Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Wilhelm Furtwangler (Вильгельм Фуртвенглер). Beethoven, Violin Concerto/Mozart, Symphony #39. (APE) [аудио]
Лучано Паваротти - Greatest hits, The Ultimate Collection (mp3 320 кбит/с) [аудио]
Гленн Гулд: Концерт-лекция в Московской Консерватории (FLAC) [аудио]
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 09:57
Главная страница » 2010 » Июль » 10 » Карл Орф. Carmina Burana (Кармина бурана) Престель
Карл Орф. Carmina Burana (Кармина бурана) Престель

Карл Орф

(1895 - 1982)

Carmina Burana

Кармина бурана

кантата для хора, солистов и оркестра

(1937)

1

"FORTUNA IMPERATRIX MUNDI"

("Судьба - властительница мира"): 

"O Fortuna" ("О, Фортуна", хор); 
"Forune plango vulnera" ("Оплакиваю раны нанесенные Судьбой", хор). 


2

"I PRIMO VERE"

("Весна): 

"Veris leta facies" ("Счастливое лицо весны", хор); 
"Omnia Sol temperat" ("Солнце согревает все", баритон соло); 
"Ecce gratum" ("Посмотри как она приятна", хор). 


3

"UN DEM ANGER"

("На поляне"): 

"Tanz" ("Танец", оркестр); 
"Floret silva" ("Леса цветут", хор); 
"Chrammer, gip die varwe mir" ("Торговец, дайте мне краску", сопрано соло); 
"Reie" /"Swaz hie gat umbe"/ ("Хоровод" /"Те, кто ходит круг за кругом"/, хор ); 
Were diu werlt alle min ("Если бы весь мир был мой", хор). 



4

"IN TABERNA"

("В таверне"): 

"Estuans interius" ("Жжет внутри" ("Злобное покаяние"), баритон соло); 
"Olim lacus colueram" ("Когда я жил у озера", тенор соло); 
"Ego sum abbas" ("Я - аббат", баритон соло); 
"In taberna quando sumus" ("Когда мы в таверне"). 


5

"COUR D'AMOUR"

("Любовные утехи"): 

"Amor volat undique" ("Купидон летает всюду", хор мальчиков); 
"Dies, nox et omnia" ("День, ночь и весь мир", баритон соло); 
"Stetit puella" ("Девушка стояла", сопрано соло); 
"Circa mea pectora" ("В моей груди", баритон соло и хор); 
"Si puer cum puellula" ("Если парень с девушкой", мужской хор); 
"Veni, veni, venias" ("Приди, приди, о приди же", два хора перекликаясь); 
"In trutina" ("На весах", сопрано соло); 
"Tempuss est iocundum" ("В это радостное время", баритон соло и хор); 
"Dulcissime" ("Мой самый нежный", сопрано соло). 


6

"BLANZIFLOR ET HELENA"

("Бланзифор и Елена") 

"Ave formosissima!" ("Славься, прекраснейшая!", весь состав исполнителей). 

"FORTUNA IMPERATRIX MUNDI" 

"O Fortuna" ("О, Фортуна", хор). 

Карл Орф, "Carmina Burana"... Загадочное произведение, единственное в своём роде. Редко исполняемое в концертах (по причине масштабности и нетривиальности - не всякий коллектив потянет), но известное практически каждому, хотя бы по гомеопатическим вкраплениям в один из альбомов "The DOORS", коротким цитатам в "Энигме" и многочисленным использованиям в кинофильмах и рекламных роликах (в частности, в известной рекламе фирмы "Партия"). Немудрено - перед нами музыка, обладающая потрясающей силой воздействия.

В 1935-м году немецкому композитору Карлу Орфу попало в руки старинное (1847 года) издание рукописного поэтического сборника XIII века "Carmina Burana", найденного в одном из Баварских монастырей. В сборнике оказались как сочинения забытых гениев своего времени, так и стихоплётства вагантов, крестьян, ремесленников... Монашеские философские изыскания ничтоже сумняшеся соседствовали с описанием разухабистых застолий, любовных утех и странных картинных образов в стиле Иеронима Босха. В этом на первый взгляд бессистемном сочетании Орф увидел воплощение вечных вопросов человечества: что есть жизнь? смерть? судьба? 

Внимательно изучив сборник, К. Орф нацелился на создание огромной оратории о будущем Земли в средневековом понимании, в которой фрагменты древних песнопений сливались бы с мелодикой и ритмически акцентированными гармониями. 

Оратории не получилось. То ли не смог Орф увязать прочитанное в единый сюжет (одно из необходимых условий технологии ораториального жанра), то ли поменял идею в процессе сочинения - нам с вами этого знать не дано. Но то, что осенью 1936-го вышло из-под пера мастера, оказалось ближе, скорее, к философской кантате, но с элементами... балета. Впрочем, последний параметр вряд ли возможно оценить на слух, так что будет лучше вынести его за скобки. Во всяком случае, в рамках этой рецензии. 

Итак, кантата для хора, оркестра и трёх солистов "Carmina Burana" была окончена в Германии в 1936 году, а поставлена в блаженной памяти 1937-м. Исполнение произвело фурор. Споры по поводу этого "pezzo di musica" не утихают и по сей день - слишком много загадок несёт сочетание средневековых текстов на латинском и немецком языках с "энергетической" музыкой Карла Орфа. Интересно, что сам Орф не любил высказываться по поводу именно этого своего сочинения. Вероятно, оно значило для него нечто большее, чем, скажем, опера "Умница" или кантата "Catulli Carmina" со знаменитым хором "Odi et amo" ("Люблю и ненавижу") - об этих произведениях маэстро распространялся весьма охотно. 

Что только музыковеды разных школ не говорили по поводу "самого загадочного произведения Карла Орфа"! Пожилой препод, читавший в нашей группе курс музыкологии, утверждал, например, что "Carmina Burana" - наиболее законченный прототип традиций современного рока. Мысль интересная, хотя и небесспорная... 

Сюжетная линия кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой как бы контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других - нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному бытию. Но, пожалуй, основным философским стержнем является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне. 

Обратите внимание, как Орф сконструировал своё произведение: семь основных частей в свою очередь подразделяются на песенные и оркестровые номера: 



На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты. 

Первый хор "O, Fortuna, velut luna" ("О, Фортуна, Ты изменчива как луна") неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: напряженный и мрачный хоровой пролог "Fortune plango vulnera" ("Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой"), повествующий о власти судьбы над беззащитным человеком, радостные весенние хороводы ("Весна"), озорные любовные игрища ("Любовные утехи"), гротескно-пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Ave formosissima!" из заключительной части "Бланзифор и Елена", в котором светлое торжество внезапно прерывается вторжением образа неумолимой судьбы (резкий и неожиданный возврат в суровую музыку первого хора "O, Fortuna, velut luna" - "О, Фортуна, Ты изменчива как луна, Ты разрушаешь построенное, Ты ломаешь намеченное, Тебя не разжалобят мольбы, Тебя не остановит слава земная...") - колесо Фортуны завершает полный оборот... 

Сильное произведение. Из тех, которые нужно либо исполнять хорошо, либо не браться за него вообще. В противном случае, оно способно сыграть с исполнителем жестокую шутку. Приблизительно именно это произошло с хором и оркестром Зальцбургского Моцартеума, записавшими это произведение на "розовом" диске. Я внимательно прослушал его два раза - один раз с клавиром, другой - с полной партитурой. Не могу сказать, что участники проекта плохо пели или играли. Или общий уровень мастерства обоих коллективов недостаточно высок - я знаком с их другими работами и смело могу утверждать, что они умеют быть на должной высоте. Просто дирижёр Курт Престель в данном случае выступил не соавтором/сотрудником композитора, а высококвалифицированным ремесленником - провёл всё произведение с австрийско-немецкой педантичностью, но минимизируя динамические контрасты, сдержав темперамент и практически отключив эмоции. Не спорю, в ряде случаев это необходимо. Но "Carmina Burana" относится к произведениям, требующим высочайшего эмоционального накала от всего состава исполнителей и иной подход оказывается для исполнения по-настоящему губительным. Еще раз ставлю первый номер с диска: хор и оркестр одновременно вступают, одновременно снимают, точно попадают в ноты, но и тот и другой звучат совершенно невыразительно, плоско и как-то сонно, даже в кульминационных моментах - ощущение, что никого не волнует о чём они, собственно, поют. Совершенно очевидно, что из всех участников действа по-настоящему стараются только солисты. 

Откровенная ляпа была допущена из-за перетасовки номеров произведения - заключительный хор "O, Fortuna, velut luna" вдруг оказался не в финале, где ему положено находиться, а... после номера "На поляне", т.е. стал 4-й частью кантаты - совершенно ни к селу и ни к городу. В итоге произведение завершается не драматическим финалом, а торжествующей "Ave formosissima!", нелепо обрываемой в своей кульминационной точке. И без того зыбкая сюжетная линия ломается, а колесу Фортуны так и не суждено завершить начатый оборот.... 

Конечно, есть веский аргумент: "А что вы, собственно хотите за три доллара? Классика вообще идет от двадцати...". Позволю себе не согласиться - слишком часто приходилось встречать великолепный уровень исполнения на дешёвых компактах (на той же "Розовой коллекции") и откровенную халтуру на дисках "от ста тысяч старыми". 

Значит причина в чём-то другом? Кто знает...

Борис Тараканов

Исполнители: 

Герда Хартманн - сопрано

Рихард Брюннер - тенор

Рудольф Кнолль - баритон

Зальцбургский Моцартеум хор и оркестр

Курт Престель

------

Формат: МР3 (320)

Объём: 141 Мб.

СКАЧАТЬ:

http://files.mail.ru/TUBFXZ

Файлы будут храниться до 1 декабря 2009 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.

Добавлено:

Формат: flac (потреково)

Объём: 322 Мб.

СКАЧАТЬ:

http://files.mail.ru/0SB0XP

Файлы будут храниться до 9 августа 2010 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.

Категория: аудио | Просмотров: 6677 | Добавил(а): sav2403
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 13
1. anna sozertsatel (sozertsatel)   (01 Ноября 09 17:21) [Материал]
Это видео?

2. Соболев (sav2403)   (01 Ноября 09 17:24) [Материал]
Нет ;)

3. valery (villalobos)   (01 Ноября 09 17:34) [Материал]
Лучше видеть и смотреть... тогда вообще кайф...

4. Павлович (Палыч)   (01 Ноября 09 18:36) [Материал]
Так это и есть "розовый диск", критикуемый в предисловии?
А "ляп", видимо, исправлен?

5. Соболев (sav2403)   (01 Ноября 09 19:12) [Материал]
Да, тот розовый диск был русский с такой же записью..
Но этот - австрийский (точно такая же запись), и без ляпов..

6. (Miguel__)   (05 Ноября 09 01:59) [Материал]
appl appl
СПАСИБО!!!
Отвёл душу!! чудесная музыка (немного жутковатая) !!

7. Владимир (gross1606)   (10 Июля 10 20:49) [Материал]
А сегодня Орфу стукнуло 115 лет!

9. Соболев (sav2403)   (10 Июля 10 20:53) [Материал]
Мои поздравления! :)

8. alex sidmak (sidmak)   (10 Июля 10 20:49) [Материал]
Это видео?
Нет.
Это музыка?
Да.
Наконец-то в lossless!
На mail.ru как всегда! :D

СПАСИБО!


10. (atikva)   (28 Марта 11 12:00) [Материал]
Спасибо за Орфа :)

11. tatra (tatra)   (01 Ноября 11 14:00) [Материал]
подскажите, а как обновить ссылку, не активна...

12. Соболев (sav2403)   (01 Ноября 11 16:12) [Материал]
МР-3 ссылка активна, качайте МР-3.

13. tatra (tatra)   (03 Ноября 11 23:47) [Материал]
HELP! Я новичок, вообще не вижу ссылки, а скачать очень это хочется... Научите, пожалуйста:)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.