На фото: Рауль Хаусманн. Механическая голова (Дух нашего времени);
Курс Швиттерс. Свинья чихает в направлении сердца.
Не удивляйтесь, господа, но вы все дадаисты. И я, разумеется, тоже дадаист. Потому что, как сказал один из дадаистов, «тот, кто не является дадистом, тот и является самым настоящим дадаистом». Словом, пытаться выглядеть серьезным – это еще более глупо и смешно, чем быть смешным и глупым или изображать из себя глупого.
Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современных граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов.
Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тзара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»…
Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность».
Дадаизм – это маленькая водяная бомбочка, разорвавшаяся в 1916 году. Но осколки ее летают до сих пор в виде поп-арта, панка, постомодернизма и пр.
Что касается перевода текстов, то попробуйте перевести следующий отрывок:
«гаджи бери бимба гландриди лаула лони кадори гаджама грама берида бимбала гландри галасаса лаулиталомини гаджи бери бин бласа гласала лаула лони кадорсу засала бим гаджама туфм и зимзала бинбан глигла воволимаи бин бери бан о каталоминаи риноцеросола хопзамен лаулиталомини хоооо гаджама риноцеросола хопзамен блуку терулала блаулала лоооо» (Хуго Балль)
Если получится, то вы без всякого словаря сможете перевести и услашанные на этом альбоме произведения.
Dada for Now / A collection of Futurist and Dada sound works / 1985
1. Antonio Russolo: Corale and Serenata, 1921
Original recording.
2. Hugo Ball: Karawane, 1916:Wolken, 1916:Katzen und Pfauen, 1916:Totenklage, 1916:Gadji beri bimba, 1916:Seepferdchen und Flugfische, 1916
Performed by Trio Exvoco (Hanna Aurbacher, Theophil Maier, and Ewald Liska)
3. Arthur Honegger: Pacific 231, 1923
Performed by L'Orchestre de la Suisse Romande, Ernest Ansermet (cond).
4. Tristan Tzara / Marcel Janco / Richard Huelsenbeck: L'amiral cherche une maison a louer, 1916
Performed by Trio Exvoco (Hanna Aurbacher, Theophil Maier, and Ewald Liska)
Вот это действительно интересно! И неожиданно! Спасибо. Не знаю только, отчего Pacific 321 попал в дадаистскую музыку. Это произведение не футуристическое, скорее конструктивистское...
Нет, их нет. А что касается стихов, то советую пройти по этому адресу. Здесь вы их не только прочитаете полностью, но и услышите: http://www.liternet.bg/publish18/h_bal/gadzhi.htm
Ханс Арп, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Ман Рэй,.. вы их считаете "бездарными эпатажниками"!???
Я думаю вы очень плохо знакомы с историей искусства ХХ века! Без них искусство середины и 2-ой половины ХХ века даже не мыслимо! Они - одни из самых образованных людей своего времени. Они перевернули сознание художников и зрителей!
Масса талантливых людей скандалила и эпатировала публику. Маяковский, Шкловский, ОБЭРИУты... Нужно продолжать? Сам по себе скандал, шум и гам ещё ничего не говорит о таланте или бесталанности лиц, его производящих.
Ответ на реплику Анастасии Гриневой (Grin): Собственно, на такую реакцию они и рассчитывали. Вопрос в том, сумеете ли Вы свою позицию в споре с ними отстоять? Или: сумели ли бы в 1916 году, во время Первой Мировой войны, которую поддержало подавляющее большинство деятелей "высокого искусства"?
Я не скажу, что от них можно получить полноценное эстетическое удовольствие, но мне нравится сам акт! Это экстрагениально! В то время, когда разные модернизмы еще даже толком не раскрутились, дадаисты обозначили их предел! Дальше дадаистов никто не пошел, даже в наше время. И в то же время они обнажили субстанциальную основу любого искусства (предложили свою версию его онтологии). В структурном отношении это, безусловно, искусство. И в то же время его отрицание. Кстати, они были против того, чтобы их называли "искусством".
Уважаемая Анастасия! Насчет эпатажа Вы совершенно не правы! Если вы не знаете помимо прочего и наш любимый Александр Сергеевич Пушкин также был весьма эпатажной личностью! И таких примеров масса! То, что когда-то было эпатажным спустя столетия или даже десятилетия уже становится классикой и порядком вещей!
Госпожа Анастасия, допустим, Вы правы. Но ведь в историю искусства они все же вошли. Ни один учебник мимо них не проходит. В чем же дело? Неужели только в рекламе?
Посмотрите фотографии и кино Ман Рэя, скульптуры Ханса Арпа, живопись Макса Эрнста, проникнетесь идеями Марселя Дюшана и окажется, что они тоже ГЕНИИ! Более того, Пушкина тоже много кто рекламировал и продолжают рекламировать (и я кстати к этому тоже присоединяюсь)
НУ раз вы это все видели и на Вас это не произвело впечатления или не производит его до сих пор, значит это просто дело вкуса (кому-то Айвазовский, кому-то Репин, кому-то Малевич, а кому-то Глазунов нравится). Но для всего есть свое время, Искусство развивается вместе с цивилизацией и не терпит одноподобности, топтаний на месте, приверженности всеобщему идеалу.
Лет 10-15 назад я бы даже поддержал уважаемую Анастасию. Потому что эстетическая эмоция, вызываемая всеми произведениями дадаистов, в сущности, одна. Многократному чтению они не поддаются. А те гении, о которых говорит Илья, все лучшее создали, в большинстве случаев, за рамками дадаизма. Но, въехав поглубже в течения 20 века, я-таки понял, насколько это было уникалььное, потрясающее, и, сотый раз повторяю, ультрагениальное явление. Именно явление!
Ms.Grin, с музыкальной точки зрения вы недалеки от истины (кроме, пожалуй, Онеггера), но лично я за свободу - пусть творчеством дадаистов наслаждаются те, кому оно нравится, а те кто с ним не знакомы пусть ознакомятся!
В любом случае, огромное Вам спасибо за то, что высказали свое мнение. Было бы совсем странно, если бы дадаизм прошел под всеобщие аплодисменты. А почему составители альбома включили в него Онеггера, я, будучи не очень сведущ в музыковедении, сам не понял и думал, что кто-нибудь разъяснит. Очевидно, дело в какой-то акции, к которой было приурочено создание этого произведения. Надо проверить.
25.Александр Смышляев (КУ) (06 Апреля 11 14:19)
[Материал]
Весьма ИНТЕРЕСНО!!!Спасибо.Книгу прочитаю.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".