Балет Мориса Бежара "Брель и Барбара"
Жанр: Современный танец
Продолжительность: 53 мин.
Режиссер: Морис Бежар Актеры: Элизабет Роз , Жиль Роман
Описание:
Труппа
"Bejart Ballet Lаusanne". Костюмы: Жан-Поль Кнотт (Jean-Paul Knott).
"Brel and Barbara" по песням французского шансонье Жака Бреля.
Постановка продолжает бежаровскую хореосерию "Жизнь замечательных
людей", в которой уже есть балеты о Вацлаве Нижинском, Федерико
Феллини, Джанни Версаче и многих других великих личностях и просто
хороших друзьях и добрых знакомых. Спектакль Брель и Барбара это хвала
французскому шансону и немому кинематографу, а также история дружбы
Бежара с певицей Барбарой. В течение 35 лет Барбара говорила со мной о
свете, вспоминает Бежар. Она считала себя черным сиянием , а светом для
нее был шансонье Жак Брель. Волею фантазии Бежар соединил в одном
балете голоса давно ушедшего Жака Бреля, под песни которого прошла его
молодость, и Барбары, которую он близко знал долгие годы. И здесь весь
Бежар – с его коллажной формой, эпизодами-феериями, танцевальными
бурлесками, Бежар, упивающийся пространством и мастерски управляющий
кордебалетом. Бежар, представивший Бреля и Барбару публичными,
театральными и в интимной домашней обстановке. Французское очарование,
разлитое в “Бреле и Барбаре”, достигло кульминации в дважды повторенном
рефрене вальса “La rose” – розы в зубах танцовщиц как отголосок густого
тембра певицы.
Балет "Брель. Барбара"
– это часть полуторачасового балета Бежара "Свет", мировая премьера
которого состоялась на фестивале "Ночи Фурвьера" в античном театре
Лиона (Франция) 2001. Музыкальную основу балета составляют песни
Барбары и Жака Бреля, которые и после смерти остаются кумирами Франции,
да и всего мира. О рождении спектакля М.Бежар написал так: "В течение
35 лет Барбара - мой преданный друг, моя сестра, говорила мне о свете.
Себя она считала "черным сиянием", светом для нее был Жак Брель. Я
встречал его в Брюсселе, где он играл "Человека из Ламанчи". Когда меня
попросили поставить новый спектакль в Лионе, я сразу же подумал о паре
Брель - Барбара, а также о мире кино, которое всегда питало мое
творчество". Для балета "Свет" М.Бежар выбрал наиболее популярные песни
Барбары и Бреля (их соответственно 9 и 7). Они пластически оживают на
сцене в сопровождении фото- и киноизображений певцов, возникающих на
трех больших экранах. Загадочная Элизабет Роз и артистичный Жиль Роман
в знакомых черных костюмах напоминают образы Барбары и Бреля. Их песни
предстают как некий калейдоскоп света человеческой души и света жизни.
Среди многочисленных картин спектакля, созданных в
танцевально-пластическом стиле М.Бежара, есть удивительные открытия.
Наиболее впечатляющее - это вальс под песню Ж.Бреля "Вальс в тысячу
тактов". Опьяняющий вдохновенной полетностью и экспрессией, он подан
необычайно акробатично. К танцующим парам как бы незаметно
присоединяются вторые партнеры, образуя множество трио с причудливыми
па и кружевами связок. Интересно, что вальс исполняют артисты, одетые в
черно-белое трико, как в балетах Баланчина, которому М.Бежар, видимо,
тоже хотел поклониться. Но Бежар не был бы Бежаром, если бы вновь не
сочинил дивные дуэты. В этом он непревзойденный мастер. Действительно,
зал замирает, когда самозабвенно танцуют изящная Кристина Блан и
атлетичный Доменико Левре, излучающие любовь и счастье. Их лирические
дуэты, сплетенные из тончайших и чувственных линий, насыщены поэзией и
красотой. Незабываемое впечатление производит и соло "Черный орел",
которое исполняет Октавио Станлей под звучание одноименной песни
Барбары. Полуобнаженный юноша с черными крыльями пленяет трепетной
пластикой, воплощая облик гордой, волевой птицы. На первый взгляд может
показаться, что на сей раз М.Бежара подвела его хореографическая
фантазия, ибо кордебалет меньше танцует и чаще демонстрирует
акробатические фигуры. Но в пластике ансамбля все-таки есть все
необходимое, чтобы оживить песни, дать им зрительную пульсацию. Мудрый
М.Бежар не старается представить легендарные песни. Это невозможно и не
нужно. Песни-исповеди все говорят сами, в них есть бессмертная душа и
пламенное сердце Барбары и Бреля. Для М.Бежара его "Свет" - прекрасный
повод, чтобы выразить свою любовь к этим уникальным певцам и их
искусству. Для создания костюмов к спектаклю М.Бежар впервые пригласил
парижского модельера Жан-Поля Кнотта, который 13 лет работал с Ивом
Сен-Лораном. В 2000 году талантливый бельгиец основал собственную
марку. Показ его первой коллекции в Лувре "Интернэшнл геральд трибюн"
назвала самым красивым среди парадов мод Нью-Йорка, Лондона, Милана и
Парижа. Действительно, в балете костюмы чаруют воздушностью и
элегантностью, современностью и чувственностью. В них есть интимный
настрой и хрупкая доверительность. Особенно красивы длинные рубиновые
платья в танго и белые комбинезоны с рисунком кинолент, светло-голубые
туники и вуалевые юбки с весенней зеленью, а также белое кимоно и
черный костюм орла с пышным оперением. (По материалам статьи "Краски
мира: Свет любви Мориса Бежара", Виктор ИГНАТОВ, газета "Культура" №39
(7296) 11-17 октябрь 2001г.)
Скачать: http://narod.ru/disk/13323430000/Brel%20%26%20Barbara%20-%20Choregraphie%20Maurice%20Bejart.divx.html
|