Коль скоро на Погружении началось активное знакомство с клавирным
творчеством Бальдассаре Галуппи, было бы несправедливым обойти
вниманием произведения талантливейшего ученика Галуппи - Дмитрия
Степановича Бортнянского.
Бортнянский, будучи учителем игры на клавесине княгини Марии Фёдоровны
(супруги будущего императора Павла I), написал для неё ряд сочинений,
среди которых выделяется Concerto di Cembalo. Этот концерт,
найденный в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже, является
наиболее ранним клавирным концертом в истории русской и украинской
музыки.
Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия
оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста.
Отсюда - отсутствие единого стандарта исполнения данного Концерта,
каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже
исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье
Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним
масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог
между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха).
Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров
клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении
Концерта на органе. Я слышал подобную версию вживую, в органном зале,
причём в великолепном исполнении, но записи, увы, у меня нет. Ещё я
слышал этот Концерт на аккордеоне в дуэте с фортепиано и на аккордеоне
с оркестром :) Звучит эффектно :)
Но перейдём к тем записям, которые у меня есть - и которые я предлагаю вашему вниманию.
1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись.
Это исполнение и открывает подборку: Михаил Степаненко, фортепиано.
Камерный оркестр "Perpetuum mobile". Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка
и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г. Мой рип с винила.
2. На рубеже 80х - 90х годов по радио прозвучала совсем иная версия
Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении
струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Не знаю автора этой
редакции и этой каденции, а исполнителями выступили Евгений Ржанов и
струнный квартет Гостелерадио. К сожалению, в хорошем качестве я этой
записи нигде не нашёл, но её, безуословно, стоит послушать. Трансляция
с радио, записанная на магнитофоннную кассету, которая потом
зажёвывалась, которая потом оцифровывалась - вот то, что я могу
предложить к прослушиванию ;) Результат не такой страшный, как может
показаться из описания, только отсутствует оркестровое вступление.
3. В 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию
Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы
Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями
в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это
премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого
Бомона.
4. В том же 1996 г. камерный ансамбль "Барокко" п/у Игоря Попкова
(коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал
Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его
каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют
флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист - Виктор Васильев,
клавесин.
5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного
оркестра "Pratum Integrum" (Москва), сделал свою реконструкцию
оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой
редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром "Pratum
Integrum". Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших
в предыдущих исполнениях.
MP3, 54,8 Mb: http://files.mail.ru/JE0XPSJE0XPSJE0XPSJE0XPSJE0XPSXX
или
http://narod.ru/disk/10797640000/Bortnyansky_Concerto.rar.html
Мне больше всего понравилась версия самого плохого качества с Ржановым, прямо искрится, богато так, приятное исполнение, и вместе с тем некая утончённая камерность, но если-бы Бомон играл лучше я-бы ещё подумал, что лучше Ржанов или Бомон, очень интересная версия, я-бы сказал самодостаточная, Пратум играли как обычно, отчуждённо, что-ли, даже не знаю как это назвать, как-то они интересно играют, вроде-бы всё в их исполнении, но не то, да и звук тихий такой, я удивился, большое спасибо, впервые услышал Бортнянского :appl:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".