматриваются к новому квартиранту, зрительно знакомятся? А может быть, подозревают: не вор ли я? А может ... Может что-то другое? Страшное... Откуда-то у моей не закрывающейся двери появляется девочка и с видом цыганёнка начинает приставать с вопросом: "А что у тебя есть?" - "Ничего у меня нет", - отвечаю. "Так не бывает!", говорит она. "Что у тебя есть? Пошли посмотрим!" - продолжает она настойчиво, не то жуя жвачку, не то передвигая языком леденец во рту своём и словно собираясь запросто войти ко мне - так, словно это для неё обычное дело, будто она проделывала это уже много-много раз. "Господи! Когда же закроется эта дверь!", думаю я про себя, нервно пытясь что-то сделать с замком, с ключом, с защёлками... Кажется, что-то как-то как бы закрылось.
Всё. Девочка - по ту сторону двери. Я - в относительной безопасности. Но в подъезде шуму и какой-то непонятной суеты за это время прибавилось. К моей двери весело переговариваясь, увлечённые какими-то анекдотами-шутками промеж собой подошли двое молодых людей в солидных костюмах. Один из них, продолжая весело шутить со своим напарником, не замечая моего присутствия, облокотился на мою дверь своей спиною и со смехом отбросил голову затылком в одно из окошек её. Окошко как-то тихо то ли проломилось, то ли сдвинулось во внутрь - так, словно и не было в нём никакого стекла. Голова смеящегося молодого человека оказалась таким образом в некоторм роде в моей квартире. Он словно издевался перед своим товарищем, не видя меня, над хилостью моей входной двери в квартиру. Я, не растерявшись, постучала своим кулачком по его просунувшемуся в моё окошко затылку и сказал: "Здравствуйте! Вам чего?" Молодой человек отпрянул, обернулся, вмиг стал серьёзным, официальным. Представились: оба де из мэрии или чего-то там такого - пришли проверить состояние сдаваемого в найм жилища и всё такое. Впускаю. Они начинают о чём-то спрашивать, и смысл их каких-то туманных, полушутливых вопросов (улавливаю с трудом) как будто бы сводится к тому, что они обеспокоены тем, как можно вот мне жить в квартире вот с такой вот несерьёзной хилой входной дверью? Тут в прихожую квартиры приходят ещё более солидные официальные лица - из мэрии или чего-то там такого, потому что все они мне наглядно кажутся очень знакомыми - по телевизору часто показывают их всех. И все как-то непонятно полушутливо и туманно - всё вокруг да около - ведут речи о том, что они де проверяют состояние жилищ, и что "что это у меня за дверь такая несерьёзная при входе?", "не боюсь ли я с такой дверью тут жить и оставаться?", что "да, да, да - надо обязательно зменить входную дверь". Меня охватывает какой-то странный тихий ужас беспокойства. Мне непонятно: что они тут все собрались? Что им надо? Моё чутьё явно подсказывает мне, что всё это очень и очень неспроста, что им всем что-то тут надо, чего-то очень коррыстного. И тут мысль-догадка осеняет меня! Ведь это же чиновники! Чиновники-мздоимцы! Наводчики! Они узнали о вселении в эту квартиру очередного квартирванта и тут же пришли пронюхать: кто да что и с чем вообще. А сейчас они наперегонки побегут сливать информацию квартирным взломщикам и грабителям! За плату, конечно же! Ведь я не видела даже нынешнего хозяина квартиры! Меня даже агент не довёл до неё! Всё. Я - в ловушке. Сейчас ко мне придут и ограбят! Что же делать? Бежать с вещами на вокзал? Но ведь уже за полночь!.. Забаррикодироваться? Придвинуть к входной двери какой-нибудь шкаф? А он выдержит? И как быть завтра, послезавтра?... С этими полными лихорадочной растерянности и гнетущих дурных предчувствий мыслями я просыпаюсь ото сна и понимаю, что всё это была музыка, которая всё это время играла у меня в плеере: современная музыка для виолончели соло, товарищи! И сон под неё.
Кажется, ничто лучше одинокой виолончели и современной музыки для неё не может выразить всю напряжённость современного квартирного вопроса, товарищи. Не так ли?
Нет. Я полюбила эту музыку ещё до дыма. К тому же дыму у нас в Пензе не так и много. Он всё больше как-то по небу идёт. А вот вода... Она вся протухла давно. И тина в ней. И запах от неё - хуже дыма стоит. И главное: его ведь (в отличие от дыма) не видно. Дым, если увидишь, можно обойти или объехать там. А запах тины... Вот как его обойдёшь, если его и не видно совсем? Вот и приходится передвигаться методом тыка: сюда пойдёшь - на запах натыкаешься, идёшь другим путём. И так далее.
Я вообще этот диск воспринимаю как одно целое. Причём циклическое. Потому что начало его, самовключаемое после конца, звучит так же естественно, как если бы это было настоящее продолжение диска.
Спасибо! Задумчивая музыка, если можно так выразиться, с изрядной долей созерцательности
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".