В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отходит от развлекательной, «дивертисментной» разновидности жанра симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти 18 в. существенно повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители этого течения требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Представители движения: молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер, К. Ф. Д. Шубарт и др. - были проникнуты чувственной меланхолией, более близкой романтизму XIX века. Хотя название "Буря и натиск" взято из пьесы, написанной в 1776 немецким драматургом Фридрихом Максимилианом фон Клингером (1752-1831), течение, носящее сегодня это имя, прокатилось по Германии намного раньше. Может быть, всплеск этого бунтарского романтизма, полного уныния и отчаяния, вызвали гремевшие тогда по всей стране постановки трагедий Шекспира в новых переводах. Неудивительно, что мы не находим отголосков идей Бури и натиска в операх Гайдна, поскольку характерное для этого направления мрачное настроение вряд ли понравилось бы аристократической публике, чьи пристрастия в области оперы и театра ограничивались итальянскими комедиями и классическими трагедиями, весьма далекими от настоящих страстей.
Поэтому первое произведение Гайдна, проникнутое по-настоящему глубокими чувствами, хотя и необязательно личностно окрашенными, - это не опера, а симфония № 26 ре минор "Жалоба". Название, по-видимому принадлежащее перу автора, навеяно второй, медленной частью, основанной на песнопении из Плача Иеремии, где говорится: "Здесь начинается плач пророка Иеремии". В первой части симфонии есть побочная партия, восходящая к средневековому австрийскому напеву, звучавшему во время Страстной недели перед Пасхой. Возможно, симфония предназначалась для исполнения незадолго до Пасхи, что объясняет трагическое настроение музыки* (* В Страстное воскресенье, пятое воскресенье Великого поста, проводятся торжественные богослужения, посвященные "страстям господним".) Симфония № 39 соль минор (1768) полна той же трагической мощи, которую мы находим в первых двух симфониях Моцарта (№ 25, К. 183), написанных в той же тональности пятью годами позже, возможно в подражание Гайдну. Интересно, что Гайдн использовал четыре валторны, две со звукорядом в си-бемоль мажоре и две - в соль мажоре, так что им были доступны все ступени соль минора и они могли исполнять арпеджио в этой тональности. В третьей части этой симфонии Гайдн заставляет мелодию скрипок делать один за другим несколько скачков в более чем двухоктавном диапазоне, что наполняет музыку безудержным отчаянием. Эта так называемая "скрипичная техника скачков" появляется вновь в другой симфонии, написанной в то же время (№ 49 фа минор),- в ее второй части, пронизанной тревожным настроением. Второе название этого произведения - Страсти, так как оно впервые было исполнено во время Страстной недели.* Последняя часть симфонии дышит яростью, которую вряд ли можно объяснить религиозными переживаниями по поводу страстей господних. Страстная, неистовая музыка отражает чувства скорее личные, чем религиозные. Если это так, то "Страсти" - одно из тех немногих творений Гайдна, в которых он позволил своим собственным переживаниям повлиять на общее настроение и драматическое напряжение произведения (он вообще не смешивал свою работу - создание музыки - и личную жизнь, всегда полную проблем и душевных ран, предоставив это последующим поколениям композиторов). Другое значительное произведение периода "Бури и натиска" - Симфония № 44 ми минор, написанная тремя годами позже, в 1771-м. Впоследствии ее назвали "Trauer", или "Траурная", так как Гайдн попросил, чтобы вторую, медленную часть исполнили на его собственных похоронах. Последнее творение этих лет - периода очень эмоциональной музыки - Симфония № 45. Это едва ли не самое известное произведение композитора, знаменитое не в последнюю очередь благодаря одной истории, связанной с ее необычной финальной частью. Именно из-за этой последней части, написанной в 1772 году в редкой тональности фа-диез минор, где-то в последней четверти XVIII века симфонию окрестили "Прощальной". Нельзя было придумать лучшего названия. Случай, о котором идет речь, произошел с музыкантами князя Эстерхази. Работа у него им была по душе, особенно с таким понимающим капельмейстером, но вместе с тем кое-что не нравилось. В Доме музыки было слишком мало места для того, чтобы жить там вместе с семьями, и, кроме Гайдна и трех старших музыкантов, остальным приходилось проводить в разлуке с женами большую часть года. Лето 1772 года подошло к концу, а князь как будто бы и не собирался ехать в Вену. Музыканты забеспокоились, что вообще в этом году не повидаются с родными. Они обратились к Гайдну, и тот, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге князю - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, как и во всякой другой, четыре части, одна из которых - менуэт, написанный в редкой и потому почти не используемой тональности фа-диез мажор. Четвертая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора. В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы донести до своего патрона настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг.
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)
The »Sturm und Drang« Symphonies Nos. 26 · 35 · 38 · 39 · 41-52 58 · 59 · 65 (6 CD box set) The English Concert Trevor Pinnock
Пожалуйста, конечно. но Гайдн и без Пиннока неплох Симфонии этого периода мне почему то наиболее близки. Конечно и Парижские и Лондонские хороши, но тут мелодий удачных, непосредственных больше. И Брукнер отсюда начался
Ну, да отец симфонии плохих вещей в этом жанре вообще по моему не писал. Добрая, остроумная музыка, несмотря на "бури" эмоции через край не хлещут. наоборот стабилизируют организм. Да и Пиннок стилистически адекватен - аутентичен, но в меру
Благодарю!У меня как раз провал в симфониях Гайдна: Есть с №1 по №25 в исполнении Роя Гудмена и всё.Есть Парижские в Марринере и Лондонские в Йохуме.А теперь,хоть не стройный,но порядок.Благодарствую!
Большое СПАСИБО! Благодарю за симфонии и за книгу о Гайдне.
Хочу добавить аннотацию к этой книге:
"Книга является первой русской монографией такого объема о великом австрийском композиторе. В ней на фоне эпохи, в перспективе традиций и новаторства дается жизнеописание Гайдна и показывается весь путь развития его творческой деятельности. Приложение содержит хронограф, библиографию, указатель имен. Книга предназначается для музыкантов-профессионалов и для любителей музыки".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".