Ссылка: files.mail.ru/G0KAGHКАСТАЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ (1856-1926), русский
композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального
фольклора; один из инициаторов т.н. "нового направления"
в русской духовной музыке конца 19 — начала
20 вв. Родился в Москве 16 (28) ноября
1856 в семье священника. В 1876-1881 учился
в Московской консерватории, но завершил курс много лет
спустя — в 1893 в композиторском классе
С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал
разными хорами в провинции. С 1887 педагог
фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там
же помощник регента Синодального хора,
с 1900 регент, с 1910 директор Синодального
училища и хора. После преобразования училища в Народную
хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть
до закрытия в 1923. С 1922 профессор
Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения,
заведующий кафедрой народной музыки. Умер Кастальский
в Москве 17 декабря 1926.
Кастальский — автор около 200 духовных сочинений
и переложений, составлявших основу клиросного
(и в большой мере концертного) репертуара Синодального
хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать
органичность соединения древнерусских распевов с приемами
народного крестьянского многоголосия, а также
с традициями, сложившимися в клиросной практике,
и с опытом русской композиторской школы. Нередко
Кастальского называли "Васнецовым в музыке", имея
в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым
Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции
монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной
музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением
(обработкой) традиционных распевов и сочинением
в их духе, также отмечен объективностью
и строгостью. В качестве директора Синодального училища
Кастальский осуществлял его преобразование в Академию
церковной музыки, с обучением по программам,
превышающим уровень консерватории.
Важным направлением его деятельности была "музыкальная
реставрация": в частности, им осуществлена
реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное
действо; в цикле Из минувших веков
представлено в музыкальных картинах искусство Древнего
Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси
и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием
для солистов, хора и оркестра Братское поминовение
героев, павших в великую войну (1916; памяти воинов
союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские,
английские и другие тексты; вторая редакция для хора без
сопровождения — Вечная память
на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор
песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха
Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви
1917-1918. Среди светских произведений опера Клара Милич
по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина
в 1916), Песни о Родине на стихи русских
поэтов для хора без сопровождения (1901-1903). Кастальский —
автор теоретических трудов Особенности народно-русской
музыкальной системы (1923), Основы народного
многоголосия (издан в 1948). По его инициативе курс
народного музыкального творчества был введен сначала
в Синодальном училище, а затем в Московской
консерватории.
В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно
пытался соответствовать "требованиям современности" и создал
несколько малоудачных произведений для хора и оркестра
народных инструментов,
Сельскохозяйственную симфонию
и др., а также обработки советских "революционных"
песен. Долгое время его духовное творчество находилось
в полном забвении на родине; в наши дни
Кастальский признан мастером "нового направления" в русской
церковной музыке.