Наверное, это самая маленькая выкладка на Погружении. Но все же я решил создать для И.Брамса отдельный пост. Выкладка в продолжение темы - "археология" звукозаписи. Бытуют некоторые сомнения относительно подлиности этой записи. Действительно, верится в существование записи Брамса с трудом. Тем не менее существуют не менее уникальные записи на фонографе сделанные Ю.Блоком, где можно слышать голоса Чайковского и Сафонова, игру Пабста, Аренского, Вильшау, Есиповой. И эти записи уже ни с какой стороны не подлежат сомнению. Касательно Брамса, не вмешиваясь в споры, я просто предлагаю вниманию этот исторический документ и даю официальную версию. В свое время Брамс писал в одном письме (ноябрь 1889г.) - "At the present moment we are living under the shadow of the phonograph and I have had the opportunity of hearing it often and quite pleasantly. You must have read enough about this new miracle or have had it described to you. It is like being in fairyland again. Tomorrow evening Dr. Fellinger will have it at his house - how agreeable it would be if you could be sitting there with us..." (разумеется это перевод, но за что купил за то и продаю).
Считается что именно у названого Феллинджера и была сделана эта запись, и передана Эдисону в качестве приветствия от Брамса. Из переизданий этого цилиндра можно назвать на LP - IPA 117, последнее на PEARL - Pupils of C.Schumann." Кажется переиздавал еще и Marston, но это не точно.
Что же на самом цилиндре?
"Grüss an Doktor Edison. I am Johannes Brahms, doktor Brahms!"
Большое спасибо! Marston эту запись пока не издавал. Среди его изданий - 3 CD с упомянутыми Вами записями на цилиндры Jlius Block'а, а также Grieg, Saint-Saens, Pugno, Diemer и многое другое (http://www.marstonrecords.com/, где в разделе CATALOGUE есть подробнейшая информация о всех выпущенных его компанией дисках - TRACK LISTING,LINER NOTES,...).
Хочется думать, что это действительно Брамс. Голос у него был высокий, почти фальцет, и с учётом срезки высоких частот это чувствуется. Пока не нашёл историю этой записи, чтобы сделать ссылку, но скажу, что запомнил. Брамс приготовил для записи несколько серьёзных пьес из своих поздних опусов. Для пробы записали Венгерский танец (поэтому записан только фрагмент). После этого предложили композитору записывать остальное. Брамс попросил показать что получилось. Когда послушал, насупился, проговорил: «Не буду я больше записываться!» И этот фрагмент остался единственным.
В дополнение: В книге С.Рогового "Письма Иоганнеса Брамса" сказано (со ссылкой на зарубежные публикации писем) на стр.576, что Брамсом были записаны фрагменты из двух пьес (дословно "две пьесы"). Приведённая в предыдущем комментарии цитата из письма Брамса не противоречит рассказанной истории: Брамс действительно был воодушевлён открывающейся перспективой, но впервые услышал образец записи, только когда сам поучаствовал в ней.
У меня записана радиопередача Голос Чайковского, где говорится, что Эдисон давал Блоку свои аппараты (и наверное другим) с таким расчетом, чтобы они записывали великих и передавали записи в его фонд. Так и происходило. И в один "прекрасный" момент всё сгорело. А осталось только то, что изначально отбраковывалось. И остался голос Чайковского, где он с компанией, как дети изучают игрушку Эдисона.
Только сейчас заметил. Если ещё нужно - то завтра, если найду, выложу. Там интересен не сам голос, а радиопрограмма, где рассказывается о каждом участнике и об истории.
Хотя изложенное ниже не имеет прямого отношения к записи Брамса, кое-кому это будет интересно (источник я уже цитировал в #4).Юлиус Блок (1858-1934) был у Эдисона в 1889 г., получил от него фонограф и, с согласия Эдисона, увез его в Россию, где он и делал свои первые записи в 1890-1998гг. Затем он записывал в Германии (1911-1914) и Швейцарии (1923). Несколько цилиндров он послал Эдисону; именно они и сгорели. В 1930 г. Блок передал часть цилиндров берлинскому Этнографическому музею для гальванизации; но смерть Блока и финансовые трудности помешали этому. После смерти Блока его дочь передала тому же музею 359 цилиндров; часть цилиндров попала в архив в Варшаве. Долгое время считалось, что все это погибло во время II мировой войны;но берлинские цилиндры,отправленные в 1944г. в Силезию, сохранились и оказались в Ленинграде в Институте Русской Литереатуры ("Пушкинский Дом"), гда они и хранятся по сей день. В 2005г. они были дигитализированы совместными усилиями российских и американских участников проекта и их цифровые копии были переданы Варду Марстону, каковой и выпустил недавно 3CD с этими записями. Среди них - упомянутая в #11 запись с участием Чайковского, записи Л. Н. Толстого (частично известные ранее), а также музыка в исполнении Танеева, Есиповой, Аренского, Брандукова, 11-летнего Хейфеца, Пабста, Петри, Фигнера и других... Часть этих записей звучит несравненно лучше, чем запись Брамса, за которую еще раз СПАСИБО!
Интересный факт. Многие западные знатоки, любители и энтузиасты, W.Marston, А.Evans, D.Manildi G.Benko, долгое время разыскивали эти цилиндры. И это издание на Марстоне, во многом их инициатива, хотя Мелодия и не подумала это издать, и в Институте Русской Литературы не никто не догадался обнародовать этот уникальный материал. Они у них кажется в отделе этнографии лежали.
Это же цилиндр. Ископаемая штука, я как видел этот агрегат в первый раз, как тогда так и сейчас не верю что он вообще записывать может. Тем не менее...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".