Для истории XV—XVI веков характерно отделение инструментальной музыки от вокальной. Разумеется, это отмежевание нельзя датировать каким-либо периодом, поскольку рождались новые инструментальные жанры и формы, а в большинстве изданий продолжали жить старые традиции. Об этом свидетельствуют титульные листы с такими надписями, согласно которым музыкальный материал может исполняться как голосами, так и инструментами (а также ансамблями любого состава). Не случайно, что на нашей пластинке записана итальянская музыка: именно в Италии в XVI веке инструментальная музыка была наиболее значительной и разнообразной, по крайней мере, об этом свидетельствует сохранившийся нотный материал. В Италии были изданы в начале века и первые ноты для лютни. По словам Oтто Гомбоши, „Винченцо Капирола — первый лютневый композитор своего времени, он был необычайно оригинальным, ищущим беспокойные звучания музыкантом." Его рукописный, прекрасно оформленный сборник произведений для лютни датируется 1516—17 годом, когда композитор жил в Венеции. Ранние ричеркары отличались краткостью, отсутствием выраженной формы и носили импровизационный характер. Бросается в глаза, что фрагменты инструментального типа сменяются разделами вокального характера. Но даже в связи с Капиролой мы не используем слово „поиск" в том смысле, в котором оно распространилось позже. Вилли Апель по поводу органных ричеркаров заметил, что слово ,,ричеркар" по смыслу близко английскому ,,рисерч", ,,стади", что означает упражнение, этюд. Для VI ричеркара Капиролы характерен принцип построения — секвеционность. Интаволации сборника являются обработками различных вокальных произведений. В „Qui tollis" из мессы „Pange lingua" Жоскана четырехголосая фактура делится на пары партий в различных, контрастирующих регистрах. Особое место занимает в рукописи Падоана: это единственный танец, с таким названием, который не имеет „отличительного знака" (например „франчезе"). Первая сторона пластинки завершается V ричеркаром, следующим в нотах за Падоаной. В последнем десятилетии XV века необычайно популярны стали фроттолы. Жена Франческо Гонзага Изабелла д'Эсте способствовала становлению итальянского композиторского стиля, всячески подерживала фроттолистов. В отличие от фроттолы XIV века, пьесы пятнадцатого века носят глубоко личностный, лирический характер. Для их структуры характерна большая роль верхнего голоса. К его мелодии подключаются бас и две промежуточные, часто одной высоты партии- „заполнители". Они могут исполняться голосом, на инструменте или ансамблем (расположение текста часто проблематично). То, что исполнять можно было самыми различными способами, подтверждает большое число транскрипций, интаволаций того времени. Запись, нотация фроттолы — всегда лишь одна исполнительская возможность среди многих, действительное звучание в принципе не определено. Первые издания фроттол (и самые значительные) были сделаны в типографии мастера Оттавиано Петруччи. Причем он использовал обозначение „фроттола" в двух толкованиях: поэтическая форма и общее заглавие сборников. (Это не единственный случай в те времена, то же позже произошло и с мадригалом.) На пластинке записаны фроттолы из первого сборника Петруччи 1504 года (2/а=но. 61, б=но. 13, с =но. 42, с =но. 9, f =но. 34, h =но. 33), и, вероятно, из четвертого сборника, вышедшего в 1505 году. (2/а=но. l, g=HO. 2.) Своей лирической формой фроттола напоминает более старую итальянскую „баллату". В связи с „Io son ocel" Маркус Кара мы используем это название в более широком смысле, как страмботто (текст обычно однострофный, имеет восьмистрочную рифмованную форму: абабабсс, строки состоят из 11 слогов, обычно господствует ямбический ритм). Надпись над „Sì me piace" Микаэлиса: „a voce mutato". По мнению Царлино Институциони, она означает композицию без сопрано. В этом случае — вследствие смены партий тенора и альта — следует вспомнить о старой rondellus e conductus manir (Вальтер Одингтон. „Repetitio diversae vocis"). Две другие фроттолы Маркус Кара и „A la guerra" Бартоломео Тромбончино фигурируют в издании 1509 года Францискуса Боссиненсиса, которое содержит фроттолы для голоса и лютни. Отличительной чертой этой интаволации является отказ от одной заполняющей партии (альта). Для лютнистов весьма важен 1507 год: именно в этом году была издана первая лютневая табулатура (Петруччи). Из 81 пьесы, собранной в двухтомной „Intabulatura de Lauto", — произведений и транскрипций Франческо Спиначино, треть — ричеркары. В записанном на нашей пластинке произведении слышится характерный возвращающийся оборот — нисходящий, гаммообразный ход (с него начинается пьеса), позднее он узнается и в том случае, если его размеры меняются. Содержащий произведения Йоана Амброзио Дальцы, четвертый сборник для лютни был издан в 1508 году. Его сорок две пьесы состоят не просто из отдельных частей: здесь немало паван, сальторелло, пив (паваны обычно обозначались как ,,алла венециана" или ,,алла ферарезе"). За двумя частями четного метра следует ,,песня с волынкой" в нечетном метре ,так мы обнаруживаем своеобразие пропорциональных смен танцевальных пар. Фламандец по происхождению, житель Южной Франции Филип Вердело относится к числу выдающихся мастеров итальянского мадригала. Популярность его мадригалов доказывает тот факт, что другой замечательный композитор и его современник, Адриан Вилларт, переработал для голоса и лютни целый сборник мадригалов своего любимица. (В этих табулатурных записях поющаяся мелодия не удваивается инструментом.) Во второй четверти XVI века начался новый расцвет инструментальной музыки, когда начали печатать свои произведения виртуозы. В начале чинквеченто наиболее известным композитором и лютнистом-виртуозом был Франческо да Милано (1497—1543). Его первый печатный сборник вышел в 1536 году. (В этом же году был издан сборник произведений различных авторов, в котором Джованни Антонио Кастелиони назвал маэстро „божественным Франческо да Милано".) Как и фантазии и ричеркары того времени композиции Франческо да Милано имеют симметричное построение, соответствующие друг другу, рифмованные обороты, имитационные разделы, пары мотивов, свидетельствующие о продуманном подходе к форме. В издании Жана Мателара 1559 года помимо шестнадцати пьес для лютни соло находятся семь таких композиций, которые должны исполняться дуэтом. В таких случаях Мателар сочинял для известной лютневой фантазии вторую партию. Партия второй лютни обогащает, орнаментирует партию первой, часто имитирует ее, она выполняет функцию создательницы гармонии. Записанный на пластинке Ричеркар XXIII Франческо да Милано имеет аккордовый склад, это виртуозно орнаментированная пьеса, число партий в ней свободно. В Фантазии XIII. трехзвучный оборот с полутоновыми ходами является тем, что несет в себе возможность имитационного построения. Каталин Фиттлер Даниель Бенкё родился в Будапеште в 1947 году. Он окончил Будапештскую консерваторию им. Ференца Листа по классу игры на гитаре. Длительное время занимается изучением музыки для лютни, ее историей в Восточной и Западной Европе в средние века, эпоху Ренессанса и Барокко. Будучи исследователем восточноевропейской лютневой культуры он многое сделал для популяризации творчества Балинта Бакфарка. Бенкё гастролировал почти в всех странах Европы, побывал также на американском и африканском континенте. Он играет на гитаре, орфарионе, вауэле, бароккгитаре, барокклютне, китарроне, уде и кобзе. Бенкё преподает игру на лютне в Будапештской консерватории им. Ференца Листа, а также является постоянным руководителем в Грозняне (Югославия). Он является автором многочисленных статей в венгерских и зарубежных музыкальных журналах. С его именем связано издание произведений Бакфарка (совместно с Иштваном Хомойей, Editio Musica, Budapest), a в 1972 году под его началом был создан ансамбль „Бакфарк Консорт", призванный популяризировать старинную музыку. Андреа фон Рамм обучалась пению, германистике и актерскому искусству в Тюбингене, Фрейбурге, Милане и Мюнхене. Она начала свой творческий путь как исполнительница ораторий. Певица является одним из основателей «Studio dér frühen Musik» (1960), она до сих пор член этого ансамбля. Андреа фон Рамм является специалистом в области исторического толкования вокальных стилей и исполнительской практики (вокал и инструмент). Она проводит курсы для певцов, а с 1973 года также преподает в Базельском университете и в „Скола Канторум".
ITALIAN RENAISSANCE MUSIC A 1. Vincenzo Capirola 12'20' a) Ricercar VI. b) „Qui tollis" — Josquin des Prés „Pange lingua" nùséjébol — from thè Mass "Pange lingua" by Josquin des Prés c) Padoana d) Ricercar V. 2. Frottolák / Frottolas 19'36" a) Gregorius Luppatus: Voglio gir b) Marcus Cara: Si come che'l bianco e) Michaelis: Si me piace d) Marcus Cara: Io son l'ocel e) Marcus Cara: Jo non compro f ) Bartolomeo Tromboncino: A la guerra В g) Antonius Capreolus: Ógni amor h) Bartolomeo Tromboncino: Più che mai 3. a) Francesco Spinacino 6'13" Recercare b) Joan Ambrosio Dalza Pavana alla ferrarese; Saltarello; Piva 4. Philippe Verdelot 3'25" a) Divini оссhi sereni b) Quanto sia liet' il giorno c) Donna leggiadra, e bella 5. Francesco da Milano—Jean Matelart 2'55" a) Fantasia sexta b) Fantasia quarta 6. Francesco da Milano 6'23" a) Ricercar ХХШ b) Fantasia ХШ Dániel Benkő Andrea von Ramm lant/Iute alt/mezzosoprano (2) A kibővített Bakfark Consort (2) The completed Bakfark Consort Zoltán Gabiik — szoprán-, alt-, tenorblockflöte / soprano, alto and tenor recorder István Herényi — tenorblockflöte / tenor recorder György Pászti — blockflöte / recorder Balázs Kakuk — diszkant, alt-, tenorgamba / descant, alto and tenor gamba Rezső Pertorini — tenorgamba / tenor gamba János Novak — basszusgamba / bass gamba Béla Zsoldos — ütőhangszerek / percussion Az Ifjú Zenebarátok Kórusa Chorus "Jeunesses Musicales" vezényel/conducted by Gábor Ugrin (2, 4) Péter Tornai — lant/ Iute (5) Olasz nyelven / Sung in Italian (2, 4) ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕНЕССАНСНАЯ МУЗЫКА ДАНИЭЛЬ БЕНКЁ — лютня АНДРЕА ФОН РАММ — меццо-сопрано РАСШИРЕННЫЙ „БАКФАРК КОНСОРТ" ХОР „JEUNESSES MUSICALES" Дирижер ГАБОР УГРИН ПЕТЕР ТОРНАИ — лютня На итальянском языке
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".