Одно из наиболее значительных сочинений Тищенко - балет „Ярославна", написанный по мотивам великого литературного памятника России XII века „Слова о полку Игореве". В музыке „Ярославны" переплелись магистральные линии, пронизывающие все творчество композитора. Сопричастность прошлому и талант погружения в его тайны. Глубокий интерес к подлинному фольклору, прежде всего фольклору русскому, как неиссякаемому источнику музыкальных идей. Не могло не сказаться на стилистике балета и многолетнее увлечение Тищенко музыкой Востока, прежде всего традицией японской средневековой музыки гагаку. Наконец, здесь, как и в лучших симфониях Тищенко, явственно и органично проявилось его обостренное, драматическое переживание мира. Глубоко изучив открытые представителями послевоенного европейского музыкального авангарда технические возможности, Тищенко использует широчайший арсенал новаторских для своего времени выразительных средств, вплоть до сонористики и алеаторики.
Вступление открывает одинокий голос–посвист флейты–пикколо. Здесь, как и во всей протяженности балета, звучность деревянных духовых нередко ассоциируется с архаикой, вызывая в памяти и „Весну священную" Стравинского, и тембры древних японских флейт. Всматриваясь в бездонную глубь веков, одинокий человек погружается в темень истории. Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику. Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве" (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы. В „Стоне Русской земли" мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же"". Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице" мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый"). Возвращаются интонации русского плача. Одна из сквозных тем „Ярославны" — музыкальное олицетворение женщины и отчизны, музыка, воплощающая бесконечную чистоту и светлый покой. Другая ключевая тема появляется в эпизоде „Святослав". Сурово скандирует хор, поддерживаемый кличами медных, его „золотое слово, со слезами смешанное": „Вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов". Но Игорь и Всеволод, а за ними игорева дружина храбрятся и хвалятся: „Помужествуем сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю сами поделим". Эта интонация „сами" вернется в конце „Сборов в поход" в явственно ироническом контексте. „В этом угрюмо–хвастливом „сами", — пишет Борис Кац, — в этом безответственном отделении своей судьбы от судьбы страны, народа — корень того рокового заблуждения, которое и привело поход к катастрофе, обернулось первым в истории пленением кочевниками русского князя, гибелью его дружины и в результате — неисчислимыми бедствиями земли Русской". После лиричнейшего прощания Ярославны с Игорем, отдаленно ассоциирующегося с проникновенными балетными адажио Прокофьева, войско князя выступает в поход. Кульминационный фрагмент сочинения — финал I акта — „Затмение". На фоне звенящего в верхнем регистре органного кластера кларнет–пикколо высвистывает маленький тревожный мотив, на полтона ниже тот же мотив звучит у первого кларнета, подобным образом вступают все инструменты оркестра, и, наконец, слушателя окружает безжалостно плотное, густое, как тьма, давление немыслимой оркестровой массы, которое внезапно обрывается генеральной паузой. „Великолепно написана сцена затмения, — писал об этом эпизоде Шостакович, — нам, слушателям, невольно передается ужас людей того давнего времени, людей храбрых и умных, столкнувшихся с непонятным и грозным явлением природы". Несмотря на дурное предзнаменование, Игорь продолжает поход, ведя своих воинов к Дону. „О, Русская земля! Ты уже за холмом!" Перед войском возникает бесконечный степной горизонт. В усыпляющие глиссандо скрипок лишь изредка вторгаются неотчетливые степные шорохи. В первой из ночных сцен балета — „Степь" — звучность женского хора безмятежно прозрачна. Светает. Начинается первая битва с половцами, развернутая динамичная батальная сцена. Игорь и его дружина побеждают еще немногочисленные половецкие отряды. Вечером начинаются непритязательные игры с половецкими девушками–полонянками. Блистательного вдохновения полны заключительные сцены второго действия — кульминация балета. „Ночь перед второй битвой": вновь возникают, уже у альтов, скользящие глиссандо. Но этот мотив степи передает и непокойный сон дружины. Неисчислимое половецкое войско окружает ее: Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон…" Все это ощущают спящие русские воины. В „Ночных предчувствиях" половцы чудовищным наваждением являются им во сне. Гортанное гоготание мужского хора, подобное интонированию тибетских монахов, языческое волхвование том–тома, глухой голос барабана, хрипы меди сплетаются в будоражащую воображение картину, над которой парит солирующая скрипка, исступленную страстность которой подчеркивает подзвученность микрофоном. Образ половецкого мира в балете вообще невероятно интересен: здесь действует одновременно притягательная и отталкивающая, инфернальная сила. „В атмосфере пьянящей, ядовитой истомы, — писал Михаил Бялик, — таится погибельная опасность, которая, как взгляд удава, околдовывает и гипнотизирует жертву". В спектакле Малого оперного театра половецкое войско воплощалось женским кордебалетом, танцующим на полупальцах. Невероятные по размаху „Вежи половецкие", где радикальнейшим образом использованы алеаторические приемы, предваряет громовые кличи „Идола". Интонации кличей возвращаются в начале третьего действия. Огромная его часть — картина второй битвы, которая заканчивается поражением русского войска: „С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные… Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы". На фоне „степного" глиссандо (теперь у виолончелей и контрабасов) под ночным небом юга слышны стоны умирающих („Степь смерти"). Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. „Кукушкою безвестною рано кукует: „Полечу, — говорит, кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле–реке, утру князю кровавые его раны…" Игорь томится в плену у половцев, „мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца" и решает совершить побег. Торжественные юбиляции „Возвращения" композитор предваряет эпизодом „Мальчик – пахарь". В нем возвращается тематический материал вступления к первому действию — прежде, нежели прибыть в стольный град, князь ступает на родную землю, и она принимает его отнюдь — у Тищенко — не победителя. Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, и „Ярославна" завершается словами молитвы. Композитор вынужден был отказаться от первоначального названия сочинения — „Затмение": оно казалось слишком тяжелым, беспросветным. Но взгляд автора на историческую ситуацию трагичен, полон печали. В отличие от безвестного летописца, он видит коллизию с невероятной, почти публицистической остротой.
Нельзя не привести оценку, принадлежащую Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу: „Балет мне удалось посмотреть трижды, и всякий раз я был захвачен выразительностью этой русской по духу музыки".
Борис Тищенко (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт-Петербург)
Ярославна, балет в трех действиях по "Слову о полке Игореве", соч. 58, (1974)
1. Действие I (36:21) Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому, Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю, Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение 2. Действие II (23:54) Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами, Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой, Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол 3. Действие III (29:57) Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти, Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь, Возвращение, Призыв, Молитва
Симфонический оркестр и хор Ленинградского Малого театра оперы и балета дир. Александр Дмитриев
Вынес. А позднее в новый топ перенёс Спасибо всем за внимание к творчеству этого композитора - практически живого классика. Буду и дальше выкладывать его сочинения
Александр, Ярославна не трещит - это запись с компакт-диска ..а записям с винила трещать положено - так аутентичней) Ну если хотите, можете треск в редакторе убрать...всего лишь недельку-другую повозиться
"Ярославна" одно из лучших произведений Тищенко, эпизод затмения, батальные сцены, да и сам колорит просто впечатляют. Тищенко вообще мастер изображения военизированных картин, часто в своих симфонических сочинениях проводит такие кульминации - аж стены дрожат. Симфония № 3 тоже довольно любопытный опус, на слух несколько хаотичный, но в нем есть четкая логика, особенно любопытен момент в финале, когда вдруг возникает небесный отголосок одной из шубертовских песен среди звукового хаотичного движения. Такие приемы, кстати, часто применял Э.Денисов, вводящий как бы чувство ностальгии по ушедшему прекрасному, и тоже часто мелодии Шуберта применял, но это ни в коем случае не коллаж.
Спасибо за обновление материала. Кстати, было бы уместным в тексте откорректировать даты жизни Бориса Ивановича (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт-Петербург)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".