Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 01:44
Главная страница » 2015»Ноябрь»18 » Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль. Большие мотеты · 6 сонат в форме симфоний Оп. 3 · Сонаты для скрипки и генерал-баса Оп.4
Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль. Большие мотеты · 6 сонат в форме симфоний Оп. 3 · Сонаты для скрипки и генерал-баса Оп.4
Жан Жозеф Касанеа де Мондонвиль - известный скрипач-виртуоз и суперкомпозитор Эпохи Барокко (роялист и помпадурец).
По заказу руководителя ГБсСК и желанию нескольких погруженцев и погруженок.
Six Sonates en symphonies. Оp. 3
Les Musiciens du Louvre, руководитель Marc Minkowski
Пьесы для клавесина в виде сонат с аккомпанементом скрипки (1734 или 1736), здесь Mондонвиль впервые разработал облигатную партию клавесина, ещё до И. С. Баха. Версия которая имеется в данной записи была по новому инструментована Мондонвилем спустя 15 лет после издания опуса, это один из первых опытов в жанре симфонии в среде французских композиторов.
Первый известный случай использования флажолетов (одиночных) — 4-й опус «Les sons harmonique»; издание сопровождалось предисловием, в котором были описаны все возможные на скрипке натуральные флажолеты..
..В кларнетовой технике, где было ощутимо влияние французской школы (как в исполнительской сфере, так и в области современной композиции), флажолеты принято называть sons harmonique — практически по названию трактата и сочинения Мондонвиля..
Sophie Daneman, Maryseult Wieczorek, Paul Agnew, François Piolino, Maarten Konigsberger, François Bazola
Les Arts Florissants, руководитель William Christie
Я хоть человек не верующий, не не могу не поразится глубиной и масштабностью замысла и реализации больших мотетов Мондонвиля. Музыка потрясающе эмоциональна и живописна. В мотете In exitu Israel Мондонвиль рисует величественные сцены Исхода, пересечение Красного моря - момент расхождения моря, однозначный шедевр в музыке 18 века, такого эффекта в жанре большого мотета не достигает даже И.С. Бах. Для большего проникновения советую слушать после прочтения текста псалмов (латинский и английский тексты в буклете, по ссылкам - русский текст). Кстати, это похоже единственный, случай когда в 18 веке используется фобурдон.
Спонсор этой версии - погруженец Алексей (alyosha), добавивший вышезначенную ссылку на Гран-Мотеты.
Рассказывает эксперт Погружения denis_kutalyov: "Более-менее знающие о музыкальной жизни Европы 18 века в курсе, что был такой маститый музыкальный критик Иоганн Маттезон. Крупнейший критик и теоретик музыки своей эпохи. И угадайте, кого он считал наиболее выдающимся композитором своего времени? Не угадаете ни в жисть Не Баха, не Генделя, не Куперена и не Вивальди... ПО мнению этого светила музыкальной мысли 18 века, величайший композитор из всех его современников - француз Мондонвиль!"
Из биографии мастера:
Французский композитор и скрипач Жан Жозеф Касанеа де Мондонвиль родился в небольшом городке Нарбонне, что в современном Департаменте Од 25 декабря 1711 года. Отец его Жан Кассанеа происходил из благородной, но бедной семьи и служил музыкантом в местной церкви. Он пользовался большим уважением жителей городка и получил прозвище Мондонвиль. И вот под руководством отца музыкально талантливый мальчик стал учиться игре на скрипке. Учеба давалась удивительно легко и непринужденно, и вскоре игра Жана стала настолько совершенна, что он был приглашен в город Лиль в городской оркестр первым скрипачом. Здесь его талант проявился в полной мере. Началась новая жизнь. За ним прочно укрепляется слава выдающегося виртуоза. Кроме того, здесь он начинает писать музыку. Его первыми произведениями были: "Magnus Dominus”, "Jubilate” и "Dominus regnavit”. Написанные живо и мелодично, сочинения имели большой успех. Имя композитора становится известным, его произведения издает парижское издательство. В 1738 году Мондонвиль успешно выступает в «Духовных концертах» в Париже и через некоторое время талантливого музыканта принимают в капеллу короля Людовика XV. Здесь необходимо напомнить, что во французской музыке существовали тогда две партии, между которыми происходило постоянное соперничество: партия короля и партия королевы. Мондонвиль принадлежал к партии короля и находился непосредственно под покровительством мадам Этиоль, получившей титул маркизы Помпадур, и фактически являющейся тогда некоронованной властительницей Франции. Немалую роль в вышеупомянутом соперничестве двух музыкальных направлений, сыграло великолепное произведение Мондонвиля "Titan et l’Aurjre”, написанное в 1753 году и принесшее победу сторонникам маркизы Помпадур.
С 1745 по 1758 годы его назначают главным королевским интендантом. А с 1755 года, в течение семи лет, он становится руководителем парижских «Духовных концертов».
Жизнь при дворе не мешает композитору активно заниматься сочинением музыки. Из-под пера Мондонвиля выходит целый ряд музыкально-сценических и камерно- инструментальных произведений, скрипичной музыки и несколько опер. Его оперы "Daphnis et Alcimadure”, "Les Fetes de Paphos”, "Venus et Adonis”, "Bacchus et Erigone”, "Psyche”, "Thesee” и "Projets de I’Amour” – замечательные образцы музыкального искусства, написанные Мондонвилем в стиле французской лирической трагедии. Они успешно противопоставлялись тогда итальянской опере – буфф.
Среди инструментальных сочинений Мондонвиля выделяются оригинальные «Пьесы для клавесина в виде сонат с аккомпанементом скрипки», написанные в 1734 году. Также особо следует выделить и сборник сонат для скрипки с basso continuo "Les sons harmoniques”, созданный композитором в 1739 году. В этих сочинениях Мондонвиль впервые ввел в скрипичную партию натуральные флажолеты.
Всю свою жизнь Мондонвиль пользовался большим успехом. Речь здесь идет, прежде всего, о его творческих успехах. А по жизни он был человеком довольно грубым вспыльчивым и неверным, почти не имел друзей. Был чрезвычайно несимпатичной личностью, и главной отличительной чертой его характера была фантастическая скупость.
Французский композитор Жан Мондонвиль умер в Бальвилле, в своем доме неподалеку от Парижа, 8 октября 1772 года, прожив 62 года.
Ураааааааааааааааааааааааааааааааааааааа!!!! Ну наконец-то он появился, не прошло и полугода, как говорится Всем кто ещё не слышал- рекомендую, господин этот явно не простак, и музыка самая что ни есть замечательная, особенно сонаты-симфонии. От имени ГБсСК, объявляю безмерную благодарность и такое-же почтение автору выкладки! Ура товарищи!
Да, опус три - виртуозная музыка, летящая на крыльях Таланта... Чудо кажущейся лёгкости, достигающееся огромным трудом. Вдобавок, исполнение Минковского. Это само по себе великолепно. Не знаю ни одной его неудачной записи.
Ну не сказал-бы, мне Минковский не всегда нравится, у него некоторая сумбурность проскальзывает, хотя в данном случае и правда- замечательно получилось! Минковскому просто за прославление французской музыки нужно памятник поставить, ведь во многом он открыл миру французское барокко.
Вот там ссылочка на Мондонвиля www.diary.ru/~Serenissime/p45394336.htm (In Exitu Israel) Может быть у кого-нибудь есть эта музыка в записи?! Шибко замечательная, я-бы сказал- потрясающая!!!
Если уж можно перепутать Моцарта с Гайдном, то этого замечательного Мондонвиля - с очень многими "Барокканцами"! Музыка вполне хороша на слух, даже иногда красива. Но нет той изюминки, которая всегда имеется у Моцарта, и Гайдна, и Вивальди
Вот у меня, когда я слушаю тот же опус 4 (да и оп. 3) как раз возникала строго противоположная мысль: эта музыка не похожа ни на Баха, ни на Вивальди, ни на Рамо, ни на Куперена... Мондонвиль весьма своеобычен. Интересно, с кем именно Вы его готовы спутать?
Ага, вот и пост - наконец-то можно от души поблагодарить его автора за уже полтора дня прослушивания! Огромное спасибо за ещё один великолепный образчик барокко!
Бывает же музыка, когторая не просто даёт по мозгам, но когда слушаешь её, понимаешь силу искусства, Мондонвиль такой композитор, я нарыл на ютубе 1 часть большого мотета "In exitu Israël" http://www.youtube.com/watch?v=uGab_S6xNrI Теперь моя цель заполучить запись, это великая музыка!
Нашёл я мотеты Мондвиля (в т.ч. и "In exitu Israël") в ed2k, и уже поставил на закачку. Как только скачаю – выложу. Правда, неизвестно, когда это будет, т.к. ed2k очень непредсказуем.
Может быть, всё дело в исполнении - таком аутентично-стандартном и мягко-правильном, я бы сказала? Без изюминки, как тут кто-то сказал в отношении композитора. ...?
Уважаемый sashasan! Мне кажется, что эта Ваша реплика не совсем удачна. Я уже около года внимательно читаю почти все комментарии, скачал много замечательной музыки. Но очень редко эти комменты можно назвать критикой; скорее, это рассуждения любителей музыки на тему "понравилось-не понравилось", и очень редко- почему. Так что не нужно, хотя и остроумно, называть пишуших и слушающих "неудавшимися...". Ваши комментарии я всегда читаю внимательно и отношусь с уважением.
Был Гендель - был Бойс, был Рамо - был Мондонвиль. Это я к тому, что восторги восторгами, а разница все-таки есть. Хотя и Бойс, и Мондонвиль - безусловно замечательные композиторы, и ими вполне можно увлечься (сам тоже увлекаюсь:).
Про критиков вспомнил известного в 19-м веке авторитета - Фетиса. Послушав Листа и Тальберга, он написал, что Лист - это временный ажиотаж, а Тальберг - музыкант будущего.
Вот он момент истины для Погружения, люди, эти мотеты гениальны, я слушал их с больной головой, когда всякий шум причиняет страдания, я слушал и был и исцелён! Столько глубины, такой выразительности и масштаба тяжело найти в музыке, поистине, это la grande musique! Ждём лослесс
Великая благодарность Вам, Алексей и Сё, ведь это ТАКАЯ МУЗЫКА!!! Не передать словами, всю выразительность и мощь!!! Кстати, Grand motet “Dominus regnavit” в исполнении Tafelmusic choir/ baroque orchestra, Ивар Тауриньш (Ivar Taurins) можно найти в альбоме Gloria in Excelsis Deo (Великое славословие). И.С. Бах, Ж.Ж. Касанеа де Мондонвиль, А.Л. Вивальди http://www.intoclassics.net/news/2009-06-21-6784
Познакомился с сочинениями этого безусловно интересного композитора, но с Маттесоном согласиться никак не могу - нет в его мотетах ничего хоть отдаленно по глубине напоминающее отдельные вступительные и заключительные хоры баховских кантатат, нет там ничего подобного и Чандос-антемам Генделя (к ораториям которого Мондонвиль наиболее близок в области музыкального изображения) и лирическим кантатам Букстехуде. Есть же однозначно "авангард", как для той эпохи. Про сонаты тоже говорить не приходится - баховские скрипичные и флейтовые, также как и генделевские ор.2 и 5 на голову выше. Теперь о французах - не могу сказать, что мотеты Диес ире и Де профундис Люли или Делаланда в чем-то уступают - в них поболее полифонии, да и вообще они сложнее по своему содержанию. Нельзя говорить и о прорыве Мондонвиля и в области изобразительной музыки - такое было и раньше, скажем в мадригалах того же Монтеверди. Безусловно, Мондонвиль - это событие во французком барокко, но перед Великими немцами и итальыянцами, а также Перселом его достижения отходят на свое - исключительно французское место.
Не нужно принижать французов, они сделали для мировой музыки ничуть не меньше, чем итальянцы и немцы. Прежде всего, они были пионерам раннеренесансной музыки, когда все остальные ещё под стол ходили. Я про франко-фламандскую школу. До Палестрины в Италии вообще не было больших композиторов, в Германии тем паче. Они изобрели балет, один из главных жанров музыки. Куча музыкальны терминов - французские (сюита, увертюра, ноктюрн, и так далее). Немецких терминов мало, например.
Что до Мондонвиля, то это гений, конечно. Большие мотеты и оперы - высший пилотаж. Coeli enarrant и Venite, exultemus - это нечто. Особенно в записи Коэна.
Нам внушили, что Бах, Гендель, Вивальди, Рамо, Пёрселл, Букстехуде, Монтеверди - это боги барокко (рококо). Но Мондонвиль был дико популярен при жизни, занимал ключевые посты. И современниками считался ведущим композитором своего времени. Это что-то да значит.
Сия амброзия не розлита в бутылках, она спадает к нам с небес.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".