Революцию 1917 года Прокофьев встречает радостно. В 18 году он отправляется в большое концертное турне. Примерно на 15 лет. Завоевывает мировую известность, но не чувствует настоящего удовлетворения. Вступив в пору зрелости, его уже не привлекает погоня за новизной ради новизны. Он хочет быть самим собой. Он равнодушен к додекафонной системе Шенберга. В 20-е годы переживает творческий кризис. Снижается творческая активность. «Воздух чужбины не идет в прок моему вдохновению», - говорил он своему другу Сержу Море в Париже 1933 года. Периодически приезжая в СССР он замечает: "Когда из-за границы приезжаешь в СССР, то здесь ярко ощущаешь совсем другое. Здесь сценические произведения нужны и нет сомнения в том, на какой сюжет они должны быть написаны. Сюжет должен быть героическим и конструктивным (созидающим), ибо это черты, которые ярче всего характеризуют данную эпоху". В середине 30-х, он возвращается в Россию навсегда. В СССР он нашел другие требования к искусству. Его поразили две вещи – небывалая творческая активность в среде советских композиторов и колоссальный рост общего музыкального интереса новой аудитории, которая заполняет сейчас концертные залы. Он стремится теперь к «большой музыке», простой и доступной широкому кругу слушателей. В 1937 году Прокофьев пишет: «Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьезной музыкой и вопросительно ждут…Массы хотят большой музыки, больших событий, большой любви, веселых плясок. Они понимают гораздо больше, чем думают некоторые композиторы, и хотят совершенствоваться». В тоже время считает, что а) «композитор не должен подлаживаться под аудиторию», опускаться до «псевдонародного» стиля и «дурного вкуса» и б) простота должна быть не старой простотой, а новой простотой.
Первым крупным произведением, в котором сказались новые черты была
"Кантата к 20-тилетию Октября" на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - своего рода апокалиптическая коммунистическая литургия (грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров. По своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы), Кантата должна была исполняться во время массовых мероприятий на Красной площади. Судьба произведения сложилась не очень удачно – тогдашний председатель Комитета по делам искусств П. М. Керженцев отклонил кантату из-за «чрезмерной сложности» музыки. Впервые оно было исполнено, и то с купюрами, лишь спустя тридцать лет после написания в 1966 году: властители культуры не могли понять – апологетика ли это коммунистических идей, или откровенная антисоветчина
Полная версия кантаты, так как она задумывалась композитором - без цензуры.
Кантата к двадцатилетию Октября в 10 частях для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров, op.74 (1936-1937) Tексты К. Маркса, В.И.Ленина и И.В.Сталина I. Вступление: Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма (2:27) II. Философы (2:46) III. Интерлюдия (1:35) IV. Мы идем тесной кучкой (2:07) V. Интерлюдия (1:15) VI. Революция (9:44) VII. Победа (6:12) VIII. Клятва Сталина (6:49) IX. Симфония (5:59) X. Конституция(5:15)
"Здравица", для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра,Op.85 (1939). *к 60-летию Иосифа Сталина. Текст народный (12:52)
"Расцветай, могучий край", кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра, op.114 (1947). Текст Е. Долматовского (8:04)
Хор и оркестр Санкт-Петербургской филармонии Александр Титов, дирижер Алексей Емельянов, чтец
Не забудем! Там исполнение классическое - лучшее, но вариант сокращённый и текст отредактированный. А здесь полная версия кантаты, так как она задумывалась композитором - без цензуры. Одно из лучших сочинений Прокофьева, кто бы что не говорил
А Хренников назвал её формалистической. Возможно увидел там двойной смысл - и маршевая тема с комичным соло трубы какая то легкомысленная, и хор как толпа зомби повторяет "слава, слава", а главное финал совсем не торжественный - трах-тарарах, будто все в бездну рухнули под дудочку вождя. Так что Прокофьев не так прост как кажется
Прокофьев все-таки молодец, создавал шедевриальные опусы, несмотря на сложное время. Как говорил Рихтер, человек он был беспринципный, но гениальный. Но я бы не согласился с таким мнением. Сам бы попробывал сочинить что-нибудь в этом духе.
Во многом Рихтер прав, Прокофьев знал о том, что происходит в стране, а писал музыку, славящую режим, но здесь он скорее относится к революции как к эстетическому и философскому явлению, как художник, а ведь идеи равенства и братства трудящихся хоть и утопичны, но все-таки не так уж плохи, в принципе
Там, кстати в начале звучат цитаты из Ночи на лысой горе Мусоргского (вот уж поистине шабаш ) и из "Семеро их" самого Прокофьева (символистского сочинения о глобальных историко-природных процессах, которые "благотворенья не знают, стыда не имеют, молитв не услышат и мелют народы" как зерно в исторической мясорубке. Более впечетляющего сочинения о революционных катаклизмах и нет наверное, ну разве что симфонии Мясковского и Шостаковича, но там уже нет этой магии, заклинаний от которых мурашки по коже
11.Сапожников Константин Владимирович (konst) (07 Ноября 09 15:09)
[Материал]
Прокофьев действительно был далек от политики. Видимо он сочинял эти политические заказы по своему собственному усмотрению: вроде сочинил, но вложил свою душу именно в музыку. А слова.... да плевать он хотел на них. Вспомните, что он сочинил Оду на окончание войны - это ж откровенный авангард: 4 фортепьяно, 9 контрабасов и т.д. в составе оркестра. Звучит вся эта махина просто впечатляюще, так ведь не оценили в его времена.
Да, действительно хор как зомби повторяет эти слова. Но музыка, как бы в ответ на эти слова, отвечает: ну вас с этими словами - я ухожу от вас. Как началась эта музыка - так и закончилась тем же мотивом. Видно, что Прокофьев посмеивается над словами и держит свой фундамент в виде музыки.
Да можно что угодно представить и нафантазировать - музыка Прокофьева всегда театральна и образна. и гениальна. Жаль только текст иногда портит чувство прекрасного
Когда захочется вам здравить Потусторонний мир, иль Рай, То значит вам совсем не нужно, Чтоб расцветал могучий край. А революцию считая Большой ошибкой на Руси...
Вот и ступай хоть к Чёрту, Богу И всё исправить попроси.
Как-то эта музыка прошла мимо меня в своё время. Периодически, в перерывах между модерацией, вгрызаюсь в неизведанные пласты и открываю для себя массу интересного. Особенно в последние времена интересует музыка советского периода (а чем дышали и что писали наши предки и старшие современники в той эпохе?) - как менее известные (мне) произведения композиторов "первого эшелона", так и музыка менее титулованных авторов, среди которых было немало талантливых людей. Вот, сейчас послушал музыку этой выкладки и ещё раз подумал: как хорошо, что есть Погружение! От качества "Здравицы" и "Могучего края" я просто раздавлен... Это музыка уровня "Ромео и Джульетты" и "Александра Невского". Не зря Рихтер назвал "Здравицу" "памятником себе" (т.е. Прокофьеву)! Но текст "Здравицы" - это что-то просто за пределами добра и зла... Яду мне! (Ну, не дождётесь! ) Могу себе представить, что такие "народные" вирши тогда целые штабы услужливых борзописцев тоннами на-гора выдывали. Интересный музыковедческий анализ "Здравицы" нашёл здесь (там же и полный текст). "ХХ-летие Октября" - любопытное сочинение, но больше на мастерстве, чем на вдохновении. А уж какое мастерство было у С.С., мы все знаем. Могу себе представить озадаченность тогдашнего реперткома: и что это такое он тут насочинял, и как это встроить в общую панегирическую канву? Одно место, в 6-м номере (с 1:16 до 1:25) очень напомнило эпизод из "Трёх апельсинов".
Очень хорошее исполнение - оркестр Титова и хор на уровне (не "Мариинкой" единой!..). Отмечу себе диск на покупку.
Спасибо, Олег, за выкладку! Единственное замечание - Фубар выдаёт, что в последних 2 треках в файле cue перепутаны названия произведений. Ну ничего, разобрался!
Я как раз считаю, что 'XX-летие Октября' - если и не лучшая, то самая крутая русская кантата, мистерия - то о чём ещё Скрябин всерьёз мечтал, а Прокофьев воплотил шутя, так сказать Да, перепутаны - так на диске было
Вот ещё из той эпохи - рекомендую. И дискуссия интересная) http://intoclassics.net/news/2009-10-28-10272
Переслушал "Здравицу" ещё раз. Теперь не могу отделаться от мысли: самое начало первой темы, мелодический ход "ля-соль-до" - это ж как в "собачьем вальсе"! Ну, дела... Это что: совпадение или "фига в кармане"? И вот эти гаммообразные пассажи у хора в конце - это ж "Дон Жуан" Моцарта, как и отмечено в статье, на которую я ссылку дал! Какой-то маниакальный экстаз, эйфория и зацикленность есть в этих гаммках, даже ещё сильнее по воздействию, чем у Моцарта - особенно при одновременном отсутствии средних голосов ("акустический вакуум") и мрачноватой возне в оркестровых басах, и становится от этого жутковато... Ох, непрост Сергей Сергеич был!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".