Джан Франческо Малипьеро родился 18 марта 1882 года в Венеции в семье
пианиста Луиджи Малипьеро, сына композитора Франческо Малипьеро, который в 50-х
годах XIX века считался соперником Верди. Джан Франческо начал обучаться игре
на скрипке с девяти лет, в одиннадцать совершил с отцом поездку в Германию и
Австрию; в Венской консерватории он в течение года изучал гармонию. В 1899 году
он возвратился в Венецию, где учился в музыкальном лицее у М. Э. Босси. После
отъезда его учителя в Болонью, где тот стал руководителем лицея, Малипьеро
некоторое время занимался композицией самостоятельно, а в 1904 году закончил
болонский лицей по классу Босси.
Несмотря на солидное профессиональное музыкальное образование,
юноша, в сущности, развивался как автодидакт. Босси оказал на него малое
влияние; гораздо большее значение имели впечатления от немецкой и австрийской
музыки, вынесенные им за время пребывания в Германии и Австрии, а также
соприкосновение с музыкой Вагнера (оперу «Мейстерзингеры» он услышал в Италии).
Позднее, в 1908—1909 годах, он в Берлине посещал лекции Бруха.
Событием, вызвавшим переворот в художественном мировоззрении
молодого музыканта, явилось открытие им в 1902 году в Маркианской библиотеке
Венеции манускриптов итальянских композиторов XVII—XVIII веков. Малипьеро
совершил именно открытие, так как с XVIII века этими сочинениями никто не
интересовался. Он был вторым по порядку читателем, о чем свидетельствуют
архивные записи, и испытал буквально потрясение, ознакомившись с партитурами
Кавалли, Монтеверди, Скарлатти.
Что касается современной музыки, то воздействие
австро-немецких композиторов (в том числе Шёнберга) довольно скоро сменяется
сильными впечатлениями от французов и Стравинского. Малипьеро попадает в Париж
в пору многих ярких музыкальных премьер. Он узнает «Дафниса и Хлою»,
«Петрушку», «Весну священную»; сближается с Равелем, Виньесом, Роже-Дюкасом,
знакомится со Стравинским. Кипучая музыкально-театральная жизнь Парижа оставляет
в его сознании глубокий след.
В предвоенные годы Малипьеро создает несколько фортепианных
циклов — утонченных, хрупких, отмеченных чертами ностальгии и душевной
надломленности: это Маленькие лунные поэмы (1910), Осенние прелюдии (1914),
Азоланские поэмы (1916). Близок к этим фортепианным опусам вокальный цикл
Сонеты судьбы (1909).
Крупными сочинениями тех лет являются Симфония героев
(1905), Симфония моря (1906) и Симфония молчания и смерти (1908), созданные в
русле австро-немецкого романтического симфонизма. Наиболее примечательна среди
них Симфония молчания и смерти, в которой отразились весьма типичные для ее
автора скорбные мотивы. Значительная роль в ней принадлежит мелодическому
началу; в использовании оркестра ощутимы импрессионистские приемы, сочетаемые с
оркестровыми эффектами, явно заимствованными из поэм Р. Штрауса.
Moscow Symphony Orchestra - Antonio de Almeida / Malipiero: Symphonies Nos. 1
& 2 · Simfonie del silenzio e de la morte
01 Sinfonie
del silenzio e de la morte - I. Danza tragica
02 - II.
Sinfonia del silenzio
03 - III.
Il molino della morte
04 -Symphony
No. 1 пin quattro tempi, come le quattro stagioniо - I. Quasi andante. Sereno
05 - II.
Allegro
06 - III.
Lento, ma non troppo
07 - IV.
Allegro, quasi allegretto
08 Symphony
No. 2 пelegiacaо - I. Allegro non troppo
Малипьеро прожил долгую жизнь (91 год) и сочинял так же много как Мйио. 34 опер (причем сам писал либретто), 17 симфоний и массу др. опусов. Видимо, от такого количества написанного страдало качество.
А из чего видно, что качество страдало? Речь о конкретных неудачах, или об общей оценке творчества? А если вспомнить кол-во сочинений Баха, Генделя и многих других более чем плодовитых великих мастеров?
Я имею в виду, что не все из написанного равноценно. Хотя прослушал Симфонию молчания и смерти. Но здесь явно видны импрессионисткие приемы с примесью штраусовских оркестровых эффектов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".