Нодар Андгуладзе (1927)
Оперные арии 1. G. Verdi. Mackduff’s aria. Opera "Macbeth”. Moscow TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – B. Khaikin. 1971. (3′ 36″) 2. G. Verdi. Manrico’s cabaletta. Opera "Il Trovatore”. Georgian TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – R. Khurtsilava. 1966. (1′ 25″) 3. G. Verdi. Riccardo’s aria. Opera "Un Ballo in Maschera”. Moscow TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – B. Khaikin. 1971. (5′ 35″) 4. G. Verdi. Aria of Don Alvaro. Opera "La forza del Destino”. Georgian TV and Radio symphony orchestra. Conductor – R. Khurtsilava. 1964. (6′ 15″) 5. G. Verdi. The Scene and duet of Radames and Aida. Opera "Aida”. Aida – Tsisana Tatishvili, Amneris – Liana Ghvedashvili. Moscow TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – B. Khaikin. 1971. (10′ 40″) 6. A. Bukia. Arsena’s Monologue. Opera "Arsena”.The orchestra of the Tbilisi Z. Paliashvili State Academic Theatre of Opera and Ballet. Conductor – Z. Khurodze.1959. (1′ 59″) 7. A. Bukia. Arsenа’s and Nino’s Duet. Opera "Arsenа”. Nino – Medea Amiranashvili. The orchestra of Tbilisi Z. Paliashvili State Academic Theatre of Opera and Ballet. Conductor – Z. Khurodze. 1959. (6′ 24″) 8. Z. Paliashvili. Malkhaz’s aria. Opera "Daisi”. Georgian TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – R. Khurtsilava. 1965. (2′ 55″) 9. Чайковский П.И. Ι ария Германа. Опера «Пиковая дама» 1965. Radiotranslation of the first performance. The orchestra of Tbilisi Z. Paliashvili State Academic Theatre of Opera and Ballet. Conductor – V. Buchbinder.1965. (2′ 32″) 10. Чайковский П. И. Ариозо Германа. Опера «Пиковая дама» 1965. Radiotranslation of the first performance. The orchestra of Tbilisi Z. Paliashvili State Academic Theatre of Opera and Ballet. Conductor – V. Buchbinder.1965. (2′ 55″) 11. G. Puccini. Cavaradossi’s aria. Opera "Tosca”. Georgian TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – L. Kiladze. 1973. (3′ 04″) 12. G. Bizet. Aria of Don José. Opera "Carmen”. Georgian TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – R. Khurtsilava. 1969. (4′ 18″) 13. P. Mascagni. Scene and duet of Turiddu and Santuzza. Opera"Cavalleria rusticana”. Santuzza – Tsisana Tatishvili. Symphony orchestra of Moscow Bolshoy Theatre. Conductor – A. Lazarev. 1977. (9′ 30″) 14. P. Mascagni. Turiddu’s aria. Opera "Cavalleria rusticana”. Georgian TV and Radio Symphony orchestra. Conductor – R. Khurtsilava. 1965. (4′ 11″)
Автокомментарий с высоты 80-летия 1. Ария Макдуффа, подготовленная в домашних условиях у маэстро Барра в стиле Верди. Желательна была бы более гибкая нюансировка. В отношении вокальной эмиссии осуществляется принцип школы Барра: вокальный резонанс, концентрированный в «маску». 2. Кабалетта Манрико. К сожалению, записывал в си-бемоль мажоре в то время, как после возвращения из Италии первые годы в спектаклях пелась в до мажоре. Стиль и техника звука сохранены. Верхний регистр одобрен и подтвержден маэстро Барра, Джакомо Лаури-Вольпи, Еудженио Гара, Джанни Раймонди, Алфредо Краусом, Леоне Маджера и, в дальнейшем, Юргеном Кестингом. 3. Большая ария Ричарда. Партия Ричарда, скрупулезно проработанная в Ла Скала, но так и неисполненная на сцене в спектакле. В дальнейшем этот опыт был передан Зурабу Соткилава (Большой театр.1977), Нугзару Гамгебели (Тбилиси. 1989) и Гии Ониани (Буэнос-Айрес, 2003; Тбилиси, 2006; Бонн, 2008). Идет подготовка Армаза Дарашвили. Что касается записи арии, заметна несогласованность с дирижером Борисом Эммануиловичом Хайкиным, по причине которой произошло утяжеление темпа музыки и, как следствие, тяжелая эмиссия звука к концу арии. 4. Большая ария Дона Альваро, подготовленная с маэстро Барра с его концертмейстером у него на дому, одно из любимых мною вокальных произведений Верди. Исполняется в «стиле Барра»: единство звучания голоса, прозрачность, яркость тона, гибкость эмиссии, головное резонирование. Ария была впервые публично исполнена на юбилее академика Ильи Векуа, заслужившая высокую похвалу великого Акакия Васадзе (1965), и на юбилее консерватории – на концерте выпускников-лауреатов в большом зале консерватории; похвальные отзывы Отара Васильевича Тактакишвили (1967). В записи чувствуется некоторая поспешность (запись осуществлялась в непригодном зале тогдашнего радио в «Доме связи»). Я расцениваю ее, как одну из наилучших среди моих записей. 5. Сцена и дуэт Аиды и Радамеса. Выявлены несравненное богатство и голосовые возможности Цисаны Татишвили. Очаровывающее пиано и легкое форте, пластичность фразировки. Партия Радамеса, проработанная под руководством Александра Шамильевича Мелик-Пашаева, в дальнейшем осуществленная на немецком языке вместе с Цисаной Татишвили в Берлине, в театре Вальтера Фельзенштейна «Комише-опер» (1968-69 гг.), а в сентябре 1959 года впервые на советской сцене исполненная на языке оригинала полностью. В данной записи с дирижером Борисом Эммануиловичем Хайкиным речитатив в начале несколько утягченный, а в далнейшем вокальная техника и колорит соответствуют требованиям теноровых партий Верди. 6. Монолог Арсена. Первая профессиональная запись ΙΙ половины 1958 года (после «Декады» в Москве). Характер монолога – гнев определяет скандированный стиль исполнения, несколько преувеличенный. Заметна некоторая неровность по диапазону. Верхи звучат прилично. 7. Дуэт Арсена и Нинo. Замечательна Медея Амиранашвили прозрачностью звучания и лиризмом, что было ей характерно уже в те годы. В исполнении партии Арсена примечательны пианиссимо и мецца-воче, что впоследствии, к сожалению, не удалось соответственно развить, за исключением отдельных случаев. Голос здоровый, но не всегда выравненный. Можно отметить определенную выразительность исполнения. 8. В арии Малхаза проявляется плодотворное влияние итальянской манеры вокализации: кантилена в центре, совершенство «прикрытия» звука в переходном регистре. В кульминации нужно было более равномерное распределение динамики звучания, тогда си прозвучала бы легче. Выразителность соответствует сценическому моменту. Эту арию отдельным концертным номером впервые исполнил в сопровождении оркестра Давид Андгуладзе с разрешения Захария Палиашвили задолго до выступления в роли Малхаза. 9. Первая ария Германа дана по трансляционной радиозаписи с первого выступления в партии Германа в январе 1965 года. Чувствуется удаленность микрофона и неровности, характерные для первого исполнения оперы. Фразировка соответствует партитуре. 10. Ариозо Германа из ΙΙ картины показательно в том смысле, что в нем выявлено мое концептуальное осмысление партии от лиризма к драматизму. Здесь преобладает гибкая лирическая фразировка и выразителное мецца-воче. 11. Ария Каварадосси в радиозаписи с радиооркестром и Лилэ Киладзе, как с дирижером для телевизионного концерта режиссера Лео Тактакишвили вместе с Цисаной Татишвили. Эта пленка затерялась в архиве «Грузтелефильма». В этой записи отражены мои исполнительские характеристики того времени. Представляется вполне удовлетворительной. 12. Ария Хозе, записанная с радиооркестром Грузии в нескольких вариантах с различными дирижерами, отобрана мной в записи 1969 года по причине цельности звучания голоса. Запись отражает мое отношение к партии Хозе, как партии драматического характера. Отсюда насыщенность фразировки и подчеркнутость акцента. Сказывается влияние в исполнении отца – замечательного Хозе, партнера Мухтаровой, Максаковой, Давыдовой в Большом театре. Этой партией состоялся мой дебют на оперной сцене Тбилиси в 1956 году. 13. Сцена и дуэт Сантуццы и Туридду. Потрясающий пример пения Цисаны Татишвили. Запись сделана в Москве для ее диска с оркестром Большого театра (дирижер Александр Лазарев), в специальном помещении в 1977 году. Одна из лучших наших записей. Плод наших совместных исканий в вокальном искусстве. 14. «Addio alla madre». Эта ария с детских лет в доме г-жи Кионии Бендукидзе неоднократно прослушивалась в исполнении Энрико Карузо на старом грамофоне. Впоследствии эту пластинку г-жа Киония подарила мне, на ней подпись о Карузо «Кионин душка». Грамофонные записи намного богаче, чем современные электронные. Эта запись как бы явилась для меня путеводной звездой. Эту арию я прорабатывал с моим отцом, Давидом Андгуладзе, который был для меня и для многих других «грузинским Карузо», в течение трех лет. Впервые она была исполнена мной на юбилее великого художника Ладо Гудиашвили в январе 1958 года. Был принят триумфально (семь вызовов на бис!). Присутствующая на юбилее Гудиашвили известная поэтесса Мариджан преподнесла мне свой сборник стихов с надписью «Новой надежде грузинского искусства». В том же 1958 году, в марте, на заключительном концерте декады грузинского искусства в Москве, присутствующая на концерте королева Бельгии Елизаветта спросила министра культуры Екатерину Фурцеву: «Не из Италии ли Вы привезли этого тенора?». Эта фраза, повидимому, решила вопрос о включении меня в состав первой группы молодых оперных певцов для стажировки в Ла Скала в 1960 году. Всю партию Туридду я совершенствовал, как и некоторые другие, у маэстро Барра дома, а не в Ла Скала, на совместных уроках с великим тенором Джанни Раймонди.)
Персональный сайт.
Формат: МР3 (320) Объём: 136 Мб. СКАЧАТЬ: http://files.mail.ru/XEYEII Файлы будут храниться до 24 марта 2010 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.
|