Адепт аутентичной манеры исполнения, Филипп Херревеге не занимается музейной реинкарнацией эпох. Его волнует пульс, дыхание стиля и авторского оригинала. "Материальная часть" музыки для него — не просто вместилище композиторской мысли, но ее неотъемлемая часть. Поэтому слегка диковинные на вид оригинальные инструменты XIX века на которых играет симфонии Шумана созданный им Оркестр Елисейских Полей — не дань антропологии культуры, а необходимый исходный элемент работы с живым звуком. Херревеге неукоснительно придерживается темпов, предписанных автором, он прост в средствах и вместе с тем так гибок, как это бывает свойственно только большим художникам
Если в фортепианном творчестве Шуман смотрел на мир глазами Флорестана и Эвсебия, то в своих четырех симфониях он стремился говорить объективно и сдержанно от имени третьего любимого «давидсбюндлера» — мудрого маэстро Раро. Желание отразить объективный мир, влечение к жанровым, народно-бытовым образам, к классицистским формам проявляется во многих оркестровых произведениях Шумана. Он стремится здесь к экономии тематического материала, достигает большей простоты и эмоциональной уравновешенности, чем в фортепианной музыке. Симфонии Шумана, не смотря на далеко не виртуозную и местами своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве заняли видное место в истории музыки. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов.
Замысел Первой, «Весенней симфонии» B-dur (1841) навеян поэмой А. Бётгера. Первоначально каждая часть имела свой программный заголовок. В этом произведении господствует юношеское, беззаботное настроение. Первая часть и финал пронизаны остинатными ритмами. Прекрасно романтическое вступление, рисующее картину пробуждения весны. Интимный «ноктюрн» — Larghetto — преемственно связан с медленной частью Четвертой симфонии Бетховена. Но по своему выразительному стилю эта часть ближе к мендельсоновским «Песням без слов», чем к бетховенской лирике. Из письма Шумана Венцелю: «…На днях я закончил одну работу (по крайней мере, в основном), в ходе которой я был совершенно счастлив, но которая зато совсем меня истощила. Подумайте только – целая симфония и притом «Весенняя». Я сам едва могу поверить, что она готова…» Из письма Шпору:«Я написал симфонию в конце зимы 1841 года, причем, если можно так сказать, в том состоянии весеннего порыва, который охватывает человека каждый год по-новому, вплоть до глубокой старости…»
Вторая симфония писалась около четырех месяцев, но работа с партитурой растянута была на год (1845-46). Замысел симфонии возник ещё во время очередной психической депрессии Шумана. Отдельные эпизоды редактировались по многу раз. Основная тема первой части двупланова: это "сумерки сознания" и, противовес - призывы пробуждения воли (лейтмотив медных). Борьба двух противоположностей на фоне сумерек перерастает в жалобный мотив (деревянные духовые). В разработке тема приобретает более обостренные и ярковыраженные формы, которые звучат более активно, но с нарастанием драматизма. В финальной коде первой части сопротивление "воли" побеждает! Вторая часть - контраст с первой: вьющаяся линия первых скрипок перерастает в нечто оживленно-радостное, но в последней репризе восстанавливается сюжетная нить, провозглашенная мощным "призывом" труб и валторны. Третья часть - одна из вдохновеннейших у Шумана - лирична, красива, романтична, с проблесками "романсности", но все-таки скорбная по своей первоначальной идее. Финал - победа "сопротивляющегося духа", с целеустремленным развитием, которое перерастает в ликующий марш. В коде тема вступления трансформируется в мелодию-гимн!"
Среди симфоний Шумана особенно выделяется пятичастная Третья, именуемая «Рейнской», Es-dur (1850). Стремясь к изображению картин природы и народной жизни прирейнских местностей, Шуман вышел здесь из круга своих обычных лирических тем. В этом произведении он приближается к возвышенной объективности Бетховена, необычна и «бетховенская» напряженность разработки. Ярко оригинальны две программные части симфонии. Скерцо, первоначально названное «Утро на Рейне», построено на вальсовых темах крестьянского фольклора. Оно предвосхищает будущие пьесы в народном стиле Брамса и Грига. Очень выразительна четвертая (предпоследняя) часть. С необыкновенной мощью Шуман воссоздает в ней торжественность церемонии у Кёльнского собора. Хроматические аккордовые секвенции, мелодическое противопоставление, в стиле вариаций XVI века вызывают ощущение готической строгости, суровой и торжественной
Четвертая симфония (1851), помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Первую редакцию симфонии ре минор (в будущем № 4, опус 120) Шуман создал ещё во время написания 1й симфонии в 1841 году. Первоначально Шуман задумал ее как одночастную симфоническую фантазию. В окончательном варианте черты «поэмности» сохранились в отсутствии перерывов между частями и в глубокой внутренней связи их тематизма. По существу, все разнообразные темы симфонии вырастают из песенных интонаций начального мотива вступления. Кроме того, одновременно некоторые темы переносятся из одной части в другую. Выдающейся мелодической красотой отличается задумчивое лирическое вступление. Оно напоминает задушевную песню, Вторая часть — «Романс» — перекликается с этим настроением. «Романс» воспринимается как симфоническое воплощение стиля романтической камерной миниатюры. Скерцо, с его резкими акцентами, синкопами, стремительным движением, содержит в себе нечто бетховенское. Его энергичная, порывистая тема представляет собой обращение начального мотива вступления. Романс» и скерцо, отличающиеся компактностью формы, рельефностью тематизма, образуют художественный центр симфонии. Обрамляющие их сонатные allegro (первая часть и финал) по интонационному строю и метроритмической организации просты и близки бытовому стилю. В обоих господствуют танцевальные ритмы. Сонатность в них довольно условная. Симфония вся проникнута поэтическим лирическим тоном. При этом она являет собой один из наиболее ярких примеров народно-песенного начала в музыке Шумана.
Robert Schumann (1810-1856)
Symphonies №№. 1-4
Orchestre des Champs-Elysées dir. Philippe Herreweghe
Symphony No. 1 in B flat major, Op. 38 "Frühlingssinfonie" (1841) 1. I. Andante un poco maestoso - Allegro molto vivace 2. II. Larghetto 3. III. Scherzo. Molto vivace - Trios I [moto più vivace] & II 4. IV. Finale. Allegro animato e grazioso
Symphony No. 3 in E flat major, Op. 97 "Rheinische Sinfonie" (1850) 5. I. Lebhaft [Vivace] 6. II. Scherzo. Sehr mässig 7. III. Nicht schnell [Andante] 8. IV. Feierlich [Maestoso] 9. V. Finale. Lebhaft
Необычный Шуман - аутентичный, без прикрас, со всеми недостатками и скрытыми достоинствами.
и дирижёр интересный. Экспериментатор вот ещё записи с ним - Брукнер http://intoclassics.net/news/2009-10-04-9533 Малер http://intoclassics.net/news/2009-10-04-9512
Не знаю, как у него звучит Шуман, но его Брукнер... (подбираю печатные выражения)... не подобрала. Хотя кому-то возможно понравится Брукнер сыгранный на манер Дебюсси
Может и хороший, но это - не Брукнер. Сравните его на досуге с Вандом, Фуртвенглером, Вельзер-Мёстом или хотя бы Хайтинком и Вы поймете, как нужно исполнять Брукнера и до какой степени его извратил Херревеге. Надеюсь, его Шуман не будет звучать на французский манер
Ну хватит вам. Не в праздник же (если вы не заметили он уже наступил). Стыдитесь. Или пишите, но про Шумана А Брукнер - он разный, и не всегда такой к какому вы привыкли
Интерпретация Первой симфонии совершенно не понравилась. Впервые слышу, чтобы Шуман звучал так грубо. То же самое относится и к Четвёртой, в первой части которой - совершенно неуместные переломы темпа. В Третьей отвратительный темп первой части - не виваче, а мертвяче. В первой части Второй симфонии каждый такт Херревеге играет абсолютно одинаково, нет никакого движения, Адажио - вообще летаргический сон. Так что Брукнера я у этого дирижёра даже слушать не стану.
Я проверю у себя, но не обещаю, что получится перезалить Напишу вам, как посмотрю или перезалью.
А вообще, в случаях с нерабочими ссылками рекомендую действовать так:
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".