Набрёл в сети на жж с глобальной выкладкой записей Баха с Херревеге. Перезалить всё нереально, да и качается по ссылкам отлично. Спасибо автору ссылок за титанический труд
Одна из рецензий:
В минувшее воскресенье в зале им. Чайковского выступил знаменитый фламандский специалист по барочной музыке Филипп Херревеге со своим «Collegium Vocale Gent». В программе концерта, прошедшего в рамках гергиевского Пасхального фестиваля, была – вполне логично – Пасхальная оратория Баха, а также оратория на Вознесение и кантата «Так возлюбил Бог мир». Изяществом деталей и аккуратностью подхода к баховскому наследию можно было насладиться в полной мере.
Московская публика уже знакома с тем, как фламандец Херревеге тонко и осторожно обращается с Бахом – два года назад он уже приезжал на Пасхальный фестиваль. В этот раз Херревеге также не разочаровал: средствами небольшого хора – всего по три человека на каждую партию – и аутентичного ансамбля он воспроизвёл все нюансы баховских партитур. В полупустом зале им. Чайковского игра ансамбля приобретала какую-то завораживающую интимность. Именно так и исполнял свои кантаты Бах: с небольшим ансамблем и хором из двенадцати человек. Но Херревеге, в отличие от самого Баха, располагает рафинированным и высокопрофессиональным аутентичным ансамблем. Казалось, он играет для себя, отшлифовывает какие-то тонкие нюансы, в которые надо было вслушиваться и вдумываться.
В результате Херревеге словно вернул выбранным произведениям Баха их почти детскую наивность. Вот ученики Христа приходят ко гробу, и Магдалина поёт об отчаянии и тоске, а вот Пётр видит пустой гроб и брошенную плащаницу – и в его арии таинственно перекликаются гобои и флейты, портретируя надежду. Все эти детали передают глубоко личное отношение к евангельскому тексту, полное протестантской непосредственности и спокойной созерцательности и лишённое всякого пафоса и драматизма.
Выходя на поклон, Херревеге скромно произнёс по-французски: «Спасибо Баху», чем вызывал восторг зрителей и бурные апплодисменты. И правда, несмотря на высочайший уровень самого Херревеге и солистов главной звездой вечера стал сам Иоганн Себастьян Бах, которого Херревеге в очередной раз тактично и вежливо преподнёс публике.
Johann Sebastian Bach (1685–1750)
Matthäus-Passion Howard Crook ténor (Evangelista) Ulrik Cold basse (Jesus) Barbara Schlick soprano René Jacobs alto Hans-Peter Blochwitz ténor Peter Kooy basse La chapelle Royale Collegium Vocale Philippe Herreweghe (1984)
Matthäus-Passion Ian Bostridge ténor (Evangelista) Franz-Josef Selig basse (Jesus) Sibylla Rubens soprano Andreas Scholl alto Werner Güra tenore Dietrich Henschel basso Collegium Vocale Philippe Herreweghe (1999)
Weihnachts-Oratorium Barbara Schlick soprano Michael Chance alto Howard Crook tenore Peter Kooy basso Collegium Vocale Philippe Herreweghe
Motetten Agnès Mellon soprano Greta de Reyghere soprano Vincent Darras alto Howard Crook tenore Peter Kooy basso La Chapelle Royale Collegium Vocale Philippe Herreweghe
Да, сама музыка не может не волновать... Касаемо исполнения (пока скачал только "страсти"), охарактеризовал бы, как "диетическое", что ли.. хотя очень и очень хорошее(повторюсь).
Не диетический, а интимный - почувствуйте разницу. да даже если и диетический, диеты полезны - от шлаков и прочих наносов многовековых очищают. Аутентизм, понимаете?
Если сравнивать с монументализмом Клемперера или экстатикой К. Рихтера, то по первому разу Херревеге может показаться диетологом. Но у него на первом месте совсем другое. Я бы его назвал тонким религиозным мистиком. И его музыкальные краски и приемы соответствуют этому ощущению музыки.
По моему нормальный масштаб. Религия и сакральная музыка - это таинство, масштабность и шумиха и спецэффекты её не красят. Если хочется театральности и парадности - слушайте Генделя
Да толкового разговора об аутентизме раньше как-то не складывалось. Было в основном на уровне ндравится (вплоть до гениально) - не ндравится (вплоть до "тихий ужас"). На самом же деле аутентисты (не все, а действительно талантливые) принесли не только старые инструменты и малые составы, но и новое понимание знакомой музыки. Тот же пейзаж при другом освещении. Это вовсе не значит, что это априори более правильно. Просто в самой музыке заложено много вариантов ее восприятия (философы про это скажут умнее )
Аутентизм - вкусно звучит. и заманчиво. а на деле зачастую скукота. вот Арнонкур - мне не нравится, скучный. А вот в Херревеге что то есть. Действительно - заново знакомую музыку открываешь. может быть дело в смешении традиций - он фламандец, живёт во Франции, оркестр тоже французский, но музыку любит немецкую, а ещё он человек 20 века, который не прячется в барокко как улитка в скорлупу, а наоборот доверчиво показывает нам его нежное нутро
Я говорил не о мыслителе, а о Херревеге-мистике. Вы по сути ставите вопрос о трактовке евангельской истории в искусстве? Она испокон веков бывала двоякой, и трагедийно-драматической, и мистической. Достаточно посмотреть на изобразительное искусство, где есть огромная масса материала. Во все эпохи, от Ренессанса до наших дней, можно найти примеры диаметрально противоположных подходов в изображении Христа и сопутствующих событий религиозной истории.
Кто его знает, Христа, я с ним не был близко знаком, но по моему он был человеком про которых говорят "не от мира сего". Он интересен нам не как человек, а как ИДЕЯ(с большой буквы )Так же и музыка Баха, несколько отрешённая от бытия, многим интересна не как просто музыка(хотя её приятно слушать), а как некая ИДЕЯ. Возьмём других барочников - Вивальди или Генделя, всё таки они не такие утончённые как Бах - хотя и мелодичней , и учёной контрапунктической музыки у них поменьше, но в основном это так... просто приятная музычка. секрет кроется в человечском восприятии - музыка Баха прекрасна уже в самой ее идее. Возможно это неправильно, но на данный момент это так
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".