София Губайдулина. "Час Души" для меццо-сопрано, ударных и оркестра
19:35
Flac, 98 mb
Ленинградский филармонический оркестр
Дирижер Тимур Мынбаев
Меццо-сопрано Лина Мкртчян
Ударные Марк Пекарский
Запись 1988 года
На мой взгляд, самое лучшее сочетание новаторского языка и подлинно духовного мышления во всей современной музыке. Православная по характеру идея передается через совершенно незнакомый православию язык-язык отсутствия мелодии,текста,хора, связного ритма, все до одной составляющие реализованы в одно получасовой "ноте".Произведение не менее цельное по форме, чем хоровые опусы Пярта. Там это достигается с использованием многих традиционных приемов-хора, григорианского хорала(или его акустики), у Губайдулиной все шиворот на выворот, а звучит очень церковно!
Спасибо, Димитрий, вещь интересная, как и все у Губайдулиной. Единственное, чего я тут не увидел - это единства, т.е. православия. Триптих Цветаевой, конечно, - один из лучших у нее, и входит в лучший ее сборник, но выхваченное из середины стихотворение - явно переходное между драматическими первым и третьим, своего рода пауза - здесь смотрится полным бредом, к которому нас и готовят разрозненные удары и подвывания. Это именно Час Психики (дальше тему подхватывают "час беды" и "час ножа"(!)), а не Духа. Ему здесь некуда войти, простите...
Формально православность этой вещи доказать сложно, она воспринимается подсознательно,как церковная икона. Но здесь я не слышу простой игры звуков, которых у Губайдулиной предостаточно и в Семи словах, и в Пасиио, и в Аллилуйе.Вся вешь звучит очень сакрально, т.е. обращает слушателя внутрь себя. Вы слушали мою выкладку второй симфонии Уствольской-там есть непонятные стоны и хрипы у чтеца-но они пробирают до самых костей-ощущение присутствия на голгофской казни и одновременно огромного покаяния, хотя в этом отрывке нет ни хора,ни псалмов.
Уникальный триптих Цветаевой и в том, что последующие части не только развивают и усиливают предыдущие, но и сохраняют самостоятельность, поэтому вторая часть, взятая Губайдулиной, не является искусственно выхваченной. Правосланым же это произведение, думаю тоже, назвать нельзя, и как икона оно не воспринимается. Вот необходимость в другой истине возникает, но после соблазнов, падений, терзаний, бесконечно холодного одиночества души ("час грозы", "час беды", "час ножа" присутствует - своеобразная "перекличка" с третьей частью триптиха поэта), и дается эта возможность - повернуться к ней, к этой Истине - откуда-то издалека доносится колокольный звон. У Губайдулиной, конечно, идет развитие цветаевского "душа, верши", "душа, расти". Спасибо Вам за выкладку!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".