СИБИРЯКОВ (псевд.; наст. фам. и имя Спивак Лейб Моисеевич) Лев Михайлович,
1869 (в нек-рых источ. 1870), местечко Полонное Волын. губ., ныне Хмельницкая
обл. — 1938, Варшава (в нек-рых западных источ. — октябрь 1942, Антверпен) —
арт. оперы (высокий бас), концерт. певец и вок. педагог. В детстве пел в
синагогальном хоре. В Одессе женился на дочери театрального деятеля Сибирякова.
Пению обучался у проф. Фиорини в Одессе (здесь же дебютировал в антр. Г.
Гордеева), затем совершенствовался в Милане у Ч. Росси. В 1895 дебютировал под
псевд. Спиваккини в Италии, где выступал в Неаполе (т-р "Сан-Карло"),
Милане (был приглашен А. Тосканини в т-р "Ла Скала"). Позднее
выступал в Тифлисе, Харькове, Киеве, Баку. В 1902—04 и 1909—21 солист
петерб.-петрогр. Мариинского т-ра (для того чтобы стать солистом Императорского
т-ра, он был вынужден пройти обряд крещения и поменять имя, отчество и
фамилию), в 1902 и 1903 выступал в моск. Большом т-ре, пел также в петерб. Нар.
доме (1905) и т-ре Петерб. конс. Гастролировал в Тифлисе (1907), Харькове
(сезон 1907/08, антр. М. К. Максакова; 1924), Риге (1910), Бостоне (сезон
1910/11; здесь выступал в партиях Дона Базилио — "Севильский
цирюльник" Дж. Россини; Мефистофеля — одноим. опера А. Бойто), Лондоне
(т-р "Ковент-Гарден", 1911), Берлине (1912), Томске (1913, 1914),
Вологде (1915), Париже (1921), Киеве (1921—22), Брюсселе (1920-е гг. — 1938),
Москве (т-р "Аквариум"; 1929).
В конце 1921 (в нек-рых источ. 1922) эмигрировал в Польшу.
Обладал ровным, во всех регистрах мощным, хорошо обработанным голосом
мягкого тембра. Владел искусством филировки и пения mezza voce. Голос певца
сравнивали со звуком виолончели. Однако, по отзывам современников, худож.
впечатление от пения С. снижалось из-за нечеткой дикции и отсутствия артистич.
культуры и мастерства.
1-й исп. партий: Пакония Агриппита ("Сервилия" Н.
Римского-Корсакова, 1902);
в Мариинском т-ре — Нурабада ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе, 1912),
Погнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера, 1914).
Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки);
Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканта ("Лакме" Л.
Делиба), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Германн/Ландграф
("Тангейзер" Р. Вагнера), Вотан ("Золото Рейна" и "Валькирия"
Р. Вагнера; в этой парти певца слушал А. Блок в 1914).
Др. партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир
Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Пимен ("Борис
Годунов" М. Мусоргского), Досифей ("Хованщина" М. Мусоргского),
Элиаким ("Юдифь" А. Серова), Василий Собакин ("Царская
невеста" Н. Римского-Корсакова), Варяжский гость ("Садко" Н.
Римского-Корсакова), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Рене
("Иоланта" П. Чайковского), Анджело Малипьери ("Анджело" Ц.
Кюи, 2-ред., 1910, один из 1-х исполнителей, чередовался с И. Ф. Филипповым),
Граф Савуази ("Сарацин" Ц. Кюи), Агамемнон ("Орестея" С.
Танеева), Югурта ("Корделия" Н. Соловьёва), Солейман-хан
("Измена" М. Ипполитова-Иванова); Марсель (Гугеноты" Дж.
Мейербера), Отец Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Кардинал де
Броньи ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Рамфис ("Аида" Дж. Верди),
Король Марк ("Тристан и Изольда" Р. Вагнера), Генрих-Птицелов
("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Монтано ("Отелло" Р. Вагнера).
Партнёры: Е. Г. Азерская, А. Ю. Больска, К. Брун, И. В. Ершов, О. И.
Камионский, Л. Липковская, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, Л. Г. Яковлев. Пел п/у
Ф. М. Блуменфельда, Э. Ф. Направника, Д. И. Похитонова, А. Тосканини.
В 1910 дал концерт в своем родном местечке, где исполнил арии, рус., украин.
и еврейские песни. В июне 1913 выступил с концертом в Городском доме
Хабаровска.
В 1920-х гг. концертировал в странах Европы и Америки. В 1922 выступал с
концертами в Ростове-н/Д. В камерном репертуаре певца были романсы М. Глинки,
М. Мусоргского, М. Балакирева,П. Чайковского, Э. Направника, А. К. Глазунова,
С. В. Рахманинова, В. Гартевельда, Ф. Кенемана, В. Абаза ("Утро
туманное"), Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ж. Массне ("Элегия"), рус.
нар. песни, в т. ч. "Ноченька", "Дубинушка", песни
тобольских каторжан "Ах ты, доля", "Ой ты, тундра" и др.
С нач. 1930-х гг. жил в Варшаве, где преподавал в муз. ин-те (проф.). Под
его руководством совершенствовался А. П. Козакевич.
Записывался на грампластинки (456 произв.; часто под псевд. Лавреньев) в
Петербурге ("В. И. Рябиков", 1903; "Колумбия"/Columbia,
1904, 1907; "Пате"/Pathé, 1904, 1909, 1913; "Граммофон",
1905—14; "Лирофон", 1905; "Зонофон", 1905—07;
"Фаворит", 1909, 1910; "Фонограмма" (Сирена), 1909;
"Омокорд", 1910; РАОГ, 1912, 1913, "Сирена", 1912) и в
Берлине ("Бека", 1910). В 1992 фирма "Pearl" включила
архивную запись певца (ария из оперы "Черевички" Чайковского) в серию
"Singers of Imperial Russia (Vol. 2). 3 CD: 9001—3, ADD, m, 1901—1911 (№
20).
Фирма Prima Voce/Nimbus в 2004 выпустила CD: Lev Sibiryakov — Recordings
from 1907—1913 (21 произв., арии из опер и романсы рус. и зарубеж.
композиторов).
Лев Сибиряков, бас
Диск1
1. Садко – О скалы грозные (Римский-Корсаков)
2. Царская невеста – Забылася… (Римский-Корсаков)
3. Лакме – Стансы, акт 2 (Делиб)
4. Элегия (Массне)
5. Слово прощанья (Слонов)
6. Тучи черные (Ромберг)
7. Искушение (Мейербер)
8. Молитва (романс)
9. Евгений Онегин – Любви все возрасты покорны (Чайковский)
10. Жидовка – Акт 1 (Галеви)
11. Иоланта – Господь мой, если грешен я… (Чайковский)
12. Севильский цирюльник – Клевета (Россини)
13. Черевички – Куплеты Его Высочества (Чайковский)
14. Оставь меня! (романс)
15. Уста мои молчат (Блейхман)
16. Русалка – А так-то все вы, девки молодые… (Даргомыжский)
17. Князь Игорь – Только мне так в заточенье… (Бородин)
18. Роберт-дьявол – Вот развалины… (Мейербер)
19. Мефистофель – Баллада, акт 1 (Бойто)
20. Жидовка – Вы оскорбить могли… (Галеви)
21. Гугеноты – Творец, ты помоги… (Мейербер)
22. Жизнь за Царя – Чуют правду… (Глинка)
23. Фауст – На земле весь род людской… (Гуно)
24. Мефистофель – Вот он мир… (Бойто)
25. Фауст – Выходи, о друг мой нежный (Гуно)
26. Фауст – Сгустилась тьма (Гуно)
Диск 2(Лев Сибиряков 1-12, Николай Шевелев 13-26)
1. Жизнь за Царя – Где томиться мне (Глинка)
2. Ночь (народная)
3. Борис Годунов – Как во городе было во Казани (Мусоргский)
4. Жизнь за Царя – Свадьбе не бывать (Глинка)
5. Ой, кабы Волга-матушка (Кюи)
6. Зачем я, мальчик, уродился (песня каторжника)
7. Аскольдова могила – В старину живали деды… (Верстовский)
8. Сомнамбула – Акт 1 (Беллини)
9. В двенадцать часов по ночам (Глинка)
10. Демон – Проклятый мир (Рубинштейн)
11. Мореходы (Вильбоа)
12. Элегия (Яковлев)
13. Эолова арфа (Кюи)
14. Купец Калашников – Ария купца (Рубинштейн)
15. Галька – Ария Януша (Монюшко)
16. Чародейка – Ах, образ твой пригожий (Чайковский)
17. Дрожит слеза (Чайковский)
18. Пиковая дама – Ария Елецкого (Чайковский)
19. Звонче жаворонка песни (Римский-Корсаков)
20. Демон – На воздушном океане (Рубинштейн)
21. Аскольдова могила – В старину живали деды… (Верстовский)
22. Песнь торжествующей любви – О, чистоты созданье… (Симон)
23. Евгений Онегин – Когда бы жизнь домашним кругом… (Чайковский)
24. Демон – Не плачь, дитя… (Рубинштейн)
25. Пир во время чумы – Песня Вальсингама (Кюи)
26. Кавказский пленник – Ария (Кюи)
Диск3
1. Гугеноты – Благословение кинжалов (Мейербер)
2. Серенада Дон Жуана (Направник)
3. Утро туманное (Абаза)
4. Мефистофель - Дай мне час (Бойто)
5. Дон Карлос – Я не был ей любим (Верди)
6. У врат Эдема ангел нежный (Эрлих)
7. Те дни прошли (де Бове)
8. Ах ты доля, моя доля (песня узника)
9. Иль вот поворочуся (песня узника)
10. Ермак (Добровольский)
11. Два великана (Столыпин)
12. Вакхическая песня (Глазунов)
13. Не осенний мелкий дождичек (народная)
14. Якорь (Добровольский)
15. Остановка (Шуберт)
16. Фауст – Сцена в церкви (Гуно)
17. Юдифь – Смиритесь (Серов)
18. Стабат Матер – Про пеккатис (Россини)
19. Реквием – Конфутатис маледиктис (Верди)
20. Гугеноты – Ты знаешь все, прости (Мейербер)
mp3 160243 мб
ссылка
Материал удалён с файлообменника. Нуждается в восстановлении
Очень хороший голос,такая же итальянская выучка,и полное отсутствие малейшего понимания смысла исполняемого.Читайте у С.Левика в его книге "Записки оперного певца".Да,басы в то время были великолепные:В.Петров,Сибиряков,Г.Пирогов,Цесевич,Касторский,но...слушая их,понимаешь почему и чем выделялся Шаляпин из их славного ряда.
Исполнял Шаляпин русские песни. Матрена стояла-стояла, слушала и приговорила решительно: -- Чудно' поет, не по-нашему. -- Да что вы, Матрена Васильевна, да прислушайтесь! Еще послушала. Сжала губы: -- Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует.
Даже в небольшой географической окрестности "двора" Матрены Васильевны "лады" могли быть разные. А "голосом баловать" - уметь надо; вот Шаляпин, видимо, умел.
Ну "полное отсутствие малейшего понимания смысла" это риторическое преувеличение. Будь так на самом деле, кто стал бы его слушать. Хотя, конечно, вокалист он гораздо лучший чем интерпретатор
<<Очень хороший голос, такая же итальянская выучка, и полное отсутствие малейшего понимания смысла исполняемого. Читайте у С.Левика в его книге "Записки оперного певца".>> В своей книге Левик пишет о Сибирякове несколько раз. Его оценки певца менялись от полного пренебрежения до восхищения его вокальными возможностями при весьма низкой оценке его артистических качеств.
У меня появился в коллекции кафтан Сего господина который и есть на фото!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".