КРИСТА ЛЮДВИГ:
"В России стало намного западнее, чем на Западе"
Беседу вел Владимир ДУДИН
|
К.Людвиг |
Как ни странно, но на запрос "Christa Ludwig" в поисковой системе
"Yahoo" выходит предложение уточнить правильность написания. Это при
том, что с конца 1940-х годов до последнего концерта в 1994 году эта
певица входила в когорту лучших оперных солистов Европы. Она спела
огромное количество разнополярных партий, включая Золушку Россини и
леди Макбет Верди. На одном из ее ярких полюсов был Моцарт с его
Керубино и Дорабеллой, на другом - Вагнер с его Ортрудой, Кундри,
Брангеной, Фрикой. В анналы вошел и юный Октавиан из "Кавалера розы"
Рихарда Штрауса. В этих ролях она выступала на сценах ведущих оперных
домов Европы и Америки с дирижерами Бёмом, Шолти, Клемперером,
Серафином, Фуртвенглером, Караяном. Большое наследие Криста ЛЮДВИГ
оставила и в области грамзаписи. В Петербург знаменитая певица
приезжала принять участие в жюри Шестого конкурса молодых оперных
певцов Елены Образцовой. В следующем году Криста Людвиг отметит
80-летие. Но благодаря манере держаться, лучащемуся, умудренному опытом
и одновременно лукавому взгляду, прекрасному чувству юмора и явному
желанию чаще улыбаться в это трудно поверить.
- Фрау Людвиг, вы впервые в России?
- Нет, первый раз я была в 1971 году в Москве, когда пела в Кремле
вместе с труппой Венской Штаатсопер в "Кавалере розы" Рихарда Штрауса.
На том спектакле присутствовала сама Фурцева.
- И какой был прием?
- Мне показалось, что публика ничего не поняла. Прихотливая, немного
запутанная музыка Штрауса, сложный немецкий текст - все это, наверное,
было сложно для восприятия. Еще в тот первый приезд очень запомнилось,
что не все можно было получить из еды, а если и можно, то только в
определенное время. Австрийский посол снабжал меня водкой, кефиром,
икрой и яблоками.
- С тех пор больше сюда не приезжали?
- Нет.
- Какие замечаете изменения?
- Все очень изменилось - стало намного западнее, чем на Западе.
Например, на Невском проспекте мы с мужем увидели огромные лимузины,
какие не всегда встретишь даже в Нью-Йорке. Богатство бросается в
глаза.
- Когда вы закончили сольную карьеру, не было сожаления?
- Нет, нет и снова нет! Я очень гордилась тем, что, когда заканчивала
свою карьеру, критики в журналах писали: "Почему она уже уходит со
сцены? У нее такой прекрасный голос! Она еще может долго петь". К тому
же я понимала, что не могу конкурировать с молодежью. Директор Венской
Оперы однажды сказал, что Криста Людвиг - единственная певица, которая
ушла со сцены таким образом. Кроме того, моему мужу, режиссеру
Метрополитен Опера Поль-Эмилю Дейберу, моя мама, певица Евгения
Безалла-Людвиг, говорила, чтобы он следил за моим состоянием, за тем,
чтобы я не застревала долго на одной партии и чтобы он вовремя "увел"
меня со сцены - не прозевал момент, когда мне нужно сказать, чтобы я
перестала петь. К слову, мы с мужем завершили свои карьеры примерно в
одно и то же время, чему были невероятно рады.
- Все это говорит о вашей силе воли и в известной степени мужестве.
- Никакого мужества! Полстолетия оперное пение было моей профессией!
Первый ангажемент я получила в семнадцать лет - сразу после войны. И
наконец, я с этим закончила.
- Чем стали заниматься дальше?
- Варить, читать, раскладывать пасьянсы - я стала обычной женщиной. Муж
шутит, считая, что закончив петь, я начала нормально разговаривать.
- А преподавательской деятельностью занимаетесь?
- Я не учительница пения и преподаю очень редко, когда ко мне приходят
певцы, которым нужна помощь. Иногда даю мастер-классы. К сожалению,
бывает и такое, что некоторым певцам или тем, кто хочет петь, я иногда
говорю, что им лучше закончить с этим делом.
- Вы - одна из редких певиц, в репертуаре которой были и колоратурные
партии Моцарта, и тяжелые партии Верди, и сразу несколько главных
партий в операх Вагнера. Как удавалось петь такие контрастные партии?
- Мне нравится в жизни преодолевать препятствия. Да и не каждое утро я
просыпалась как сопрано - иногда как альт. В начале карьеры, например,
у меня было не сопрано, а меццо-сопрано - верхнего регистра не было
совсем. Но все эти роли в штанах, которые мне приходилось петь, - как,
например, в "Фиделио" Бетховена - я в конце концов возненавидела: в эти
периоды я не могла съесть ничего лишнего. Да и понятно было, что в
сорок лет не споешь партию юного Керубино, о котором в "Свадьбе Фигаро"
Моцарта говорится, что ему семнадцать лет и два месяца. Кроме того, мне
казалось скучно петь одно и то же. Голос ведь все время меняется.
Каждую свою партию я пела в определенное время и всегда знала, когда
нужно с ней закончить, чтобы не затянуть.
- Вы больше не возвращались к однажды спетому?
- Нет, всегда находила что-нибудь новое: то, что подходило моему возрасту и голосу.
- И каким получилось движение?
- От ангела в "Рождественской оратории" Баха, которого я спела в
семнадцать лет, до пожилой Клитемнестры в "Электре" Штрауса. Если
честно, я не очень серьезно отношусь к опере. Просто опера была моей
профессией. Есть несколько опер, которые я очень люблю, но в основном -
за их тексты.
- Тексты музыкальные или тексты либретто?
- Я говорю про либретто. Например, тексты Гуго фон Гофмансталя в операх
Штрауса или тексты Вагнера в его операх - фантастические тексты. А что
творится в итальянских операх? Сплошные "O sole mio", "O Dio mio",
"Dove sono" - это я не воспринимаю серьезно. Впрочем, в итальянской
опере "Отелло" Верди хорошее либретто.
- Со времен вашей молодости картинка оперы сильно изменилась. В какую сторону мутирует опера?
- В Зальцбурге на фестивале этого года была постановка "Вольного
стрелка", где события происходили в бетонном бункере. Такова разница
между современным "прочтением" и классикой. Кстати, по телевидению мне
иногда попадаются классические постановки русской оперы с роскошными
историческими декорациями и костюмами, которые мне очень нравятся.
- В последнее время много ругают оперных режиссеров в Германии.
- А как еще можно относиться к тому, когда в "Кавалере розы" вдруг
видишь голого мужчину, пробегающего через всю сцену по комнате, которая
представлена как бордель. Такие вещи происходят, и мне непонятно
почему. Впрочем, тот эпизод мне показался смешным, но супруг был в
ужасе. Совсем недавно он рассказывал мне, что прочитал в известной
французской газете "Нувель обсерватер" статью под названием "Убийцы
театра", где речь шла как раз о режиссерах.
- В ваше время более важную роль играла фигура дирижера.
- Да, дирижер приглашал певцов и только после этого приходил режиссер.
Сегодня сначала приходит режиссер, потом, может быть, дирижер.
- И место певца в общей иерархии тоже изменилось?
- Сегодня у некоторых людей появилось очень много денег, которые
помогают сделать избранным певцам отличную карьеру. Так происходит,
например, в случае с Анной Нетребко. Даже у Каллас не было такого
количества денег.
- То есть в случае с бешеной популярностью Нетребко вы чувствуете какой-то подвох?
- Нет-нет, в том-то и дело, что она и поет хорошо, и красива, и хорошая
актриса. Кстати, на конкурсе Елены Образцовой я видела и слышала
четыре-пять молодых певиц-"Нетребко", которые лет на десять моложе
знаменитой дивы. Не могу не сказать и то, что меня поразило изобилие
превосходных голосов на этом конкурсе.
- Что делать остальным певцам, поющим, по крайней мере, не хуже?
- Не знаю. Но понимаю, что мало у кого есть такие возможности.
Совершенно ясно, что огромных денег стоит реклама. За рекламу питьевой
воды или украшений, например, компании "Шопар", в которых участвует
Анна Нетребко, она получает полтора миллиона евро. Очень мила - ничего
нельзя против нее сказать. Есть, например, превосходная, очень хорошая
меццо-сопрано из Латвии Элина Гаранча. Она не менее красива,
талантлива, но у нее нет таких возможностей. Я помню в Баден-Бадене был
гала-концерт, заявленный как "Нетребко&Co", где среди прочих
выступала и Гаранча.
- Во времена вашей молодости были подобные кампании?
- Нет, то, что происходит сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем, что было в наше время.
- По-вашему, слава некоторых певцов не соответствует рекламным кампаниям?
- Я так не думаю, но ожидание оказывается настолько сильным, люди
попросту начинают верить в заоблачные чудеса, а на сцену в конце концов
выходит обыкновенный человек. Каллас пока что не появилась. Она ведь не
пела в России?
- Нет, но мы знаем ее по видео- и аудиозаписям.
- Ну что вы, в записи ее голос не выражает того, что было наяву, той харизмы, с какой она выходила на сцену.
- Что вы чувствовали, когда слушали Каллас?
- Мне достаточно было того, когда она начинала петь речитатив Беллини,
неважно, в какой его опере, - я начинала плакать. Вся трагедия ее
жизни, судьба выражались в ее голосе. Совсем недавно в магазине дисков
мы отыскали запись Шаляпина - три версии его знаменитой сцены из
"Бориса Годунова". Так вот его пение - это тот же феномен, что и в
случае с Каллас. Достаточно услышать одну фразу Бориса в исполнении
Шаляпина, и мурашки идут по коже. И это при том, что запись была с
неизбежным скрипом. Мы плакали. Моя мама слышала живого Шаляпина в
Берлине и была под сильным впечатлением. В этом есть момент
необъяснимого. Но настоящее пение и должно идти к сердцу. Когда-то
сердце Гете размягчилось, когда в опере он услышал историю Орфея,
возвратившего своим пением Эвридику. Голос - это не инструмент, но то,
что есть в нас, - человеческое. И немного от интеллекта. Но в основном
это чувство, душа, сердце. Помнить про голосовые связки, конечно, тоже
нужно, но человеческое важнее.
- Вы сказали, что новой Каллас не появилось. Значит ли это, что вы скептически смотрите на молодое поколение певцов?
- Нет, совсем нет. Найти новую Каллас - все равно что найти новое чудо.
Сейчас другое время. И может быть, у нее сегодня и не было бы успеха.
Ведь начался уже XXI век.
- Вы прекрасно выглядите. В чем секрет такой молодости?
- В счастливом браке.
- И только?!
- Еще в моей необыкновенно милой семье: сыне, его жене и внуке.