Экзотика древне-восточной культуры, восточная философия, поразившие Шимановского во время его поездок в Африку - Алжир, Бискру, Тунис, нашли отражение во многих его сочинениях 1910-20х годов. Красочно-звуковая палитра оркестра, тяга к экзотическим ориентальным гармониям и рафинированным тональностям в этот период стала для композитора главным выразительным средством (это сближало Шимановского с французскими импрессионистами). Используя колористические находки Дебюсси и Равеля, польский композитор создал свой собственный стиль, сочетающий традиции классиков с достижениями современников - Рихарда Штрауса и Скрябина (высокая эмоциональность, порой экстатичность). Наиболее ярко это проявилось в вокальных циклах - "Любовные песни Хафиза" на арабские тексты (1914) - 'Желания', 'Восточный Ветер', 'Танец', 'Жемчуг моей души', 'Быть молодым когда старый', 'Твой голос', 'Застольная песня', 'Гробница Хафиза', "Песни сказочной принцессы" (1915) - 'Одинокая луна', 'Соловей', 'Танец', "Песнях неистового муэдзина" (1918) - 'Аллах, Аллах!', 'Горячие стены в полуденный зной', 'Мирный час', 'Прозревший, навсегда!'. В музыкальной ткани этих вокально-оркестровых сочинений преобладают резкие контрасты между изысканнейшей камерной звучностью, напоминающей омузыкаленные персидско-арабские миниатюры и массивными пластами оркестровых tutti.
Стилистически к ним отчасти примыкает и остроумный, отличающийся театрально характерным тематизмом балетный гротескный дивертисмент-пантомима с пеним "Мандрагора" к комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" (1920). Здесь серьёзный композитор Шимановский раскрыл скрытые стороны своего дарования - иронию, умение передавать в звуках мотивы юмора, насмешки над жалкими и пошлыми сторонами жизни
В следующем десятилетии происходит резкое изменение творческой манеры Шимановского, проявившееся в обращении к древней польской культуре, языку, обычаям и как следствие сказавшееся на замене насыщенной хроматики музыкального языка модальностью, свойственной славянской народной музыке - изощренная, сложнейшая хроматическая ткань уступила место старинным диатоническим ладам. В этот период композитор изучал гуральский фольклор жителей Татр в Закопане, делал сольные и хоровые обработки курпёвских и подгаляньских песен. Подлинные народные мелодии он использовал в крупных сочинениях - среди них писавшийся почти 10 лет балет "Харнаси" ("Разбойники", 1923-1931), поставленный в Праге и Париже, который был задуман как манифест поборников гуральской культуры. Все сюжетно-сценические и музыкальные линии балета стекаются к Подгалью. На Подгалье происходит его действие (в балете две картины и эпилог; его сюжетная интрига предельно проста — похищение во время свадьбы атаманом харнасей девушки-невесты). Персонажи балета - польские гурали: харнаси (разбойники, которых в народе зовут "харнасями", от корня "харный"- красивый), чабаны, крестьяне. Основу сценария составляют обрядовые сцены; трудовой обряд - выгон овец на пастбище (1 картина), свадебный обряд (2 картина). Сценография была признана воспроизвести детали быта, костюмов гуралей. Сложня партитура балета в духе фольклорных сочинений Бартока и Стравинского пронизана подлинными гуральскими мелодиями - песенными и танцевальными. Оригинальные темы Шимановского впитали характернейшие приметы мелодики, ладов, ритмики подгальского фольклора. Для наиболее точного воссоздания атмосферы гуральского быта и обрядов - с танцами и песнями - композитор вводит в балет сольное и хоровое пение. Есть в балете сквозная тема, которая открывает и завершает его, появляется в узловых моментах действия. Она не связана ни с одним из реальных персонажей, кроме Старого музыканта. Это подлинная гуральская мелодия, известная как напев легендарного польского народного музыканта Сабалы.
Harnasie, ballet-pantomime, op.55 (1923-1931) Tableu I: In the mountain pasture 1. Driving the Sheep 2. Mimed Scene 3. The Tatra Robbers 4. Mimed Scene 5. Finale 1st Tabelau Tableu II: In the inn 6. The Wedding 7. Entry of the Bride 8. Drinking Song 9. The Tatra Highlanders 10. Raid of the Harnasie 11. Epilogue
Mandragora, pantomime, op.43 (1920) Scene I Scene II Scene III
Prince Potemkin, incidental music, op.51 (1925)
Warsaw Philharmonic Orchestra and Choir Antoni Wit, cond.
Точно - услады Наткнулся в суслике на Полное собрание песен Шимановского - там услад на 4 диска). Правда качается (сволочь) медленно (ибо флак). Но как только, так сразу
Мне бы тоже очень хотелось. Если они записаны, конечно кто-нибудь когда-нибудь выложит Кстати, Полное собрание камерной вокальной лирики Шимановского я уже выкладывал - очень красивые песни
оркестровые песни - ape.rar не скачивается! Что делать?!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".