Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 06:40
Главная страница » 2010»Июль»15 » Рихард Штраус «КАВАЛЕР РОЗЫ»/Э. Шварцкопф, К. Людвиг, Т. Штих-Рандал, Караян
Рихард Штраус «КАВАЛЕР РОЗЫ»/Э. Шварцкопф, К. Людвиг, Т. Штих-Рандал, Караян
11:21
Рихард Штраус 1864-1949 «КАВАЛЕР РОЗЫ» (1911). Музыкальная комедия в трех действиях, либретто Гуго фон Гофмансталя
Содержание оперы
Действие происходит в Вене, в первые годы царствования Марии-Терезии (1740-е г.г). ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. Спальня герцогини, супруги маршала Верденберга. Семнадцатилетний юноша граф Октавиан стоит на коленях перед маршальшей, пылко объясняясь ей в любви. Внезапно снаружи доносится шум. Это кузен маршальши барон Окс фон Лерхенау. Герцогиня умоляет Октавиана бежать. Октавиан успевает только переодеться в платье горничной, как дверь распахивается. Барон Окс просит княгиню порекомендовать ему юного аристократа, который по обычаю должен отнести серебряную розу невесте Окса Софи, дочери богача Фаниналя, недавно ставшего дворянином. Между делом барон обращает внимание на горничную, как выясняется по имени Мариандль, не успевшую скрыться. Княгиня рекомендует в качестве свата графа Октавиана. Наступает час приема посетителей. Среди них авантюристы Вальцакки и Аннина. Просят помощи благородная вдова и трое ее сыновей. Флейтист играет, итальянский певец поет, парикмахер причесывает маршальшу. Оставшись одна хозяйка дома с грустью смотрит на себя в зеркало. Возвращается Октавиан. Он хочет утешить возлюбленную, она уклоняется от его объятий. Время идет и придет час, когда Октавиан покинет ее. Октавиан не хочет слышать об этом. Но герцогиня просит его уйти. Вспомнив об обещании барону, маршальша посылает с негритенком вслед Октавиану серебряную розу в футляре. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. Гостиная в доме господина Фаниналя. Все ждут кавалера роз, а затем и жениха. Входит Октавиан. Он одет в серебристый костюм, в руке у него серебряная роза. Софи взволнована. Октавиан спрашиват себя: как он мог жить без нее раньше? Молодые люди нежно беседуют. Появляется барон Окс. Он расточает пошлые комплименты и совершенно отвращает от себя невесту. Молодые люди остаются одни, и Софи просит Октавиана расстроить ее брак с глупым бароном. Молодые люди в порыве любви обнимаются. Вальцакки и Аннина, нанятые Оксом, подсматривают эту сцену и зовут барона. Барон делает вид, что не придает значения случившемуся: ему нужно срочно жениться на богатой невесте. Он требует немедленно подписать брачный контракт. Октавиан бросает ему в глаза оскорбления, выхватывает шпагу и слегка ранит барона в руку. Барон считает рану смертельной. Фаниналь выгонят Октавиана и грозится заточить Софи в монастырь. Барон ложится на кровать. Вино придает ему сил, но еще больше записочка от камеристки маршальши, которая назначает ему свидание. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. Комната на окраине Вены. Готовится розыгрыш. Октавиан перекупил Вальцакки и Аннину. Сам он переоделся в женское платье и изображает камеристку Мариандль. Входит барон с перевязанной рукой. Он торопится уединиться с горничной. Октавиан изображает застенчивость. Его сообщники постоянно выплывают из темноты, пугая барона. Неожиданно входит дама с четырьмя детьми, которые бросаются к барону с криками «Папа! Папа!», дама называет барона своим мужем. В это время появляются Фаниналь и Софи. Комната наполняется людьми. Октавиан незаметно переодевается. Все проясняется. Но вдруг прибывает маршальша. Барон уходит, за ним расходятся все остальные. Княгиня советует Октавиану следовать велениям сердца. Все трое взволнованы. В финальном трио композитор выводит персонажей за пределы комедии. Партии героев, посвященные каждая загадке жизни, примиряются в неком высшем созерцании, хотя и остаются без ответа. Их вопросы повисают в воздухе, ибо противоречивость – закон жизни.
***
Элизабет Шварцкопф (Schwarzkopf) (1915-2006) - немецкая певица (сопрано). Музыкальное образование получила в берлинской Высшей музыкальной школе, брала уроки пения у М. Ифогюн. Дебютировала в 1938 в Берлинской городской опере, в 1942—51 ведущая солистка Венской государственной оперы. С 1948 выступала на крупнейших оперных сценах Европы и Америки, регулярно участвовала в Зальцбургских и Байрёйтских фестивалях. С 1951 жила в Лондоне, в течение ряда лет была солисткой театра «Ковент-Гарден». В камерном репертуаре Шварцкопф аккомпанировали на фортепьяно Эдвин Фишер, Вальтер Гизекинг, Вильгельм Фуртвенглер и Джеральд Мур. В середине 70-х гг. оставила оперную сцену, продолжая концертировать и записываться на пластинки. Шварцкопф отличали исключительная гибкость и чистота голоса, красота его тембра, стилистическая чуткость, а на оперной сцене также незаурядное актёрское мастерство. Одна из выдающихся исполнительниц произведений В. А. Моцарта и Р. Штрауса.
Криста Людвиг (Ludwig) (р. 1928) - немецкая певица (меццо-сопрано). Поступила в Высшую музыкальную школу Франкфурта-на Майне. Там же в 1946 году состоялся ее дебют. В 1955 году дебютирует в Венской опере. В том же году состоялось ее первое выступление на Зальцбургском фестивале (Композитор в «Ариадне на Наксосе» Р.Штрауса). Ее блестящие выступления в партиях Дорабеллы, Керубино, Октавиана выдвигают ее в ряд крупнейших мастеров оперной сцены. Гастролировала в 1971 году в Москве с Венской оперой. Один из спектаклей этих гастролей, «Кавалер розы», в котором певица исполнила партию Октавиана, был записан на пластинки (дирижер Й. Крипс). Обладательница уникального голоса, Людвиг одинаково легко справлялась не только с меццо-сопрановыми ролями, но и с партиями драматического сопрано. Так в ее репертуаре появляются Леонора («Фиделио»), Дидона («Троянцы»), Маршальша («Кавалер Розы», дирижер Леонард Бернстайн). Певице подвластны и вагнеровские партии (Ортруда, Кундри, Брангена, Фрика). Выступала в камерном репертуаре. Среди коронных ролей позднего периода особо следует выделить Клитемнестру в «Электре» Р.Штрауса. Именно этой партией певица завершила в 1995 году на подмостках Венской оперы свою сценическую карьеру.
Сопрано Тереса Штих-Рандал (Stich-Randal), немка по национальности, родилась в 1927 году в США, там получила вокальное образования. Принимала участие в концертах Артуро Тосканини. Затем переехала в Европу, с 1952 года – солистка Венской оперы. Большой успех имела в операх Моцарта, Верди, Рихарда Штрауса, выступала на фестивалях в Зальцбурге, в крупнейших театрах Европы и США. Давала камерные концерты. Среди записей певицы, изданных на пластинках в России, Антонида в «Жизни за царя» Глинки, где ее партнерами были Борис Христов и Николай Гедда (дирижер Игорь Маркевич).
Герцогиня Верденберг (Маршальша) – Элизабет Шварцкопф, сопрано Барон Окс фон Лерхенау – Отто Эдельман, бас Граф Октавиан – Криста Людвиг, меццо-сопрано Господин фон Фаниналь – Эберхард Вехтер, баритон Софи, его дочь – Тереза Штих-Рандал, сопрано Вальцакки – Пауль Кюн, тенор Аннина – Керстин Мейер, меццо-сопрано Итальянский певец – Николай Гедда, тенор Хор и оркестр «Филармония», Лондон Дирижер Герберт фон Караян Запись 1957 года.
Скачать flac
https://yadi.sk/mail?hash=TfV2d9CIimI6o7Ekly8jZLZGAG6Y5AY4gZ%2BZXfpgqT7Rw5LI8PIdiB0PqgSaqe5Xq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&uid=62518789
Здравствуйте! Поделитесь, тпожалуйста, опытом - как скачанные файлы открыть. (Пытаюсь послушать Кавалера розы, но не могу понять, где найти пароль к архинвымфайлам). Заранее большое спасибо!
Спасибо большое! Когда-то в детстве, родители, водили меня на эту оперу в Ленинграде. (Извините, театра не помню). Осталось впечатление чего-то лёгкого и жизнерадостного. При прослушевании постараюсь вернуть себе эти ощущения. P.S. Можно попросить разместить оперу "Вильгельм Телль" в формате МР3? Заранее благодарен.
Конечно, Ариадна - опечаточка вышла. Я слушал её года 3 назад в Вене - очень здорово! Там Груберова, несмотря на возраст - так коларатурила! А "Кавалера" живьем слышать не пришлось... Спасибо за выкладку!
Можно любить, или не любить Шварцкопф - беусловно, она достойна уважения, хотя в смыле вокала я предпочитаю ей не менее продуманные трактовки Марии Райнинг. А вот герой, видимо главный - чье имя вынесено в название оперы - Криста Людвиг в Октавиане на меня большого впечатления не произвела ни вокалом, ни интерпретацией, Сена Юринац пела это чаще и гораздо интереснее.
Купил эту запись более 10 лет назад, но возвращаюсь к ней нечасто. В ней как-то нет венского колорита, присущего записям Кляйбера (старшего и младшего), слушая ее я особенно четко ощущаю, что это студия.
Говоря об идеале, не стоит забывать о прекрасной шолтиевской записи Кавалера с идеально поющей обворожительной Режин Креспен.
Насчет стерео тоже сомневаюсь - EMI продает это в двух изданиях - с оригинальном моно-звуком и в стерео-варианте.
Все вышеописанное совершенно не означает, что запись не интересная. Просто как-то давно сложился миф, что ограниченная в 50-х вокальными возможностями Шварцкопф - великая Маршаллин. А были "ветераны", делавшие это не менее, а может и более интересно - Лотта Леман, Мария Райнинг, Лиза делла Каза (скорее не в Маршальше, а в Ариадне), Режин Креспен
Это настоящее стерео,да еще какое качественное.Маломикшированное,абсолютно живое,необработанное,без шумодава.Не сомневайтесь.Просто послушайте. С остальным не соглашусь,я слышал все перечисленное вами,и мой выбор - именно эта запись.Особенно 2 и 3 акты. Финал просто завораживает,магия какая-то..все имхо,все мы имеем свои предпочтения,и это замечательно!!! Кстати,Сергей,у вас вроде как 4 выкладки по данным сайта,и что-то ни одной из них не находится..Куда дели? )))
Честно говоря, не знаю как было дело. Кто-то пишет о том, что записано было в моно, а стерео сделали великолепные инженеры EMI. Где-то читал, что писали и в моно и в стерео (в случае Шварцкопф это возможно )
Но на коробке моно-релиза написано "original mono edition"
Может,как фильм "Подкидыш",записали по очереди в двух вариантах (стерео тогда было почти бессмысленно - на чем проигрывать?).Возможно,проблема плохого восприятия оперы и состоит в том,что вы слушали не другой вариант той же записи,а другую запись вообще.. Но сделать из моно такое суперстерео невозможно,без вариантов.Когда делали стереоримейк Гольдбергов Гульда(55),то пришлось использовать воспроизводящее фортепиано(то есть вовсе это и не Гульд,а машина)
Я не очень понимаю, что такое "плохое восприятие оперы", у меня есть тот же вариант, что и у Вас. Моно я покрутил в руках, даже чуть послушал, но покупать не стал.
Я всего лишь хотел обратить внимание на некое противоречие, состоящее в том что очень умную интеллектуальную, тонкую певицу, обладавшую небольшим голосом, ограниченными вокальными возможностями и сомнительной техникой, принято считать идеальной Маршальшей, Ариадной и замечательной моцартовской певицей. В тех изящных партиях, где наряду с глубиной трактовки есть возможность продемонстрировать всю красоту женского вокала.
Очаровательное в сороковых сопрано Элизабет Шварцкопф очень быстро потеряло свой блеск и с середины 50-х не подходило для оперного пения, хотя она могла записывать всё это в студии и продолжала петь несложные партии на сцене - свою коронную донну Эльвиру и ту же Маршальшу. Она никогда не решалась петь "вживую" на сцене Ариадну и Арабеллу, требовавшие свободного верха и вокальной устойчивости, в отличии от считавшейся конкуренткой делла Каза, проделывавшей это до конца карьеры.
ОК, это нисколько не мешает мне любить и слушать Шварцкопф, реже в опере, а чаще в другой области, где для нее навсегда останется своё, особое место - в немецких Lieder, где художественный шепот в камерной обстановке является, скорее выразительным приемом, а не выглядит, как недостаток.
Позвольте ляпнуть дилетанту. Дань отдаю его таланту, Но... и у розы есть шипы, Мои претензии глупы - пусть кто-то скажет... Продолжаю. Я никому не возражаю, Но... почему Октавиан, Меня простите, не пацан? Его поёт, простите, баба! Не говорите мне: "Так надо!" В любовь такую я не верю! Какую страшную потерю Понёс мужской репертуар! Я всё сказал. ... сплошной нуар!
Комментарий из удалённой выкладки участника Elegant (Elegant):
nava (Puma) (13 Апрель 09 21:38) «Кавалер розы»-царство широко разливающихся потоков богатой и чувственной лирической мелодии.. Elegant,большое спасибо за содержательный пост,очень интересно прикасаться не только к потрясающей музыке,но и здесь же знакомится с творчеством автора..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".