Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 08:22
Главная страница » 2010»Июнь»1 » Д. Скарлатти - Пять сонат для скрипки и basso continuo. М. Фихтенгольц (скрипка), Е. Лисицина (орган). Запись 1983 г.. Оцифровка LP (1985).
Д. Скарлатти - Пять сонат для скрипки и basso continuo. М. Фихтенгольц (скрипка), Е. Лисицина (орган). Запись 1983 г.. Оцифровка LP (1985).
(кликните по этому изображению, чтобы увидеть его крупнее в новом окне)
Из Вики:
Михаил Израилевич Фихтенгольц (1 июня 1920, Одесса —1985)
— советский скрипач. Учился в Одессе у Петра Столярского, затем в Московской консерватории у Абрама Ямпольского (окончил в 1938 г.) и в аспирантуре у Мирона Полякина. С 10 лет концертировал, в 1935 г. получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, в 1937 г. вошёл в число лауреатов Международного конкурса скрипачей имени Изаи (6-я премия). С 1947 г. преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1970 г. профессор. Кандидат искусствоведения (1953). Народный артист РСФСР (1983).
В детстве, играя эти сонаты на пианино по нотам "Избранные клавирные сонаты Д. Скарлатти", ощущала себя Шерлоком Холмсом, втайне от других сделавшим великое открытие: в этих нескольких сонатах якобы для клавира на самом деле зашифрованы сонаты для скрипки и basso continuo (клавесина и виолончели). На это указывало следующее: - отсутствие аккордов что в правой, что в левой руке, двухголосность фактуры, - партия правой руки не опускается ниже соль малой октавы, а там, где она по логике ведения темы должна была бы опуститься, голосоведение вдруг перескакивает на октаву выше; т. е. перед нами - партия для скрипки; - партия левой руки не опускается ниже до самой низкой струны виолончели, а там, где голосоведение по логике должно было бы зайти ниже этой грани, оно вдруг перескакивает на октаву выше, в то время, как для всех других сонат Скарлатти типично обильное и эффектное использование нот более низкого диапазона; т. е. перед нами - партия виолончели; - во многих местах пустота фактуры так и просит гармонического и даже ритмического заполнения, т. е. расшифровки генерал-баса на сопровождающем игру скрипки и виолончели клавесине.
И вот внезапное знакомство с этой записью Фихтенгольца и Лисициной лишило меня пальмы первенства и обрушило мои детские мечты когда-нибудь, став взрослой, войти в историю своей диссертацией на тему этого моего открытия.
Вы совершенно правы - это не обработка клавирных сонат, а оригинальные сонаты для струнного инструмента и баса, написанные, вероятно еще в Италии, в традиционной форме sonata da chiesa, и в таком качестве (т.е. как оригинальные) они и приведены в Гроуве и во всех каталогах сочинений Скарлатти. Всего их 8 и правильная нумерация (в последовательности каталога Киркпатрика) будет № 2, 4, 6-8.
К сожалению, моя коллекция пластинок сейчас совсем в другом городе, нежели я сам Поэтому могу только сказать, что Фихтенгольц и Лисицына там играют сонаты Баха для скрипки и basso continuo (не путать с сонатами для скрипки и клавесина).
И. С. Бах Соната для скрипки и basso continuo соль мажор, BWV 1021 Соната для скрипки и basso continuo ми минор, BWV 1023 Соната для скрипки и basso continuo до минор, BWV 1024 Adagio ma non tanto из сонаты №3 для скрипки и клавесина ми мажор, BWV 1016 (3 ч.)
Михаил Фихтенгольц, скрипка Евгения Лисицина, орган Рижского Домского концертного зала
Что-то мне кажется, что это у нас было. Надо проверить материалы ПМаркова (pmarkov) и его ЖЖ. ... Тааак... В ЖЖ нету... Начинаю оцифровывать тогда. Пластинка (слышу) чистая совсем. Но выложу не скоро. Самое раннее - в пятницу.
Спасибо огромное! Не знал, что Е.Лисицына записывалась на органе БЗК, думал, что все ее записи сделаны в Домском соборе... Если Вам не сложно, выложите номер пластинки, добавлю в дискографию Лисицыной в Википедии.
СТЕРЕО С10 22033 000 - (с) "Мелодия", 1985. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись из Большого зала Московской консерватории 28 марта 1983 г. - Московский опытный завод "Грамзапись". Зак. 256. Тир. 2000
спасибо! а у меня еще есть на старой кассете, записанной с эфира радио орфей лет 15 назад, какая-то из этих сонат в концертном исполнении амбарцумяна... кажется ре-минорная. ту запись никогда не встречал нигде в сети
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".