Первый струнный квартет (1930) написан по заказу американской Библиотеки Конгресса. Вот что говорит композитор об этом в своей „Автобиографии": „Прежде чем приступить к работе, я изучал квартеты Бетховена, делая это чаще всего в вагоне, по дороге с одного концерта на другой. Изучение дало возможность освоить и полюбить его замечательную квартетную технику. Вероятно, отсюда же некоторая „классичность" языка первой части моего квартета. В нем, однако, есть две особенности: финалом является медленная часть и тональностью выбран си минор, в котором квартеты обыкновенно не пишутся. Я закончил квартет медленной частью, потому что материал для неё вышел самым значительным в опусе". Квартет своим мелодизмом и вдохновенной лирикой удивительным образом предвосхищает сочинения середины тридцатых годов. Первая часть, полная типично „прокофьевской" энергетики, действительно выдержана в ярко классическом духе. Об этом говорит характер тематизма и его разработка. Вторая часть, в основном быстрая и стремительная, является в квартете выразителем виртуозного начала. Медленный финал, стоящий в ряду лучших произведений композитора, сродни самым вдохновенным и пленительным эпизодам балетов „Золушка" и „Ромео и Джульетта"
Летом 1941 Сергей Прокофьев с другими советскими композиторами был эвакуирован на Северный Кавказ, где по предложению отца дирижёра Ю. Темирканова написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). Сергей Сергеевич сначала назвал это чудовищным предложением - кабардинской музыки в европейском понимании не существовало. А потом "вслушался" и написал «Кавказский квартет». Подошёл он к работе как всегда неформально, народные мелодии выбрал необычные и разработал их в современном духе, да так что заказчик сочинения не понял. Зато сочинение оценил бывший в то время там же Мясковский, не смотря на то, что сочиненная им в то же время симфония на кабардино-балкарские темы вполне традиционна. Квартет начинается с двух красочных тем - живых и ритмичных, их соперничество создаёт ощущение напряжённости и конфликта, но при этом музыка остается легкой и игривой.
Вторая часть (Адажио) начинается с экзотической ориентальной мелодии. Вариации на эту игривую тему рождают множество интересных ритмичных эффектов. В финале (Аллегро) снова возникает соперничество тем - мужественной ритмической и лирической мелодии, музыка по звучности и красочности приближается к оркестровой. В середине финала интересна короткая эмоциональная вспышка, которая намекает на состояние войны или страдание.
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса - сложное и нестандартное по структуре произведение, был сочинён в одно время со 2й симфонией в 1924 г. и первоначально представлял из себя музыку для балета "Трапеция", написанную в Париже для труппы Бориса Романова. Впоследствии Прокофьев создал концертный вариант музыки балета в виде квинтета, шесть коротких частей которого эффектно выстроены тонально и ассоциируются с барочной сюитой
Увертюру на еврейские темы для кларнета, фортепиано, и струнного квартета Прокофьев сочинил в 1919, во время поездки в Соединенные Штаты. Сочинение тоже заказное - написано для еврейского ансамбля, эмигрировавшего из СССР. Темы сочинения - кантиленного и праздничного характера близки к еврейской народной музыке. Позднее, в 1934г Прокофьев создал оркестровую версию этой увертюры
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели си минор, соч. 50 (1930) 1 I. Allegro 2 II. Andante molto – Vivace 3 III. Andante
Соната для двух скрипок, соч.56 4 I Andante cantabile 5 II Allegro 6 III Commodo ( quasi Allegretto ) 7 IV Allegro con brio
Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели фа мажор, соч.92 (1941) 8 I. Allegro sostenuto 9 II. Adagio 10 III. Allegro – Andante molto – Quasi - Allegro
Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели си минор, соч. 50 (1930) I. Allegro (7:13) II. Andante molto (7:08) III. Andante (8:38) Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели фа мажор, соч.92 (1941) I. Allegro sostenuto (5:57) II. Adagio (7:14) III. Allegro (8:12)
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса , соч. 39 (1924) i. Theme and variations (4:35) ii. Andante energico (2:48) iii. Allegro sostenuto, ma con brio (2:07) iv. Adagio pesante (2:47) v. Allegro presipato, ma non troppo presto (2:45) vi. Andantino (3:52)
Квинтет, соч. 39 (1924) 1 i. Moderato (5:47) 2 ii. Andante energico (3:15) 3 iii. Allegro sostenuto, ma con brio (2:06) 4 iv. Adagio pesante (4:14) 5 v. Allegro precipitato, ma non troppo presto (2:48) 6 vi. Andantino (4:20)
7 Увертюра на еврейские темы для фортепиано, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, соч. 34 (1919) (8:58)
Berlin Soloists
8 Увертюра на еврейские темы (переложение для камерного оркестра) (1934) (8:28) Оркестр филармонии Монте-Карло дирижёр Лоуренс Фостер
Сказки старой бабушки (переложение для скрипки и фортепиано), Op.31 (1918) 9 Andantino (1:37) 10 Andante assai (2:44)
Не хуже Каспарова играл, кстати. любил нестандартные и рисковые ходы, чем всегда соперников озадачивал. Говорят ещё композитор был неплохой И шахматы служили ему чем-то вроде дополнения к сочинению музыки - своеобразной мозговой тренировкой комбинационной изобретательности
Да! Композитор был хороший Но человек был ужасно невоспитанный и неделикатный. Да и скромен был как Нарцисс... Сродни Маяковскому. Воемя такое было, что ли?!....
The link for Russian String Quartet recording is inactive!
Please, repost it!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".