ЛЕВ МИХАЙЛОВ АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ АЛЕКСАНДР ОСЕЙЧУК ЮРИЙ ВОРОНЦОВ ВЛАДИМИР ЕРЁМИН А. ГЛАЗУНОВ (1865—1936) КОНЦЕРТ ДЛЯ САКСОФОНА С ОРКЕСТРОМ ми бемоль мажор, соч. 109 (одночастный) ЛЕВ МИХАЙЛОВ Ансамбль солистов Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения Дирижер АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ КВАРТЕТ ДЛЯ САКСОФОНОВ си бемоль мажор, соч. 109 1. Allegro 2. Canzona varlee. Andante 3. Finale. Allegro moderato ЛЕВ МИХАЙЛОВ, сопрано-саксофон АЛЕКСАНДР ОСЕЙЧУК, альт-саксофон ЮРИЙ ВОРОНЦОВ, тенор-саксофон ВЛАДИМИР ЕРЕМИН, баритон-саксофон Звукорежиссер П. Кондрашнн. Редактор И. Чумакова Саксофон (названный так по имени своего создателя) — самый «молодой» член духовой группы симфонического оркестра, инструмент с очень своеобразной судьбой. Он был создан в Париже замечательным бельгийским инструментальным мастером и виртуозом исполнителем Адольфом Саксом в начале 1840-х годов. При своем появлении (Сакс получил на него патент в 1845 году) саксофон сразу же привлек к себе внимание крупнейшего французского композитора и знатока оркестра Берлиоза, который предсказал новому инструменту большое будущее, а в 1844 году написал духовой секстет для саксофонов. Сначала саксофон прочно закрепился во французских военных духовых оркестрах, потом все чаще стал использоваться в оперных и симфонических партитурах. Подлинной удачей в судьбе саксофона явилось его появление в музыке Бизе к «Арлезианке» Л. Доде. Хотя и до настоящего времени саксофон не стал постоянным участником духовой группы симфонического оркестра, как, например, флейта, кларнет или гобой, интерес к нему никогда не пропадал. Массне и Р. Штраус, Дебюсси и Равель, Стравинский и Онеггер, Хиндемит и Гершвин вводили его в свои партитуры. Саксофон неоднократно привлекал внимание русских и советских композиторов: Глазунова и Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. После первой мировой войны саксофон повсеместно распространился в составе джазовых ансамблей, где главным образом эксплуатировались его глиссандирующие эффекты и меланхолическое обаяние тембра, хорошо соответствовавшее настроению негритянских блюзов. Квартет си бемоль мажор для четырех саксофонов и Концерт ми бемоль мажор для саксофона с оркестром (оба — соч. 109) принадлежат к последним произведениям А.К. Глазунова. Живя в 1930-е годы в Париже, композитор познакомился с блестящим исполнительским мастерством саксофонистов духового оркестра французской Республиканской гвардии, где сохранилась давняя традиция включать и состав оркестра целое семейство саксофонов. С другой стороны, уже пожилой композитор не стеснялся признаться, что его привлекает «легкая» музыка (яркий пример тому — его великолепные концертные вальсы), в частности джаз, в котором ему особенно нравились богатство ритма и импровизационность исполнительской манеры. Вот почему вызвавшее недоумение его почитателей обращение Глазунова к столь необычному жанру — музыке для саксофона — не было случайным. В письмах к друзьям композитор подробно рассказывает о процессе работы над новыми для него сочинениями. Квартет для четырех саксофонов он посвятил «Артистам Республиканской гвардии», чье исполнительское искусство всегда вызывало у Глазунова искреннее восхищение. Задуманный в марте 1932 года, Квартет был через несколько месяцев завершен, а 14 декабря 1933 года прозвучал впервые в исполнении музыкантов Республиканской гвардии. «14 декабря я наконец услышу свой квартет для саксофонов, — писал композитор своему другу М. Штейнбергу. — Исполнители настолько виртуозны, что трудно представить, что они играют на тех же инструментах, которые слышишь в джазах. Поражают меня их дыхание и неутомимость, а также мягкость и чистота интонаций». Премьера квартета прошла с большим успехом, он исполнялся во Франции и после смерти композитора, однако партитура его была издана лишь в 1959 году фирмой Беляева в Бонне, а советский слушатель до сих пор фактически не знаком с этим интересным сочинением. В квартете участвуют сопрановая, альтовая, теноровая и баритоновая разновидности саксофона. Глазунов подчеркивает присущие саксофону эмоциональную глубину и благородство звучания, чрезвычайно разнообразно использует его технический и выразительный арсенал. Общий колорит сочинения свежий, яркий и светлый, хотя облик частей значительно отличается друг от друга. Квартет задуман как большой трехчастный цикл, в котором первое Allegro (форма его сонатная), по словам Глазунова, «немного американисто». Композитор имел в виду, очевидно, певучую начальную тему Квартета с ее ясным диатоническим рисунком, переменой ладовых устоев «неустойчивым синкопированным ритмом, придающими теме своеобразную окраску, несколько родственную «американскому» лейтмотиву симфонии Дворжака «Из Нового Света». Однако эти же черты (пожалуй, исключая ритмику), свойственны и русской народной песенности, широко отраженной в музыке Глазунова. Вероятно, поэтому общее настроение в Allegro Квартета близко I части Пятой симфонии композитора. II часть цикла — Canzona varlee (Andante ми бемоль мажор) написана в виде разнохарактерных вариаций на суровую хоральную тему с жесткими архаическими аккордовыми сочетаниями. Две первых вариации близки теме; по словам композитора, они — «в строго классическом средневековом стиле». Третья вариации (Grave) — «в подражание Шуману», с трелями, напоминающая «Симфонические этюды», а четвертая (Allegretto) — «в подражание Шопену» — воздушная и изящная. Вся часть завершается блестящим скерцо, полным неожиданных ритмических эффектов. Финал Квартета — народно-жанровый, но лишенный обычной для композитора монументальности. Здесь господствуют жизнерадостный и светлый юмор, веселая и остроумная шутка. Если во II части саксофоны звучали возвышенно, строго, то в финале ярко раскрывается их способность к передаче комических образов. Вдохновленный удачей квартета, Глазунов за короткий срок пишет Концерт для саксофона со струнным оркестром (17 марта 1934 года он сообщает М. Штейнбергу о начале работы, а 4 июня — об окончании). Концерт написан для замечательного датского саксофониста Сигурда Рашера и им же был исполнен в конце 1934 года. Впоследствии Концерт для саксофона приобрел в Европе большую популярность. В Советском Союзе он впервые прозвучал в 1948 году в исполнении Н. Бурова и струнной группы Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Г. Каца. Концерт написан Глазуновым для альтового саксофона, лучшего представителя всего семейства, отличающегося особенно сочным, полным и ровным звуком. При создании Концерта композитор пользовался советами Рашера, а расстановка аппликатуры и дыхания была сделана A. Петио. Это последний из написанного Глазуновым пяти инструментальных концертов. В господствующую в Концерте лирическую образность органично вплетаются эпические, скерцозные и драматические моменты. Форма Концерта лаконична, одночастна, объединяет к себе сонатность с внутренней цикличностью, однако между отдельными разделами произведения нет подчеркнутых контрастов, в нем господствует единое, сосредоточенное и задумчивое настроение, иногда окрашенное печалью. Звучание струнного сопровождения выгодно выделяет бархатистый и сочный тембр саксофона. Композитор предоставляет исполнителю возможность показать ресурсы инструмента с максимальной полнотой; продемонстрировать весь его регистр и раскрыть богатейшие выразительные качества — от нежной кантилены до различных виртуозных приемов: сложных фигурации, скачков, ювелирно отделанных мелких пассажей, трелей и glissando. Особенно большое внимание Глазунов уделяет ровности ведения звука, без подчеркнутого вибрато. Концерт открывается энергичной, эпического склада темой (Allegro moderatо), которая, переходя к солисту, приобретает лирическую окраску, превращаясь в свободно льющийся монолог. Её дальнейшее развитие проводится уже в несколько скерцозном плане, подводя ко второй, более изящной теме Концерта, построенной на гибких мелодических фигурациях. Andante — эпизод в разработке, выполняющий роль медленной части цикла. Сосредоточенный скорбный облик этого раздела впоследствии усилен: его мелодия напоминает тему «Манфреда» Чайковского. Завершением Andante и переходом к фугато служит виртуозная каденция саксофона. Следующее за ней фугато в тематическом отношении — реприза всех тем, но по существу — это разработка, после которой свежо звучит возвращение главной темы Концерта. Движение здесь убыстряется, завершая Концерт стремительной фанфарой и ярким глиссандирующим взлетом саксофона. Лирическая углубленность и драматизм сменяются в коде выходом в сферу энергичных объективных образов, что придает всему произведению светлую жизнеутверждающую концовку.
Г. ЖДАНОВА
Кларнетист и саксофонист Лев Михайлов окончил Московскую консерваторию по классу профессора А. В. Володина. Успех пришел к музыканту еще в студенческие годы. В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки он был удостоен золотой медали, в 1963 году ему была присуждена первая премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С 1971 года Лев Михайлов — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. Концертную деятельность артист сочетает с преподавательской работой в Московской консерватории (класс кларнета и саксофона). Саксофонисты Александр Осейчук и Юрий Воронцов - студены Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Кларнетист и саксофонист Владимир Ерёмин — воспитанник Московской консерватории, где он занимался и классе профессора А. В. Володина. Сейчас В. Еремин — солист Московского государственного симфонического оркестра. Александр Корнеев окончил Московскую консерваторию по классу флейты у профессора В. Н. Цыбина и Ю. Г. Ягудина. Музыканту были присуждены звания лауреата на конкурсах Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Будапеште (I949), Берлине (1951), конкурсе исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи в Праге (1953). Александр Корнеев — первый флейтист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, а также дирижер и руководитель камерного ансамбля солистов этого оркестра.
К моему большому огорчению звук получился неважный, ошибки со звуковой картой, пришлось всё переделывать, так что ссылку меняю, зато качество стало гораздо лучше, жаль что сразу не заметил, увлёкшись чисткой от щелчков. Приношу всем свои извинения за такое вот техническое недоразумение. Размер правда чуть меньше, зато частота повыше стала.
Спасибо огромное, давно искал эту запись. Лев Михайлов ― это лучший наш саксофонист всех времён.
Только маленькая деталь, о которой, возможно, не знали авторы аннотации: Концерт Глазунова прозвучал в СССР ещё в 1941 году, на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Его играл Владимир Костылев, артист джаз-оркестра Кнушевицкого, вскоре погибший на фронте.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".