Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
И.С.Бах, сонаты для скрипки и клавесина, Ванда Ландовска, Иегуди Менухин (ape) [аудио]
Фантастическое исполнение - продолжение [аудио]
Шопен. Ноктюрны (Баренбойм) [аудио]
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 19 Апреля 24, 12:55
Главная страница » 2009 » Октябрь » 2 » Жорж Бизе. Кармен. Вера Давыдова (на русском языке)
Жорж Бизе. Кармен. Вера Давыдова (на русском языке)

Жорж Бизе

(1838 - 1875)

Кармен

Опера в четырех актах

Либретто А. Мельяка и Л. Галеви

(премьера  3 марта 1875 года)

Действие происходит в Испании, около 1820 года.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость — эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эги сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.


 

СЮЖЕТ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.

Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.


 

МУЗЫКА

«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.

Начало первого акта безмятежно и ясно. Богаты движением и красками вступительные народные сцены: хор солдат, задорный марш мальчишек. Хор девушек, работниц фабрики, подготовляет выход Кармен. Ее хабанера «У любви, как у пташки, крылья» близка горделивым испанским песням-танцам. Дуэт Микаэлы и Хозе «Я помню день в горах» выдержан в идиллических тонах. Песня о грозном муже, сегидилья и дуэт Кармен и Хозе создают многогранный образ вольнолюбивой цыганки.

Второму акту, как и всем последующим, предшествует колоритный симфонический антракт. Цыганская пляска, открывающая акт, полна зажигательного веселья. Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья, я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает отважного героя корриды. Квинтет контрабандистов (с участием Кармен) «Если нам нужно обмануть» выдержан в легком, подвижном характере. Дуэт Кармен и Хозе — важнейшая сцена оперы, столкновение двух человеческих воль, характеров, воззрений на жизнь и любовь. Воплощением жизненных идеалов героев является «ария о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы». Если в характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных ритмах и напевах испанских народных песен. Акт завершается мелодией свободолюбивой песни Кармен, звучащей у хора.

Симфонический антракт к третьему акту рисует поэтическую картину природы — покой и тишину дремлющих гор. Сумрачно-настороженный секстет с хором-маршем контрабандистов «Смелее, смелее в путь, друзья, идите!» — и другой хор — оживленно-бодрого характера «Не страшен нам солдат таможни» обрисовывают мир, в котором живут Кармен и Хозе. Центральный эпизод третьего акта — сцена гадания (терцет); веселое щебетанье Фраскиты и Мерседес оттеняет скорбное раздумье Кармен, предстающей здесь в необычном, трагическом облике. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает решительный характер. Встреча Хозе с Эскамильо создает драматическое нарастание и подготовляет кульминацию третьего акта (разрыв Кармен с Хозе). Финал акта передает зловещую настороженность и напряженность обстановки, предвещая неминуемую развязку.

Симфонический антракт к четвертому акту, выдержанный в характере испанского народного танца «поло», — один из замечательных примеров проникновения Бизе в дух народной музыки. Акт распадается на две половины: картинам яркого, блещущего красками народного праздника противостоит личная драма героев; жизненные контрасты предельно обнажены. Действие открывается оживленной народной сценой, напоминающей своим ярким и солнечным колоритом начало оперы. Торжественно-героический марш и хор сопровождают триумфальное шествие Эскамильо. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен «Если любишь, Кармен». Во второй половине акта, в особенности в дуэте Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает. На протяжении всей сцены усиливается контраст народного ликования и личной драмы, Четырежды вторгающиеся праздничные возгласы толпы обостряют поединок героев, приводящий к трагической развязке.

Действующие лица и исполнители:

Кармен....................................................ВЕРА ДАВЫДОВА (меццо-сопрано)

 

Хозе, сержант..........................................НИКАНДР ХАНАЕВ (тенор) 

Эскамильо, тореадор................................ВЛАДИМИР ПОЛИТКОВСКИЙ (баритон) 

Микаэла, крестьянка................................НАТАЛЬЯ ШПИЛЛЕР (сопрано) 

Цунига, офицер.......................................Михаил Соловьев (бас) 

Моралес, сержант....................................Иван Хапов (баритон) 

Фраскита, цыганка...................................Лариса Махова
(сопрано) 

Мерседес, цыганка...................................Евдокия Сидорова (сопрано) 

Данкайро,контрабандист..........................Иван Скобцов (бас) 

Ремендадо, контрабандист.......................Александр Перегудов
(тенор) 


Проводник, офицеры, солдаты, мальчишки, работницы сигарной фабрики, молодые люди, цыгане, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ 

Хор и оркестр Большого Театра СССР. Дирижер: А. Мелик-Пашаев

хормейстер: М.Купер 
Запись 1937 г.


---------

Формат: Flac (потреково)

СКАЧАТЬ:

http://files.mail.ru/UY4256

(фото)

http://files.mail.ru/XOHDNI

Файлы будут храниться до 1 ноября 2009 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.

Категория: аудио | Просмотров: 12637 | Добавил(а): sav2403
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 13
1. Andriy (bacchetta)   (02 Октября 09 07:49) [Материал]
заКАРМЕ(А)Ним, спасибо!!

2. Дмитрий (Peir)   (02 Октября 09 09:47) [Материал]
Спасибо! appl

3. Елизавета (elisaweta94)   (02 Октября 09 20:32) [Материал]
Спасибо! Очень интересно послушать Мелик-
Пашаева в Кармен! appl

4. (lomaster)   (10 Октября 09 16:20) [Материал]
Спасибо за интересную запись! appl
К сожалению, как мне кажется, в техническом плане- это пример неудачной реставрации. Шум весь убрали, верхи (которых почти нет) по нынешней моде задрали. в результате голоса звучат невероятно резко и сопровождаются какой- то грязью. Лучше бы ничего не делали (как Лихницкий)...

5. (Бомонт)   (29 Октября 09 14:22) [Материал]
Огромное спасипо!!! appl bravo

На счет реставрации, то у меня есть пластинки с записью, где те же исполнители. но 49 год. качество плохое даже там,
к сожалению некотрые места мне недавно совсем сломали, но вот сейчас я пытаюсь самые важные моменты как-то записать, может быть выложу, но только без реставрации...

кстати! существует запись с Небольсиным Борисенко Шумская Нелепп и другие. 50-тые годы. Качество - супер!!!!


8. (gella2)   (22 Мая 10 12:14) [Материал]
Уважаемый Бомонт,
1949 год указан на самой пластинке? Это год указан как год записи исполнения или выхода пластинки? Не могли бы Вы также дать № этой пластинки. Заранее благодарю за ответ.

6. Andrey Karpov (Pascal)   (08 Ноября 09 19:28) [Материал]
Большое спасибо)
Скачал оба файла 9 ноября 2009. Ещё 30 дней ссылка жить будет.

7. OLEG IL (OGI)   (19 Марта 10 21:57) [Материал]
У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАПИСЬ КИНО КОНЦЕРТА с Небольсиным Борисенко Шумская Нелепп и другие. 50-тые на пленке агфа Мосфильмовская записьСудя по газете 1954 год.

9. OLEG IL (OGI)   (22 Мая 10 12:31) [Материал]
Читайте внимательней:У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАПИСЬ КИНО КОНЦЕРТА
на пленке агфа Мосфильмовская (для кинотеатров).Не знаю как эта катушка называется,если кому интерестно позвоните по тел.89160238634

10. kirill (w49)   (11 Сентября 10 21:25) [Материал]
Благодарю за русскую версию "Кармен".
На русском мне она больше нравится.

11. Евгений С. (serval)   (15 Января 13 15:55) [Материал]
Новая ссылка МП3 (320 кб/с):

http://files.mail.ru/DFCCB330333511E2BC93002590069718

См. "Кармен (Давыдова, Ханаев, Политковский - Мелик-Пашаев, 1937).rar"

12. Сильвио (komponist)   (19 Января 13 07:55) [Материал]
Новая ссылка:

FLAC
http://files.mail.ru/UY4256UY4256UY4256UY4256UY4256XX

13. (Eugen)   (29 Октября 18 11:14) [Материал]
Обновите, пожалуйста

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.