Композитор Александр Аронович Кнайфель родился 28 ноября 1943 года в Ташкенте в семье музыкантов. Отец композитора, скрипач Арон Кнайфель, был прекрасным солистом и ансамблистом. В звучании струнного квартета Александр Кнайфель и сегодня слышит любимую музыку - музыку своего детства. Он закончил Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в 1961 г. по классу виолончели у Э. Фишмана, следующие два года (1961-1963) учился у М. Ростроповича в Московской консерватории.
Но судьба предопределила ему иной путь - Кнайфель обратился к композиции. Он вернулся в Ленинград, разлука с которым всегда давалась ему тяжело, и поступил в консерваторию в класс Бориса Арапова. Призвание обнаружилось быстро: 22-летний студент становится автором оперы "Кентервильское привидение", вскоре с успехом поставленной на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории.
Александр Кнайфель начинал бурно, стремительно, с избыточной энергией. Своими ранними сочинениями он снискал репутацию неукротимого авангардиста. С начала 1970-х композитор много работает для кинематографа. Он написал музыку более чем к 40 художественным и художественно-публицистическим фильмам. В 10 из них он - соавтор выдающегося режиссера С. Арановича.
Судьба подарила композитору и другие знаменательные встречи. Навсегда сохранилось духовное родство с М. Ростроповичем. Всемирно известный музыкант стал вдохновителем мировой премьеры "Восьмой главы", сanticum canticorum для храма, хоров и виолончели (1993), "Пятидесятого псалма" (1995) и "Блаженств" (1996).
В содружестве с великим балетмейстером Л. Якобсоном Кнайфель создал хореографическую сцену "Кающаяся Магдалина" (по мотивам произведений Тициана и Родена, 1967) и хореографический стриптиз "Разоружение" (по мотивам карикатур Бидструпа, 1966). Балет "Гамлет", их последний совместный замысел, остался незавершенным.
"Кающаяся Магдалина" и "Монодия" (для женского голоса, 1968) были воплощены в танце легендарной балериной К. Федичевой.
Под управлением Г. Рождественского впервые прозвучали романтические сцены "Кентервильское привидение" (ВВС Лондон, 1980) и музыка хореографической симфонии "Медея" (Ленинград, 1984).
Среди немногочисленных обращений прославленного Франса Брюггена к современной музыке была интерпретация композиции Александра Кнайфеля "Еще раз к гипотезе" (в диалоге с прелюдией и фугой И.-С. Баха; премьера Голландского фестиваля, 1994).
В 2001 году на сцене королевского театра Carre (Амстердам) Пьером Ауди была поставлена "Алиса в стране чудес" для театра играющих, поющих и танцующих, созданная Александром Кнайфелем по заказу Нидерландской оперы.
Для Татьяны Мелентьевой, выдающейся камерной певицы, были написаны 15 историй для певицы и пианиста "Глупая лошадь" (1981), трио для певицы и виолончелиста "Сквозь радугу невольных слез" (1987-1988), Песнь Пресвятой Богородицы "Свете Тихий" (1991), "Бабочка", в строфах Иосифа Бродского (1993), "Облеченная в солнце" для солистки солистов (1995) и пушкинское "Блаженство" (1997).
В жизнь Александра Кнайфеля навсегда вошли самобытнейшие мастера российского искусства - поэт Сергей Вакуленко (1939-1997), театральный режиссер Борис Понизовский (1930-1994) и живописец Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988).
Среди друзей композитора - дирижер Аркадий Штейнлухт, пианист Олег Малов, виолончелисты Иван Монигетти, Борис Пергаменщиков, Томас и Патрик Деменга, ударники Марк Пекарский и Мирсеа Арделеану, исполнитель джазовой и старинной музыки Геннадий Гольштейн, композиторы Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Гия Канчели, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян, Софья Губайдулина.
Александр Кнайфель - автор свыше 80 композиций во всех областях музыкального творчества. Среди его сочинений почти не встречаются традиционно устоявшиеся жанры. Премьеры его произведений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. В 1992 г. во Франкфурте на Майне состоялся первый монографический фестиваль композитора. 1993-1994 гг. он провел в Берлине, первым из российских музыкантов удостоенный международной премии DAAD (Немецкой академической службы обменов).
Музыка Кнайфеля транслировалась Радио России, BBC (Великобритания), Voice of America и National Public Radio (США), Radio France (Франция), Deutschlandfunk и WDR (Германия), KRO (Нидерланды), Lousanna, Bern (Швейцария). Записи сочинений Кнайфеля выходили на фирмах Мелодия, Сhant du Monde, Megadisc Classics, Teldec Classics International, ECM New Sereies.
Член Союза композиторов с 1968 г. и Союза кинематографистов с 1987 г., cвободный художник, заслуженный деятель искусств России (1996), А. Кнайфель живет и работает в Санкт-Петербурге.
© Екатерина Блажкова, 2003
Статья взята на сайте "Личности Петербурга":
http://www.ceo.spb.ru/rus/music/knaifel.a.a/index.shtml