Жак Лусье́ (фр. Jacques Loussier; род. 26 октября 1934, Анжер, Франция) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель.
В 1950 году Лусье поступил в Парижскую консерваторию, где оказался в классе пианиста-виртуоза Ива Ната.
Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант вскоре оставил
академическую сцену и наудачу попробовал себя в различных направлениях.
Полтора года он играл на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанировал Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье,
сочинял аранжировки и музыку для кино. Конечно, молодой музыкант,
которому оказалось тесно в «классических рамках», не мог не обратить
внимания на стремительно набирающий популярность джаз. Особенно его привлекал в те годы Modern Jazz Quartet.
И когда Жаку Лусье впервые предложили записать его сольные фортепианные
эксперименты с музыкой Баха, он решил добавить к своему инструменту
контрабас и ударные с целью углубления импровизационных возможностей.
Партнерами пианиста классической школы и далеко не джазмена в этом
довольно рискованном мероприятии стали соотечественники — контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гаррос — известные джазовые музыканты, поднаторевшие в игре разными составами, в том числе и с заезжими американскими мэтрами.
В 1959 году
вышла первая пластинка Жака Лусье, которая была воспринята с восторгом.
Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный
эксперимент — самые популярные темы И. С. Баха
звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за
другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые
производили впечатление наличием музыкального поиска. Импровизации на
повторяющийся круг композиций менялись, а музыканты отличались хорошим
джазовым свингом.
К середине 1960-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и
последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира. За 15
лет было продано более 6 миллионов пластинок.
К 300-летию Баха в 1985 году Лусье вернулся к его музыке, насыщая
баховский материал теперь уже не не только джазовыми, но и роковыми
аллюзиями. В это время Лусье воссоздал трио уже с новыми партнерами — Андре Арпино (Andre Arpino) и Винсентом Шарбоннье (Vincent Charbonnier). В 1990-е годы к обработкам Баха добавились в творческой практике Лусье аранжировки произведений Антонио Вивальди, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Эрика Сати, — в этих аранжировках роль джаза невелика.
Параллельно с работой в трио Лусье до сих пор пишет оригинальные
сочинения, среди которых «Lumieres» — произведение для сопрано,
контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века,
концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки и квинтет для медных
«Огненная лошадь».
В последние годы Лусье активно концертирует и постоянно записывается с новыми программами. С 1993 года началось сотрудничество «Jacques Loussier Trio» со звукозаписывающим лэйблом Telarc, в рамках которого уже вышли восемь альбомов
Исполняя крупное по размеру и единое по замыслу «Bolero»,
Лусье романтически выразителен и классически уравновешен. В целом
альбом выдержан, тем не менее, в духе импровизационного джаза. Обращает
на себя внимание факт присутствия на диске не только «Bolero» Равеля, но и ещё одного «классически джазового» опуса, авторство которого принадлежит Лусье. Jacques Loussier trio Play Bach 5 1965 Toccata in c major (BWV 564) 1 Toccata 7:41 2 Adagio 3:42 3 Fugue 3:44
4 Sicilienne in g minor (Sonata for flute and harpsichord in E flat, BWV1031) 3:33
5 Choral No. 1 "Wake, Arise, the Voices Call Us" (Schubler's Book, BWV 645) 12:00
6 Passacaglia in c minor (BWV 582) (Theme) 2:39
Jacques Loussier Piano Pierre Michelot Double bass Christian Garros Drums, Percussion
http://narod.ru/disk/14215505000/loussier.7z.html mp3 320 kb/s
|