В 20–30-х годах прошлого века на оперных сценах мира гремело
имя выдающейся итальянской оперной певицы Клаудии Муцио, которую лауреат Нобелевской
премии, поэт Эудженио Монтале, мечтавший в юности стать оперным певцом, называл
«божественной Клаудией».
Клаудия Муцио родилась в Павии в 1889 году. Ее отец был
режиссером в лондонском театре «Ковент-Гарден» и в нью-йоркской
«Метрополитен-опера», а мама пела в хоре. Среди учителей пения Клаудии назовем
Аннетту Казалони, первую Маддалену в опере «Риголетто» Дж. Верди. В 1910 году
Клаудия Муцио дебютировала в Городском театре Ареццо в партии Манон в
одноименной опере Массне. В следующем году она с успехом выступила в «Ла Скала»
в партии Дездемоны в вердиевском «Отелло», а затем появилась на подмостках
«Ковент-Гардена» и «Метрополитен-оперы».
Несколько лет певица с успехом выступала в Буэнос-Айресе, а
в 1923 году вернулась в Европу, где особенно запомнились ее выступления в «Ла
Скала» в сезоне 1926/27 года в спектаклях под управлением Артуро Тосканини.
Клаудия Муцио исполняла главные партии в операх
«Сомнамбула», «Турандот», «Травиата», «Аида», «Сельская честь» и многих других.
Музыкальные критики отмечали ее обширный репертуар, беспредельность вокальных
возможностей. Ее страстный и нежный голос вместе с неординарными актерскими
данными позволил ей стать примером того типа певцов-актеров, к которому
принадлежал Шаляпин, а впоследствии и Мария Каллас.
Тенор Джакомо Лаури-Вольпи в своей книге «Вокальные
параллели» отметил, что Клаудия Муцио «поет уникальным голосом, созданным из
слез и вздохов, наполненным внутренним огнем».
Увы, певица ушла из жизни очень рано. Она умерла в Риме в
1936 году в возрасте всего лишь сорока семи лет, что повлекло за собой слухи о
ее неизлечимой болезни, самоубийстве и даже отравлении.
Дж Лаури-Вольпи В пору, когда в Чикаго возбуждала восторги
американка Мэри Гарден, в Ньо-Иорке — немка Джеральдина Фэрер, в Лондоне —
австралийка Нелли Мельба, а в Италии закатывалась звезда первой исполнительницы
роли Тоски — румынки Даркле (все это чисто лирические сопрано),— в эту пору
заявил о себе нежнейший голос голос Клаудии Муцио.Аргентинцы окрестили ее
«божественной Клаудией»; она и вправду была божественна, когда пела «Каста
дива» в «Норме» или арию «Мне не сказать словами» в «Трубадуре».Пение ее лучше
всего определить строкой из «Божественной комедии» Данте: «...чья сладость до
сих пор во мне звучит».
Муцио, обладавшая утонченной музыкальной культурой и глубоко
чувствовавшая музыку, проникала в сокровенные глубины своего персонажа, как бы
переселялась в него.
Сам по себе голос Муцио был отнюдь не беспредельным, но на
сцене он удивлял неожиданной звучностью, ибо каждая ее нота была согрета
трепетом живого чувства. Это давало ей силы справляться с нечеловечески трудной
тесситурой «Турандот» и требующей совсем уже сверхчеловеческого напряжения
партией Нормы, передавать метания Сантуццы и покорное самоотвержение Дездемоны.
Артистка большой и счастливой сценической судьбы, скромная и
глубоко несчастная в жизни, Муцио сошла со сцены жизни тихонько, приложив палец
к губам, словно желая сказать: пожалуйста, не вставайте, не стоит из-за меня
беспокоиться.
Disc 1
1. La bohème, opera Si Mi chiamano Mimi
Composed by Giacomo Puccini
2. La Traviata, opera Che gli diro...Amami Alfredo
Composed by Giuseppe Verdi
3. Il Trovatore, opera Tacea la notte placida
Composed by Giuseppe Verdi
4. Eugene Onegin, opera, Op. 24 Sei forse l'angelo
fedele
Composed by Pyotr Il'yich Tchaikovsky
5. Salvator Rosa, opera Mia piccirella
Composed by Carlos Gomes
6. Andrea Chénier, opera La mamma morta
Composed by Umberto Giordano
7. Crisantemi
Composed by Cesare Sodero
8. Chère Nuit for voice & piano (or orchestra)
Composed by Alfred Bachelet
9. La Wally, opera Ebben? Ne andro lontana
Composed by Alfredo Catalani
10. Il Trovatore, opera D'amor sull'ali rosee
Composed by Giuseppe Verdi
11. Pagliacci, opera Qual fiamma avea nel guardo!
Composed by Ruggiero Leoncavallo
12. La bohème, opera Si Mi chiamano Mimi
Composed by Giacomo Puccini
13. Zazà, opera Ammogliato...Dir che ci sono al mondo
Composed by Ruggiero Leoncavallo
14. Pagliacci, opera Nedda! Silvio! A quest'ora
Composed by Ruggiero Leoncavallo
with Mario Laurenti
15. Nocturne for piano in E flat major, Op. 9/2, CT
109
Composed by Fryderyk Chopin
16. Eternamente, for voice & orchestra
Composed by Edoardo Mascheroni
With Albert
Spalding, Robert Gaylor
17. Adriana Lecouvreur, opera Io son l'umile ancella
Composed by Francesco Cilea
18. Loreley, opera Dove son?
Composed by Alfredo Catalani
Disc 2
19. Mefistofele, opera L'altra notte in fondo al mare
Composed by Arrigo Boito
20. Madame Sans-Gêne, opera Che me ne faccio del
vostro castello
Composed by Umberto Giordano
21. Bianca e Fernando, opera Sorgi o padre
Composed by Vincenzo Bellini
22. La forza del
destino, opera Pace pace mio Dio
Composed by Giuseppe Verdi
23. Hérodiade, opera Egli e bel
Composed by Jules Massenet
24. Odorano le rose
Composed by Anonymous
25. L' Africaine, grand opera in 5 acts Figlio del sol
Composed by Giacomo Meyerbeer
26. Rinaldo, opera, HWV 7 Lascia ch'io pianga
Composed by George Frideric Handel
27. I Lombardi alla prima Crociata, opera O madre dal
cielo soccorri al mio pianto
Composed by Giuseppe Verdi
28. La separazione ("Muto rimase il
labbro"), for voice & piano
Composed by Gioachino Rossini
29. L' amico Fritz, opera in 3 acts Son pochi fiori
Composed by Pietro Mascagni
30. Paride ed Elena, opera in 5 acts, Wq. 39 Spiagge
amate
Composed by Christoph Willibald Gluck
31. Mal d'amore, for voice & piano
Composed by Arturo Buzzi-Peccia
32. Shepherd's Love
Composed by Monahan
33. I Vespri siciliani, opera (Les vêpres siciliennes)
Merce dilette amiche
Composed by Giuseppe Verdi
34. Guardami!
Composed by Guagni-Benenuti
35. Carmen, opéra-comique in 4 acts Je dis que rien ne
m'epouvante
Composed by Georges Bizet
36. Les Contes d'Hoffmann, opera in 4 acts Elle a fui
la tourterelle
Composed by Jacques Offenbach
37. Orange Blossoms, operetta A Kiss in the Dark
Composed by Victor Herbert
38. Se tu m'ami, for voice & piano (or orchestra)
(spurious; by A. Parisotti)
Соглашусь насчет поздних записей. Остается пожалеть, что самый ее расцвет (от 35 до 45 лет ) по-моему остался вообще никак не зафиксирован на пластинках
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".