Б. МАРЧЕЛЛО (1686—1739) Сонаты для виолончели и basso continue
08:59
Б. МАРЧЕЛЛО (1686—1739) Сонаты для виолончели и basso continue
Соната № 1 фа мажор (8.28) 1. Largo 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro Соната № 2 ми минор (8.39) 1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Andante Соната № 3 ля минор (7.04) 1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro Соната № 4 соль минор (6.55) 1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro Соната № 5 до мажор (6.49) 1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro Соната № 6 соль мажор (7.32) 1. Adagio 2. Allegro 3. Grave 4. Allegro
Лев Евграфов, виолончель Basso continue: Александр Бахчиев, клавесин Александр Рудин, виолончель
Звукорежиссер И. Слепнев. Редактор Н. Захарьев
Виолончельное творчество итальянских композиторов XVIII века привлекает своими художественными достоинствами — выразительной мелодикой, богатой ритмической палитрой, ясной и стройной формой, мастерским использованием кантиленных и виртуозных возможностей виолончели в полном соответствии с природой этого инструмента. Наряду с прекрасными виолончельными концертами Вивальди и Тартини, Лео и Боккерини, силу своего эмоционального воздействия на слушателя до нашего времени сохранили сонаты Вивальди, Боккерини, Саммартини, Джеминиани, Капорале, Пасквалини, Грациани, Черветто, Абако и много других итальянских музыкантов. К их числу относятся и два сборника виолончельных сонат известного итальянского композитора первой половины XVIII века Бенедетто Марчелло (1686—1739). Он происходил из знатного венецианского рода и был одаренным и всесторонне образованным человеком. В юности он играл на скрипке, а композицию изучал под руководством Франческо Гаспарини и Антонио Лотти. Марчелло проявил себя не только как талантливый и плодовитый композитор, но и как музыкальный писатель и как поэт. Имея юридическое образование, он занимал и государственные должности. Автор множества кантат и месс, он сочинял также в ораториальном и оперном жанрах, сочинял concerti grossi и сонаты, в частности, для флейты, для виолончели, для клавесина. Сонаты Марчелло, написанные для виолончели и цифрованного баса, впервые изданные еще при жизни композитора, неоднократно переиздавались в XIX—XX веках в редакциях А. Моффата, А. Пиатти, К. Шредера, Ж. Сальмона, Ж. Слаттера, У. Уайтхауза, Ф. Поллена. В настоящей записи шесть сонат Марчелло исполняются в редакции известного немецкого виолончелиста Вальтера Шульца (1893—1967), изданной в Лейпциге с расшифровкой партии цифрованного баса для клавесина, принадлежащей Зигфриду Притше. Все сонаты Марчелло (фа мажор, ми минор, ля минор, соль минор, до мажор, соль мажор), как и сонаты Вивальди, имеют типичное для первой половины XVIII века четырех-частное строение в последовательности медленно — быстро — медленно — быстро. Примененный в них принцип художественного контраста касается не только темпа, но и самого характера музыки сопоставляемых частей, которые, несмотря на некоторую лаконичность, очень содержательны и выразительны. Первые части (за исключением Largo в Первой сонате, это — Adagio) отличаются благородством и сдержанностью, порой созерцательностью, широтой мелодического дыхания. Мелодическая выразительность присуща и третьим, также медленным частям цикла (это — Largo, за исключением Grave в последней сонате). Но в отличие от первых они носят ярко выраженную эмоционально-лирическую окраску, представляя собой «лирический центр» произведения; некоторые из них близки сарабандам из скрипичных сонат Корелли. Быстрые части виолончельных сонат Марчелло (за исключением финального Andante во Второй сонате, это — Allegro) обычно энергичны, часто жизнерадостны. Первые Allegro носят фугированный характер, финальные—танцевальный, напоминая по стилю то кореллиевские жиги, то финальные части в сонатах Вивальди. В сонатах богато, разносторонне и с тонким пониманием природы выразительных возможностей виолончели использована и кантилена инструмента, и сравнительно развитая виртуозная техника. Выразительное bel canto медленных частей, богатство штриховых комбинаций, смелое для того времени применение двойных нот в соединении с отмеченной контрастностью в музыкальном содержании отдельных частей требуют от исполнителя значительного мастерства, воплощения принципа «единства в разнообразии» и, разумеется, тонкого чувства стиля. Наряду с выразительной мелодикой в медленных частях и секвенционной техникой в быстрых, перед исполнителями сонат Марчелло встает задача чисто ансамблевого характера, в большой мере обусловленная полифоническими приемами композиции, которые обычно проявляются в имитационных диалогах солирующей виолончели и сопровождающего баса. Художественные достоинства виолончельных сонат Марчелло позволяют утверждать, что, написанные более 250 лет тому назад, они не утратили ни своего педагогического, ни концертного значения. Л. Гинзбург, доктор искусствоведения, профессор
* * *
Виолончелист Лев Евграфов родился в 1934 году в семье музыкантов, окончил Музыкальную школу имени Гнесиных, а в 1958 году — Московскую консерваторию, начав концертную деятельность в городах Советского Союза. В 1963 году он стал лауреатом Международного конкурса имени Пабло Казальса в Будапеште. Уже к тому времени талант артиста привлекал зрелостью художественных замыслов, благородной манерой исполнения, свободой владения инструментом. В последующие годы виолончелист с успехом выступает в Англии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Югославии, Чехословакии. В его репертуаре шесть сюит для виолончели соло И. С. Баха, сонаты и вариации для виолончели и фортепиано Бетховена, сочинения Боккерини, Шумана, Брамса, Грига, Рахманинова, Бартока, Кодаи. Большое внимание уделяет Евграфов советской музыке. В цикле из семи концертов он исполнил все основные произведения для виолончели, созданные советскими композиторами. Концертную деятельность Л. Евграфов сочетает с преподавательской работой в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где он заведует кафедрой виолончели. * * * Александр Бахчиев окончил Московскую консерваторию в 1958 году по классу профессора Л. Н. Оборина, у него же совершенствовался в аспирантуре. Концертную деятельность начал еще в студенческие годы. В 1951 году был удостоен звания лауреата на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Как солист и ансамблист концертирует во многих городах Советского Союза, гастролировал во Франции и ГДР. С 1971 года А. Бахчиев постоянно выступает в фортепианном ансамбле с Еленой Сорокиной на концертной эстраде, по радио и телевидению. * * * Виолончелист Александр Рудин начал заниматься музыкой пяти с половиной лет в школе-семилетке при Московской консерватории под руководством известного виолончелиста Л. Евграфова. Продолжал занятия в классе Евграфова в музыкальной школе-десятилетке при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1973 году ему была присуждена первая премия на Международном конкурсе молодых музыкантов «Концертино-Прага», после которого он дал ряд концертов в городах Чехословакии. В 1976 году юный исполнитель одержал новую блестящую победу на Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге, в 1978 году — на Всесоюзном конкурсе виолончелистов. В 1978 году на VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского Рудин занял третье место.
В 1978 г. Рудин поделил 3-е место с А. Князевым. Но он (Рудин) участвовал и в следующем (1982 г.)конкурсе П. И. Чайковского и завоевал 2-е место.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".