Предлагаю, как уже об этом говорилось, несколько вариантов исполнения 1-й части Пятой симфонии Чайковского. Мне не хочется выяснять рейтинги, сравнивать, что лучше, что хуже: для каждого это будет по-своему. Интересно другое: что услышится в каждом из вариантов, чем они различаются не по шкале, а по существу, что конкретно делает конкретный дирижер и чего достигает в характере музыки, в звучании оркестра. Иными словами, сравниваем по принципу: что есть ценного в каждом варианте. Угадывать исполнителей не обязательно. Ну, если кто-то кого-то узнает - наше счастье. Здесь все мастера в принципе одного уровня. Есть старики, молодых нет. То есть они есть, но только применительно к году исполнения. Некоторые записи старые, это слышно и с этим я не считалась. Три исполнения наши, три - зарубежные. Вот тут стоит попробовать угадать, где какие. Я их, естественно, не группировала. Формат пришлось выбрать тот, в котором прилично звучат все варианты - явно некоторые сделаны из мр3, и это заметно. Советую во время прослушивания не смотреть на бегущую строку в проигрывателе (если она бежит) - в одном случае видно, кто дирижирует и тогда не так интересно. Поскольку музыки много, возьмем на это и времени побольше. Я предполагаю выложить список исполнителей на следующих выходных. Если есть другие варианты, скажите.
Спасибо! Стереть того исполнителя, которого видно в бегущей строке, очень просто: нажать на файл пр. кнопкой мыши, выбрать "Свойства" и там во вкладке "Сводка" стереть все ненужную информацию.
Послушал пока первую тройку игроков. Впечатления самые положительные. Все три интерпретации выполнены на самом высоком художественном уровне, и во всех из них есть Чайковский. №1 - очень красиво. Уже во вступлении погружаешься в эту атмосферу и уже не хочется больше думать. Передана глубокая доброта и искренность "музыкального героя". Невероятно красиво звучат кульминации (да и вообще, всё развитие) - объёмным, полётным звуком. Вся запись очень динамична, слушается на едином дыхании, и в этом единстве дирижёром, словно волшебником, незаметно и естественно выполняются тонкие психологические переходы - вот улыбка, вдруг раздумье, затем порыв, отчаяние... и опять идущее от сердца высказывание, лёгкая улыбка. №2 - трогательнейшее вступление. Сдержанно, искренне, звучит как выстраданное, идущее из глубины души размышление, может, молитва. Это исполнение более образно-рельефно предыдущего, очень человечно. В нём у меня больше впечатление сюжетности, театральности (в лучшем значении этого слова). №3 - наверное, самое трагичное, уже с мрачного вступления. Бесподобно оркестром передано бессилие, колоссальная тяжесть безрезультатной борьбы, несмотря на титанические усилия. В музыке разворачивается подлинная драма, если не сказать трагедия. Волшебный момент в побочной партии репризы (если не ошибаюсь), когда появляется луч света, как бы выход найден, и заключение звучит по другому - но начинается трагическая кода, которая опять расставляет всё на свои места. Поставлена запятая, ответ должен быть в следующих частях - в этом плане самая интригующая запись.
Я практически уверен в том, кто именно дирижирует в первом номере (но говорить не буду ). В остальных номерах есть только смутные предположения. Что касается национальностей, то гадать во 2-ом и 3-ем номерах не очень хочется. Есть впечатление, что второй номер - это русский. P.S. про номера 4, 5 и 6 впечатления напишу позже, но точно до субботы (если результаты до этого времени не будут разглашены).
Исполнителей назову в выходные, наверное, даже в воскресенье. Скачали не Вы один. Все очень интересно.
Ради честности надо добавить, что русских исполнителей двое: один в разных, далеко отстоящих одно от другого по времени вариантах. Вчера забыла приписать.
Стирать в файле не буду, это нужно ссылку менять, а кто-то уже все равно скачал и слушает. Да это и не принципиально, если увидите. Просто для вашего собственного интересу лучше, больше интриги, если не знать. Но все равно пять исполнений анонимны.
Спасибо, Галина, что обошлись без рейтингов. Просто делюсь своими впечатлениями, если кому-то интересно и нужно, даже гадать кто есть кто не хочется. 1.Широко сыграно, разливается музыка по бескрайним просторам, если форте, то от души, удало и весело. Удивительно, от первого исполнения остается очень светлое, легкое воспоминание, самое оптимистичное исполнение. 2. Глуше, настороженнее, печальнее, будто бредёт кто-то по бесконечным разбитым и грязным русским дорогам. Тут и каторжный этап, и свадебный поезд, и крестный ход. "Тоска по родине.." 3. Ещё страшнее начало и безысходней, очень тревожно, ничего не радует и думы терзают душу. Медленно просыпается он последним, как толстовский старый дуб весной. Может герой этой части Андрей Болконский? 4. Мрачно и суетливо, хоть и самое длинное. 5. Сурово, войско собирают в долгий поход на страшную войну. Прощальный бал, последняя улыбка. И вот бой, смерть и геройство, обозы раненных, брошенные грозные орудия и мертвые тела. Радость сквозь слезы вернувшимся из боя и мечта о новой мирной счастливой жизни и память о недавнем горе. 6. Просто музыка без образов. Точно сыграна, передана русская певучесть, плавность течения музыки. Душа скользит, разливается по каким-то неведомым ландшафтам, так напоминающим родные пейзажи.
1. Широко 2. Глуше 3. Страшнее 4. Мрачно 5. Сурово 6. Просто Но первая тройка, особенно №3, понравилась больше (ближе к славянскому духу). Спасибо и ждём имён.
Я не выдержала. Послушала в двух исполнениях всю симфонию и захотелось не обделять этим удовольствием остальных. Для желающих закачала остальные части во всех шести вариантах. Как скажете: можно в выходные раскрыть секрет относительно только первой части, а можно взять больше времени и сохранить интригу, пока желающие не послушают всю симфонию. Можно сравнивать не все варианты - кто какие хочет. Но даже если назвать исполнителей, когда послушаете 1-ю часть, все равно будет интересно сравнивать исполнения всей симфонии. Как скажете, так и сделаем.
Послушал вторую тройку. Кратенько: №4 - самое скорбное, щемящее вступление. Начало ГП звучит как траурный марш. И в невероятнейших муках рождается дальнейший прорыв. Тяжёлая запись. Что-то "переломное" происходит в репризе, вследствии чего мне показалось, что кода не столько трагическая или обречённая, сколько боевая, последняя схватка. Яркая запятая поставлена после первой части. Хочется послушать, чем закончится! №5. Ускоренная. Эффектно закручивается вихрь в главной и связующих партиях. Побочная партия показалась приподнятно-бодрящей. Разработка ух злючая...... Интересная запись. №6 Чрезвычайно симпатичная интерпретация. Очень искренняя, человечная. Лучистая, искренняя, юная побочная партия. Очень симпатичны проведения вступления и главной партии. Красиво..... А ещё для меня это исполнение прозвучало весьма контрастным по сравнению с 4-ым и 5-ым.
Все записи очень достойны, интересны и вызывают положительные эмоции - говорю совершенно искренне. Из моих внутренних субъективных предпочтений.... однозначно хочется выделить 6-ую как-то по-особому, однозначно 1-ую; также 2-ую и 3-ю.
А теперь погадаю на кофейной гуще. Могу заблуждаться очень сильно, так что никто не верьте.... Возможно, №2 и №6 принадлежат одному дирижёру. №5 - зарубежная (уже понял). По №№ 3 и 4 догадки настолько смутные, что их нет. В принципе, можно ещё раз переслушать и сравнить, уже целенаправленно в "поисках улик", но это уже будет лишнее. С №1 я, как оказалось, ошибся Но зато он оказался для меня приятным сюрпризом.
galjatu, большое спасибо за викторину и Чайковского!
Большое спасибо за выкладку! Мне больше всего понравились №1 и №3. №1 заставил по-настоящему сопереживать музыке,несмотря на то,что вроде бы знаю в симфонии каждую ноту. №3 - удивительно выверенная интерпретация.Все выстроено,логично.И не могу не отметить качество игры оркестра. №4 и №5 мне пришлись не по вкусу.На мой взгляд в них слишком большие ритмические и темповые отклонения от текста,которые искажают музыку. А в целом все записи достойные,интересные.Слушал пока только первые части.
Начну с конца. Слушала первые части. №6 - поверхностное скольжение, все легко, проходяще, в жизни могут быть неприятности, но не драмы - "живенько" так. №5 - начало страшное - трагическая безысходность, даже траурность, но постепенно все выравнивается, потом ускоряется, ассоциации -революционное опьянение. От "мы жертвою пали" в начале до "в руках у нас винтовка" в конце. №4 - трудный, долгий, даже надрывный выход из какого-то кризиса, как тяжелая поступь, появляющееся временами солнце опять заволакивают тучи. №3 - невероятная драма, стенание, потом - перелом, поворот к свету, к любви, но иногда раны кровоточат - "первый шаг больно, второй шаг колко, третий - уже полет". Красивое, страстное исполнение. №2 - смиренно и достойно переносимая боль, потом опять вроде бы открывается вся красота мира, но все же не все в нем радужно, о чем следует не забывать. №1 - сразу же поражает масштабностью музыкального полотна, сначала- трагедия народа, общая боль, но это и твоя трагедия и боль, потом возникает героическое начало, но не чуждое, не отпугивающее, поскольку постоянно присутствует чувство сопричастности ко всему. Спасибо, очень интересно!
И еще просьба: если что-то понравилось меньше, кажется облегченным или еще каким-нибудь таким, попробуйте переслушать. Тут может быть дело в последовательности, в какой слушали. Вообще целую симфонию лучше сравнивать всю, целым циклом. Я заметила, когда слушала первые части, что даже относительно них чувствуется, что вырываем из контекста, - хотя они и первые. У меня у самой такие планы есть, буду переслушивать то, что меньше нравится, да и кое-что из понравившегося: хочется доусваивать.
Количество участников маловато (скачали многие). Но все-таки здесь не одна прелюдия, а четырехчастная симфония. Может быть, мало дала времени? Если кто-то не успевает и попросит продлить на денек-другой, я могу, только скажите. Впереди опять праздники. Если таких просьб не будет, выложу завтра во второй половине дня.
Григорий, а Ваши любопытные отзывы об исполнителях составлены по первой части или по всей симфонии? ___________ Что касается викторин в целом, то я был бы рад, если бы это интересное и познавательное дело стало на Погружении регулярным (может, имеет смысл создать для них свою тему на форуме или категорию)
А пятый номер Вам безоговорочно понравился несмотря на то, что он не самый близкий к Петру Ильичу? (или же у Вас другое мнение по этому вопросу "близости"?)
По-моему, автор - не высшая инстанция, а во многом соавтор наравне с исполнителями и слушателями. Кажется, Юрий, Вы о чем-то таком говорили. Множественность, вариантность исполнений дает возможность услышать в произведении как можно больше того, что в нем есть. И история показывает, что дело не ограничивается даже одной эпохой. Я уверена, что чем крупнее личность автора и, соответственно, чем талантливее произведение, тем больше в этом произведении заложено неизвестного для самого автора. "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" - это ведь реакция не автора, а читателя. Поэтому авторский замысел - это только один из замыслов о данном произведении. Я себе представляю это в таком образе: есть некий кристалл со множеством граней. Каждая грань существует и сама по себе, и сквозь нее видны другие грани, они все сообщаются между собой. Так и исполняемое произведение: какие-то грани смежные, какие-то далекие, но через них видны другие. Образ этот не я нашла, вычитала по другому поводу, гораздо более общему, поэтому считаю допустимым применить его и в таком частном случае.
Насчет продолжения викторин - это обязательно нужно. Но где расположиться, не пойму пока. На форуме удобнее говорить, а на "большаке" удобнее делать выкладку материала. Мысль о категории мне больше нравится.
Пока я собираюсь представить список - хочу еще подумать о своем комментарии и кое-что дослушать - очень прошу Григория рассказать о ходе своих рассуждений: за что Вы их так расставили? Кое-что Вы уже написали, про Светланова я предупреждала любопытных, что информацию в файлах мне не убрать и чтоб не подглядывали. Не виноватая я!
Слушая неоднократно и на близком расстоянии одно произведение, я лишний раз убедилась, что музыка диалогична. Я имею в виду не участников - композитор, исполнитель, слушатель, а просто: исполняемое произведение - слушатель. Музыка мне говорит - я отвечаю. И в каждом исполнении она говорит разное, и каждый раз я меняюсь. Но ведь и в жизни я общаюсь с разными людьми и с каждым меняюсь. По сути и простое общение, и слушание музыки - это ансамбль и проблемы там и там ансамблевые. На что еще обратилось внимание в отношении всех исполнений. По-разному решаются темпы, их соотношение, по-разному звучит оркестр, самые разные голоса и подголоски вытягивает каждый дирижер - столько всего разного в одном произведении, что одному человеку и не постичь, это возможно только во многих вариантах.
Теперь подряд. 1. Каюсь: не люблю, как играет Светланов. Не любя, не знаю, поэтому для меня в этом исполнении были приятные сюрпризы. Исполнено очень мастерски, стройно и слаженно звучит оркестр. И все-таки не хватает тут для меня естественности. В стремлении выдержать единый темп очень многие детали пролетают мимо внимания. Слышу здесь очень высокого ранга ремесленность. Это мое чисто субъективное. 2. Аббадо - я очень веселилась, когда его причислили к русским. Но что-то тут есть. Его исполнение услышалось мне самым "мирным", певучим, там очень много нежности. И правильно заметил Юрий про молитвенность: я видела в некоторых записях (например, 3-й симфонии Малера 1968 года), что он вправду молится. Очень сильная спаянность в звучании оркестра. 3 и 6 - Мравинский. Помимо того, что у него неважные духовики, да и вообще оркестр звучит не всегда хорошо (возможно, это кадровый вопрос, не знаю), в его исполнениях есть уникальное свойство: он замечательно делает филировку звука в оркестре(т.е. меняет динамику и характер на протяжении одной длинной ноты). Это чаще сольный прием - у певцов, у духовиков. От этого звучание делается особенно теплым, я Мравинского угадываю по этому. Между двумя вариантами 20 с лишним лет разницы. Первый, 1960 года (№3) хорошо записан и лучше звучит. Исполнение очень говорящее благодаря фразировке и сменам темпов: каждый мельчайший "фрагмент" звучит в удобном для него темпе, а значит, и для меня, мне легко дышится и легко слышится. Речь невероятно проникновенная, очень драматичная, достигающая сердца (когда я говорю о роли сердца в слушании, это никогда не метафора). Второй вариант действительно более хореографичен, только для меня это не недостаток. Мравинский много работал в балете (по-моему, пианистом-аккомпаниатором), и у него особое чувство балетной пластики. В данном исполнении это более заметно. Соотношение речевого начала и балетного языка здесь получает другие пропорции. Но и Чайковский писал балеты, один из них - Щелкунчик, который очень близок и по смыслу сказанного, и по языку к двум последним симфониям, 5-й и 6-й. Я не слышу здесь беспроблемности и облегченности, просто это та же самая драма, выраженная на другом языке. Хочу еще обратить внимание на переходы attacca между частями. Благодаря этому я услышала в симфонии явные признаки сюиты. И правда: 4 части, сильное жанровое начало - огромная роль марша, две части подряд, 2-я и 3-я, трехдольные, 3-я и вовсе вальс, но и во второй сильна танцевальность. И при таких переходах происходит скорее не противопоставление частей, как в симфонии, а сопоставление, как в сюите.
И дело, по-моему, не совсем "в войне", думаю, не без больших "личных потерь" он провёл столько лет во "дворцах немецкого Дракулы" (как и Голованов, например..) - с.
Так это оно и есть. Война - не только "пух-пух", но и "бо-бо" в разных видах. И после всего немецкий дирижер - как он, так и Вальтер - играет Чайковского. Тоже не фунт изюму.
4,5 - немцы. Я могу предположить, что случилось со старичком Фуртом. То же, что и с Вальтером, и с Мравинским - случилась война. Удивительным образом сообразно нашему времени последние симфонии Чайковского зазвучали после войны. И это не театр, не представление. У Фурта более явно, у Вальтера больше в глубине слышны звуки войны. Очень велика роль ударных, роль марша, шага - "солдатские" ассоциации возникли неспроста. Это - звуки страшного (даже не отзвуки, они же музыканты, они войну слышали ушами - выстрелы, бомбежку, чеканный шаг). Фуртвенглер играет более театрально в положительном смысле слова, у него интрига. Слушая, я все время думала: а что будет дальше? Но это звуковой театр: это слух спрашивал: как он дальше сыграет? как дальше прозвучит? Я заодно сравнила его два исполнения 6-й симфонии: 1938 и 1951 годов, до- и послевоенное. Второе страшнее, продирает до глубины. И еще вспоминаю - в связи со звуками шагов, которые тут так слышны, - исполнение 6-й симфонии Абендротом, тоже послевоенное. Не "греша" предметными ассоциациями, я упорно слышу там топот сапог, и ничего с этим не сделаешь. Когда он исполнял ее у нас в Ленинграде вскоре после войны, в зале падали в обморок, так все было недавно и близко. У Вальтера страх другого, более изначально глубинного уровня. И та же обращенная к сердцу речь, та же темповая гибкость (которая уж никак не "искажает замысел композитора"), что и в первом варианте у Мравинского. Но слышно, что он не знает русского языка. Там во второй части есть одна фразочка-вздох после вторжения страшной темы, которая слышится прямо в словах: "О Боже!" (такого много в Шестой симфонии). У Мравинского она говорит, у немцев и у Аббадо - нет. Но это не более чем частность, не имеющая принципиального значения. ---------------------------------------------------------
Извините за опоздание - это я все писала. Надо подумать, что дальше сравнивать и кто поведет тему. У меня мысли есть, но нужно обдумать, послушать. Если еще подержаться за Чайковского, то могу предложить Трио "Памяти великого артиста" - нужно набрать вариантов, кое-что есть. Можно опять фортепиано, любого композитора, но я еще пока не отошла от прежних дебатов. Ну, придумаем.
Еще раз спасибо Jivien'у за идею, которой я по упрямству сопротивлялась.
Я не очень согласен с трио "Памяти художника". Мне кажется, это настолько проникновенная и глубоко личная вещь, с каждой глубокой нотой (простите за корявое выражение), что сравнивать (да и слушать несколько раз подряд) - для меня представляется трудноватым. Если продолжать Чайковского (чтобы "закрепить" результаты), то я бы скорее выбрал либо либо 4-ую симфонию, либо программную симфоническую вещь (в этих двух случаях смогу поучаствовать в организации, предложить парочку преинтересных вариантов), либо что-нибудь из "Времён года" (во многих исполнениях на фортепиано - у кого они есть). Если перейти на других композиторов, то у меня предложение - Рахманинов (музыкальный момент, или прелюдию, или картину; можно и 2 или 3 концерт) Или же взять Баха.
4-я и "Времена года" есть. В каком порядке хотите? Рахманинова лучше пусть поведет кто-то другой, у меня записей мало, да и я хочу поиграть!
На Вальтера ссылку дам: или он тут есть, тогда обновлю, или заново выложу. Тут и сообщу.
Мне очень понравилась анонимность: ни за что не отвечаешь, можно ругать Вильгельма (это ведь просто та же похвала, но с другим знаком, потому что все описано точно, только оценка другая). И есть о чем поговорить.
Спасибо, Галина. Светланов был сразу ясен (сами "виноваты" ) Мравинского я узнал (№3) (№6) не узнал, здесь он отличителен. Узнал и Фуртвенглера. А вот Вальтер оказался вообще сюрпризом (хотелось бы ссылочку на эту запись) Как и Аббадо, прочувствовал и правда русскую душу Спасибо, ещё раз.
Извините, Юрий, невнимательно прочла про 4-ю симфонию. У меня "преинтереснейший вариант" - один. Если у Вас несколько, то я очень даже хочу. Давайте спишемся, я его добавлю и про него ничего говорить раньше времени не буду. А Времен года есть несколько, два замечательных. Только надо бы весь цикл, а не одну пьесу. Это будет не так нагрузочно, как 6 вариантов 5-й симфонии, там слушать можно и дробно.
На будущее можно взять какую-то симфонию Шуберта - да мало ли что.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".