Д. Шостакович. "Из рукописей разных лет". Г. Рождественский
16:10
Р. ШУМАН (1810— 1856) Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 129 — 25.48 Инструментовка Д. Шостаковича 1. Nicht zu schnell 2. Langsam 3. Sehr lebhaft Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975) Песни из музыки к трагедии В. Шекспира «Король Лир» соч. 58а Песня Корделии — 3.57 Десять песенок Шута — 8.42 Фрагменты музыки к пьесе В. Маяковского «Клоп» соч. 19 — 10.03 1. Марш 2. Интермеццо 3. Сцена на бульваре 4. Заключительный марш Ф. Лузанов, виолончель (1); Н. Бурнашева, меццо-сопрано (2) Е. Нестеренко, бас (2); Г. Рождественский, декламация (2) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР Дирижер ГЕННАДИИ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Звукорежиссеры: Ю. Кокжаян (1), И. Вепринцев и Е. Бунеева (2, 3) Редактор И. Слепнев
«Все, что происходит в мире, оставляет след во мне,— писал Роберт Шуман.— Обо всем я думаю на свой лад, и мысли мои отражаются в моей музыке. Она связана с интересами, внушенными мне замечательнейшими событиями современности. Я хотел бы, чтобы их находили выраженными в моих произведениях». Художник совершенно иной эпохи и иного склада, Дмитрий Шостакович без колебаний поставил бы свое имя под этими словами Шумана. Его нервно-страстный романтический темперамент, взволнованный порыв и мечтательность, пылкая фантазия, гротеск, активное неприятие и едкое обличение мещанства, обывательщины, филистерства — все необычайно близко автору «Фантастических танцев», 24 прелюдий для фортепиано, соч. 34 и — с другой стороны — «Сатир» и Романсов на слова из журнала «Крокодил». В репертуаре Шостаковича-пианиста было много сочинений романтичнейшего из романтиков, в том числе Концерт для фортепиано с оркестром, сонаты, Фортепианный квинтет, миниатюры, среди которых он особенно охотно играл «Юмореску». Высоко ценил Шостакович и крупные оркестровые сочинения Шумана, его симфонии, которые нередко использовал во время занятий со своими учениками, и концерты. Однако инструментовка симфонических сочинений гениального немецкого музыканта представлялась Шостаковичу несовершенной. (Примечательно, что подобную точку зрения высказывал такой восторженный почитатель Шумана, как П. И. Чайковский, об этом же писал и А. К. Глазунов, осуществивший оркестровую редакцию всех симфоний Шумана, партитуры Шумана редактировал также Г. Малер. ) Летом 1963 года Шостакович сделал новую инструментовку Концерта для виолончели, соч. 129 Шумана, написанного в 1850 году. «...Я отдыхал и работал в Дилижане, в чудесной, живописной местности в горах»,— рассказывал Шостакович, вспоминая об этой работе. Быть может, красота южного горного пейзажа как-то гармонировала с лирико-романтическими образами музыки Шумана. Концерт для виолончели с оркестром — одно из вдохновеннейших созданий композитора и один из лучших классических виолончельных концертов. Захватывающая взволнованность сочетается в музыке Концерта с благородством эмоций. Исключительной цельностью отмечен интонационный строй этого большого сочинения, пронизанного широким певучим мелодизмом. В русской музыке XX столетия, пожалуй, трудно найти художника, у которого столь развито чувство комического, столь важное место принадлежит юмору и сатире, как у Шостаковича. Здесь он выступил прямым и достойным преемником традиций Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова с его «Царем Салтаном» и «Золотым петушком», короче говоря — традиций социальной музыкальной сатиры, составляющих неотъемлемую часть отечественной классики. Эти стороны его творческого мира в большой мере отражали также черты личности композитора. В искусстве и в людях он высоко ценил юмор, любил острое слово, шутку, смех. «Его устная речь отличалась безыскусственностью и простотой, которая, однако, то и дело расцвечивалась блестками обворожительного юмора. Но юмора по преимуществу беззлобного, мягкого,— вспоминает один из его друзей.— Сдержанность не позволяла ему в личном и общественном быту прибегать к острой иронии и сарказму, которыми он отлично владел. Эти краски сверкают в его музыке». Комедийные, юмористические, сатирические страницы есть едва ли не в каждом значительном произведении композитора. При этом, как никто прежде, Шостакович умел показать, как невинно-забавное, легковесно-бездумное оборачивается зловеще опасным; внешне смешное, безобидно-комическое — чудовищным, трагически страшным. Подобные образы есть в его симфониях, инструментальных концертах, квартетах. Еще более наглядно эти грани художественного мира Шостаковича раскрываются в таких произведениях, как опера «Нос» по Гоголю, комедийный балет «Светлый ручей», опера «Катерина Измайлова», определенная автором как «трагедия-сатира», оперетта «Москва, Черемушки...», во многих вокальных циклах, начиная с «Двух басен И. А. Крылова», соч. 4 и до «Сатир» на слова Саши Черного, соч. 109, «Пяти романсов на слова из журнала «Крокодил», соч. 121 и «Четырех стихотворений капитана Лебядкина» на слова из романа Достоевского «Бесы», соч. 146. Разные оттенки юмора, иронии, сарказма, пародийности и гротеска во многом определяют характер сочинений, представленных на второй стороне диска. Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» была написана Шостаковичем в конце 1940 года для спектакля Ленинградского Большого драматического театра (постановка Г. Козинцева). «Шекспировские трагедии сами по себе необычайно музыкальны: из поэзии и динамики этих трагедий рождается музыка,— говорил композитор.— Шекспир, видимо, сам очень любил музыку и чувствовал ее могучую силу и очарование, иначе бы он не создал знаменитую сцену пробуждения больного короля Лира под музыку. Трудно писать музыку к пьесам Шекспира. Автор «Гамлета» и «Короля Лира» абсолютно не терпит банальности. Ему также чужды мелкотравчатые эмоции. Мне кажется, что когда говорят о масштабности Шекспира, то надо иметь в виду внутреннюю масштабность и широту дыхания, а не внешнюю громоздкость и помпу». Не менее чем потрясающую силу шекспировских страстей и величие трагизма Шостакович ценил его юмор: «Шекспир отлично понимал значение юмора в трагедии — нельзя все время держать зрителя в напряжении». В связи с этим он особенно выделял фигуру Шута: «В «Короле Лире» меня восхищает и волнует образ Шута. Без него трагедия Лира и Корделии не прозвучала бы так потрясающе. Шут с изумительным мастерством освещает гигантскую фигуру Лира, и трудность его музыкальной характеристики исключительна. У Шута колкий, саркастический смех. Его юмор великолепен своей остротой и мрачностью. Шут очень сложен, парадоксален и противоречив. Все в нем неожиданно, оригинально и всегда мудро». В написанных для спектакля «Десяти песенках Шута» поразительно соединены эксцентричность и глубина, легкомысленная, поистине шутовская веселость и — озабоченность сердца. Характернейшая особенность стиля Шостаковича — естественное сплетение смешного и серьезного, дерзкой шутки с сокровенной мыслью и неподдельным чувством — оказалась сродни многогранности шекспировского образа. С. Я. Маршак, переводивший песни Шута, писал, что «меткость и ясность суждений, продиктованных народным здравым смыслом, сочетается в них с причудливой, нарочито-дурашливой формой. Философское, этическое и даже политическое содержание песенок Шута почти всегда замаскировано, упрятано в загадку, в пословицу, в шутку, как будто бы простодушно и ребячливо». Таковы же песни Шостаковича: лаконичные и насыщенные, как афоризм, насмешливые и взволнованные. В 1929 году Всеволод Мейерхольд впервые поставил новую пьесу Владимира Маяковского — феерическую комедию «Клоп», яростно, жестоко, безжалостно обличающую приспособленчество, паразитизм, модернизированное мещанство, «прелести» нэпманства, грозившие захлестнуть ростки новой жизни. В спектакле были заняты талантливейшие, тогда еще очень молодые, художники Кукрыниксы и А. Родченко, актеры И. Ильинский и М. Штраух. Для музыкального оформления спектакля Мейерхольд пригласил Шостаковича, написавшего большое количество разнообразных номеров. Записанные на этом диске четыре фрагмента дают яркое представление о характере созданного Шостаковичем музыкального шаржа, в котором точное воспроизведение примет мещанского быта соединяется с хлестким осмеянием его вкусов и идеалов, с обнажением его примитивной внутренней сути. Народный артист РСФСР, лауреат Всесоюзного и Международного (Прага, 1947, первая премия) конкурсов Федор Лузанов (р. 1919) известен как музыкант высокой исполнительской культуры, безупречной строгости вкуса. Его выступления с успехом проходили в США и Мексике, Канаде и Японии, Италии и ФРГ, Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии, Югославии. «В его искусстве воплотились самые лучшие, самые наихарактернейшие черты, присущие нашей русской школе игры на инструменте, который по праву издавна уподобляется человеческому голосу,— говорит дирижер Евгений Светланов.— Это поистине редчайший дар!» Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Нестеренко (р. 1938) известен как выдающийся интерпретатор вокальных произведений Шостаковича. Нестеренко был первым исполнителем «Сюиты на стихи Микеланджело Буонарроти», «Четырех стихотворений капитана Лебядкина», юмористического «Предисловия к полному собранию моих сочинений», «Пяти романсов на слова из журнала «Крокодил». Ему же принадлежит честь возрождения — уже вне театрального спектакля, на концертной эстраде — «Десяти песенок Шута». Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Геннадий Рождественский (р. 1931) — страстный пропагандист творчества Шостаковича. Рождественский — единственный дирижер, в репертуаре которого все четыре оперы Шостаковича: «Нос», «Катерина Измайлова», неоконченные «Большая молния» и «Игроки». Им возрождены или впервые исполнены многие забытые или совсем неизвестные сочинения великого композитора. По инициативе Рождественского предпринят выпуск серии пластинок «Дмитрий Шостакович. Из рукописей разных лет». Основу этой серии составляют произведения, не опубликованные до момента их записи, и в большей своей части никогда не исполнявшиеся. Первые два диска серии выпущены в 1980 и 1983 годах. М.Якубов
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".