Георг Фридрих Гендель. Концерты для клавесина с оркестром
01:00
На сайте, как мне показалось, нет этих, не часто исполняемых концертов, и поэтому решил дополнить собрание относительно редкой записью. В.Гëр в представлении, думаю, не нуждается. Пианист, клавесинист, композитор, дирижер и музыковед Ф.Пеллег родился в 1910 году в Праге. Обучался в Пражской консерватории и свои выступления начал уже с ранних лет. Как солист Чешского Филармонического Оркестра давал концерты в большинстве крупных музыкальных центров Европы. В 1936 году неожиданно переезжает в Палестину и многие годы после этогоостается ведущим пианистом и клавесинистом Ближнего Востока. Разумеется, от особой конкуренции в тех географических широтах он не страдал, но вслушиваясь в его игру становится понятно, что это был один из ведущих клавесинистов мира, на сегодняшний день совсем почти забытый. Записи его встречаются не часто. Он записывался в 50-х 60-х годах в Европе, но на относительно небольших или просто малоизвестных фирмах звукозаписи. Данный диск, изданный Обществом Генделя, датируется1952 годом. Запись соответственно конца 40-х начала 50-х гг.
Г.Ф.Гендель. Концерт для клавесина с оркестром no.13 фа мажор.
Странно, я почему-то только сейчас понял, что до сих пор мне не попадались Генделевские клавесинные концерты, а ведь он был одним из лучших клавесинистов всех времён и народов, даже Скарлатти, как говорят ретировался услышав игру неистового саксонца. Большое спасибо, за концерты!
Да, к сожалению эти концерты очень редко исполняются. Сюиты играют (Гульд, Ружичкова, Хунцария), а концерты игнорируют. И записей-то их почти нет. Раз-два и обчелся.
Это как с тем-же Д. Скарлатти, такое ощущение складывается, что он кроме сонат вообще ничего не писал, недавно окольным путем узнал о существовании арий, он значит оперы писал, оказывается целых 20 штук, но я не слышал, что-бы была исполнена хотя-бы одна, это поразительная зацикленность на топовых вещах просто поражает, чего-то сотни раз исполняют, а что-то вообще ни разу. Жаль что так, интересно с чем это связано?
Я слышал только одну оперу Доменико Скарлатти "Ариадна на Скиросе". Даже в плохоньком исполнении эта музыка не оставляет равнодушным. Очень ярко и самобытно. Но самый большой восторг я испытал от знакомства с его духовной музыкой. Stabat Mater - одно из совершеннейших произведений хоровой полифонии, выше всяких похвал!
Это видимо вопрос взаимоотношений артиста и публики. Исполнители работают на испытанных произведениях, издатели дисков работают на известных исполнителях. Скажем, в фортепианной (или вернее клавирной)литературе, несмотря на огромное количество написанного исполняется от силы треть. И так заиграна что на исполнение этой трети сегодня пора объявлять мораторий. Из прекрасных исполнителей, большинство забыто из-за отсуствия должного тиража. Вот этот Гендель, ведь это получастное издание. Инициатива частных лиц. И сколько такого было... И предано забвению.
Интересный клавесин, так мощно звучит, прямо концертный рояль какой-то, это особенности записи или правда выдающийся инструмент ------------------------------------------------ Тема первого аллегро из 13 концерта до боли знакома. А вообще крайне тяжело слушать этот концерт, не знаю с чем это связано, но такое напряжение, прямо голова разболелась, хотя если прислушаться типичнейшмй Гендель в его величии, только тут он особенно грузен. И всё равно замечательные концерты
Действительно тяжко слушается, Генделя вовсе не обязательно было играть с такой грузной "помпезностью" (послушайте например Concerti Grossi в исполнении Neues Bachisches Collegium Musicum - совсем другая музыка). И ничего нового, это все те же органные концерты. Все равно огромное спасибо, запись действительно редчайшая!
Извините Сергей, не для того, чтобы спорить, но как мне кажется это совсем не то, что исполнение на органе, где действительно тяжеловесно. В моих ушах это совсем другая музыка...
Думаю, что скорее инструмент. По звучанию очень необычный. Я тоже ничего подобного раньше не слышал. К сожалению нет никакой информации что именно это за инструмент. Текст на диске довольно скупой. Запись тоже, конечно, сыграла свою роль, но вряд ли решающую. А инструмент шикарный. Даже специально построенный клавесин Ландовской так не звучал. Единственное, что это напоминает, инструмент из коллекции Эрмитажа на котором Голубовская сделала свои довоенные записи. Но это, понятно, не тот клавесин. Потом Пеллег с Гером очень хорошо сыграны, на мой взгляд. Почти нет никаких заметных промахов. А в свое время этот диск я собственно спас от помойки...
А нет ли у кого записей в КЛАВИРНОМ исполнении САМОГО ЗНАМЕНИТЕЙШЕГО концерта Си-бемоль мажорного арфавого концерта. Видела пару дисков в котором и соло-клавесин, и с оркестром этот дивный концерт:))) Но так и не нашла:(((
Да, сколько слышу, промахи совсем незначительные и их совсем мало, не перестаю удивлятся клавесину, мощнейший инструмент, жаль, не хватает глубины звучания, особенно заметно по анданте из 14 концерта, там струнные явно играли глубоко и били эффектом, но запись захватила совсем чуть-чуть, клавесин сильно отстраняет струнные, в том самом 14 концерте струнные в граве совсем не слышны. Спасибо Вам за труды и спасение редкой и замечательной музыки
Для сведения: из 19 концертов Генделя, приводимых в словаре Гроува, только один (соль мажорный) считается клавесинным, остальные - для органа с оркестром (популярный концерт для арфы тоже был опубликован в опусе 4 как органный) и записи 12 органных концертов, входящих в ор.4 и ор.7 - не такая уж редкость. Франк Пеллег выбрал концерты из числа неопубликованных, и вот их то практически не играют, будь то на органе или на клавесине. Теперь о Франке Пеллеге. В наше время называть его отъезд в Палестину в 1936 г неожиданным означает повернуть все с ног на голову. Он как раз показал пример дальновидной и верной оценки ситуации в тогдашней Европе, а неожиданности, как оказалось, не заставили себя долго ждать и оказались весьма трагического свойства. Если ограничиться Чехией, достаточно упомянуть судьбу композиторов Шульхофа и Хааса, да и Карел Анчерл чудом выжил в Аушвице (где его жена и малолетний сын - родившийся уже в гетто Терезина - погибли). Фамилия Пеллега в Чехии была Поллак, он сменил ее на Пеллег потому, что "пеллег" на иврите значит "ручей" , а ручей, как всем видимо известно, это Васh по-немецки. Его запись Гольдберг вариаций была в свое время оценена высоко (поиск в Интернете показал, что год назад она вышла в Doremi). В Израиле он был очень активным, разносторонним и весьма уважаемым музыкальным деятелем (включая дирижирование и композицию), но его более широкой международной известности вероятно помешало то, что, в отличие от большинства музыкантов израильского происхождения последующих поколений, его деятельность значительной мере протекала в Израиле. Он умер в Хайфе в 1968г.
Вы, уважаемый, как я посмотрю, большой любитель придираться к словам. Вы, конечно, в разгаре информативного негодования, не изволили обратить внимания на ту деталь, что говоря о исполнении сюит я назвал имена не органистов а пианистов, и записи этих концертов последними редки, в каком бы то ни было виде. Разговор шел о клавесине, а не о органе. Я не делал выкладки органной музыки, осведомившись заранее что такой пост здесь имеется, с 13 концертом между прочим, который (сейчас речь идет о органе), согласно Вашему утверждению, "практически не играют". 13-ый то как раз играют. И концерты эти как раз были опубликованы, приблизительно в годах 1795-98. Далее относительно записей, я прекрасно знаю издания Hyperion, Naxos, Barocko Music club и других (безобразных между прочим), можно назвать много на LP. Это записи органной музыки. Вы странным образом "ставите все сверх на голову", все это ради того, чтобы поблистать эрудицией. Далее, судя по тому как многие в то время не сделали шаг какой сделал Пеллег, то отъезд его, даже в то время, для многих явился относительной неожиданностью. Потом, именно отъезд в Палестину был неожиданностью. Отъезд в Америку таковым, ясно, не был бы. А дальновидность такого рода, в то время, проявил не один только Пеллег. Точно такой же неожиданностью было то, что один из многообещающих пианистов того времени - Игнац Тигерман поселился в Египте, а не в Нью Йорке, такой же как Л.Крейцер в Японии. Л.Сирота там же, если я правильно помню. Вы также упустили возможность любезно указать мне на то, что Пеллег например в 1939 году стал лауреатом международного конкурса исполнителей в Женеве. А также что он покидал пределы Палестины/Израиля концертируя и записываясь. Из таких записей назову "Концерты сыновей Баха", на Concert Hall, и 26-й Моцарта на MMS. В первом случае в качестве клавесиниста, во втором в качестве пианиста. Потом Вы указываете на запись на Doremi. Вы хотите этим сказать что записи Пеллега разбросаны под ногами как окурки на мостовой? Даже если я назову по крайней мере еще 10 его записей, в разных качествах, они по-прежнему остаются малодоступными. В следующий раз я специально для Вас перепишу половину Гроува в пост, хоть это и крайне затруднит выкладку. Нет, я знаю лучше, я буду сразу ссылкой в посту направлять всех заблудших прямиком к Вам, чтобы Вы дали направление на путь истины.
Не совсем понятно, на что вы так обиделись и рассердились. Все, что я хотел отметить, это то, что концерты Генделя написаны для органа, хотя ясно, что если для него орган и арфа взаимозаменяемы, то уж клавесин и орган тем более. И то, что весь Гендель давно уже опубликован, всем ясно и без моих (или Ваших) слов, речь шла о прижизненной публикации, которой удостоились лишь 12 концертов, и это делает Вашу выкладку лишь более ценной (мне, например, ни одного из выложенных концертов ни в каком варианте слышать ранее не приходилось). А то, что Гроув не у всех под рукой, и побудило меня привести вышесказанное, как я и отметил в начале, "для сведения". А то, что я упомянул наличие записи Тольдберг вариаций в Дореми, тоже сообщение чисто информативное, ну, может быть, с долей надежды, что кто-нибудь разыщет ее на каком-нибудь торренте (о которых я имею самое смутное представление). А вот о том, что я слышал (очень давно, видимо, на 20-летнюю годовщину смерти Поллега) посвященную ему программу по Израильскому радио, я писать не стал, полагая, что от этого никому ни тепло, ни холодно (хотя, отмечу, уровень его игры меня удивил, ведь до того я о нем ничего не слышал).
В заключение пожелаю Вам и дальше делать столь же интересные выкладки, а цитирование при этом Гроува только обогатит Вашу выкладку и, тем самым, знания посетителей сайта о выставленном на пост или об исполнителях. Со своей стороны могу сказать, что именно эту цель и преследовал мой комментарий, и не стоило выискивать в нем каких либо уколов или упреков.
Во-первых,, - СПАСИБО! А во-вторых вопрос -Концерт ре минор - это 100% Гендель или есть сомнения? После историй с Казадезюсом, Адвжио Альбинони и Аве Мария Качини как-то начинаешь во всем сомневаться. Автограф его существует? Почему сомнения: 1) столь выигрышный материал (не припомню его тематизма ни в ораториях, ни в антемах, ни в операх) так редко исполняют, - я слышу впервые (хотя у меня почти весь Гендель); 2) даже для порой очень драматичного Генделя это уж больно мрачновато - аналогов среди его концертов что-то не припомню. Вон даже ре минорный концерт, где тема хора из Иуды Маккавея и то не столь мрачен, хоть там и ламенто.
Я сейчас не вспомню в точности как было дело и Гроува под рукой нет, но надо полагать наверняка найдутся люди пожелающие меня поправить (см. выше комм.9). 6 концертов соч.4 были опубликованы в 1738г. Два или три года спустя у Walsh'a появляется второй том "6-и концертов для клавесина или органа". Нумерация их идет как nо.13-18, из которых 4 последних не написаны собственно Генделем. Концерты 7-12 шли как соч.7 и были опубликованы после смерти Генделя, если я не ошибаюсь. Два последних концерта 19 и 20 были впервые опубликованы в 1797 г. и датировать время написания их очень сложно. (Могу немного напутать с датами) Собственно 13 и 14 концерт являются скорее транскрипциями Генделем собственных своих сочинений. Первая часть 13-ого явно намекает на Сонату соч.5 nо.6, вторая и третья - Concerto Grosso соч.6 nо.9. 14-ый концерт во многом переложение Concerto Grosso соч.6 nо.11. Что послужило основой 19-ого концерта, на сколько я понимаю до сих пор неизвестно. Может я и не правильно понимаю. Может на сегодняшний день есть другие, более свежие сведения. Но признаться ни автографа ни издания 19-ого концерта своими глазами я не видел.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".