"Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств выразительности нетрадиционным путём и, как следствие - достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. Про его музыку говорят, что она ”создана не из тонов, а из звуков”. И действительно, композитор открывает перед собой новые горизонты музыкального мышления, не опираясь на опыт предыдущих поколений и не используя традиционных стилей. Одним из ярких тому подтверждений является "Утреня”, написанная Пендерецким в 1970 году. Первое и единственное её исполнение в России состоялось в Москве в 1995 году. Основной трудностью исполнения этой музыки является то, что "Утреня” написана для трёх хоров (двух смешанных и хора мальчиков), симф. оркестра, большой группы ударных инст рументов и пяти солистов, и каждый из этих людей должен быть квалифицированным специалистом в своей области, так как к этому обязывает сложность партитуры.” Утреня ” состоит из двух частей: ”Положение во гроб” и "Воскресение” и написана на православные канонические тексты из Страстной седмицы и Канона Пасхи. Но это произведение имеет мало общего с православной службой и даже не является иллюстрацией к Евангелию. Оно не подражает "Страстям” по сюжету, и в нем нет основных действующих лиц. ”Утреня”, скорее, взгляд из нашего века на события двухтысячелетней давности,наше отношение к ним. Она – выписанная звуками живая эмоция человека, который вновь и вновь возвращается в своих мыслях к событиям Страстной седмицы. Первая часть, ”Положение во гроб”, носит, скорее, депрессивный характер. Определяющий её вопрос:” Како погребу Тя, Боже мой?”. Тело Господне снято с Креста, и священный трепет охватывает всех людей, исполненных сомнения, сможет ли Бог разрушить силы смерти.Это было бы непостижимым чудом. И это чудо происходит во второй части, в ”Воскресении”. Но и здесь взгляд композитора неоднозначен. Пендерецкий использует всевозможные колористические приёмы, звуковые эффекты и чередует их с традиционными фрагментами Пасхальной службы.Таким образом, благая весть о Воскресении Христове разносится по всей земле различными способами- шёпотом, возгласами, криками, фанфарами, трубным гласом или колоколами...Каждый несёт её по-своему, и каждый приемлет её по-разному. Может быть, поэтому и нет в этой части ликующего финала. Композитор доверяет слушателю самостоятельно определить для себя всю значимость этого События... ”Утреня” Пендерецкого рождает много вопросов и даёт мало ответов. Это произведение восходит к архаичному восприятию музыки, раздвигая рамки нашего традиционного музыкального слухового воспитания. Сравнивать ”Утреню” с какими-либо ранее известными духовными произведениями было бы неправильно. Её стоит попытаться воспринять, не подводя базы, на уровне ощущения. Просто пройти этот путь духовного осмысления Пасхи Христовой." KRZYSZTOF PENDERECKI (1933) JUTRZNIA / UTRENYA I. ZLOZENIE CHRYSTUSA DO GROBU na 2 chóry mieszane, glosy solowe (sopran, mezzosopran, tenor, 2 basy) i orkiestre sympfonicza I. THE ENTOMBMENT OF CHRIST for 2 mixed choirs, solo voices (soprano, mezzosoprano, tenor, 2 basses) and symphony orchestra (1) 1. Tropar (2) 2. Wieliczanije (3) 3. Irmos (4) 4. Nie wydaj mienie Mati (5) 5. Stichira II. ZMARTWYCHWSTANIE PANSKIE na glosy solowe (sopran, mezzosopran, tenor, 2 basy), chor chlopiecy, 2 chory mieszane i orkiestre symfoniczna II. THE RESURRECTION OF CHRIST for solo voices (soprano, mezzosoprano, tenor, 2 basses), boys choir, 2 mixed choirs and symphony orchestra (6) 1. Ewangelia (7) 2. Stichira (8) 3. Pzalm z Troparionem paschalnym / Psalm with Paschal Tropar (9) 4. Kanon Paschy, Piesni 1, 3, 6, 9 / Passover Canon, Songs 1, 3, 6, 9 (10) 5. Kanon Paschy, Piesn 8 / Passover Canon, Song 8 (11) 6. Kontakion (12) 7. Oikos (13) 8. Kanon Paschy, fragmenty spiewow poprzednich / Passover Canon, fragments of previous songs I. Delfina Ambroziak, sopran Krystyna Szczepanska, mezzosopran Kazimierz Pustelak, tenor Wlodzmierz Denysenko, bas Boris Carmeli, basso profondo II. Stefania Woytowicz, sopran Crystyna Szczepanska, mezzosopran Kazimierz Pustelak, tenor Nernard Ladysz, bas Peter Lagger, basso profondo Chór Harcerski Chór i Orkiestra Symfoniczna Filharmonii Narodowej w Warszawie ANDREJ MARKOWSKI, dyrygen ссылка: files.mail.ru/FOY3VD
|