Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 09:25
Главная страница » 2009»Май»22 » Сергей Рахманинов. Симфония №3, Симфонические танцы. ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дир. Марис Янсонс. (аре)
Сергей Рахманинов. Симфония №3, Симфонические танцы. ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дир. Марис Янсонс. (аре)
01:05
Здесь - последние произведения Рахманинова, написанные им в эмиграции, в нечастых перерывах в гастрольной жизни. Третью симфонию я понял не сразу, потребовалось время. Она не столь "демократична", тут требуется "сотворчество" слушателя. Но как оно себя оправдывает!
"Симфонические танцы" написаны сперва в двухрояльной версии, затем оркестрованы. Это, без сомнения, последнее "прости". Рахманинов сам признавал, что на этом произведении "выложился" полностью и вряд ли сможет ещё сочинить что-нибудь хотя бы равноценное. Это итог всей жизни. В конце первой части (под колокольчики) - тема первой части ошельмованной Первой симфонии, на которую композитор наложил исполнительский запрет, в третьей части - тема "Dies irae" ("День гнева", средневековый католический хорал о Страшном Суде), кочующая из произведения в произведение как Idee fix и достигающая здесь своего апогея; и в самом конце, у альтов с малым барабаном, кульминация - слегка видоизменённая тема "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" из "Благословен еси, Господи", 9-го номера "Всенощного бдения", написанного ещё в 1915 году. На музыке, соответствующей во "Всенощной" троекратному возгласу "Аллилуия" (евр. "Хвалите Бога"), Рахманинов в рукописи "Симфонических танцев" собственноручно пишет это слово - "Аллилуия".
Эта запись была сделана в непростые времена для Заслуженного коллектива республики оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет назад ушёл из жизни Мравинский. Марис Янсонс, бывший вторым дирижёром оркестра, рассматривался как кандидат в главные дирижёры, но - не сложилось. В оркестр пришёл новый шеф, который, встреченный оркестром по инерции полным молчанием (как это было, когда к пульту выходил Мравинский), начал своё шефство со слов: "Почему так тихо?" С тех пор тихо не было уже никогда. Да и вообще - начало 90-х годов, комментарии излишни. Уехал кто только мог, коллектив не миновали кризисы. Тем удивительнее красота и ценность этой записи.
4.Александр Павлович (Палыч) (20 Августа 08 15:08)
[Материал]
Спасибо, Почитатель! Должно быть хорошее исполнение! Молодой Марис был холодноватым дирижёром. Сейчас Янсонса очень хвалят, он перенёс операцию на сердце, но работает на износ. Ваш комментарий очень ценен! Искусствоведение вообще очень привлектельно. Но музыка Рахманинова цепляет прямо за душу и не требует от слушателя чтения пометок в партитуре! Рахманинов знал что "весь я не умру", что музыку будут слушать. В 30-40е годы он мог рассчитывать на исполнение только перед западной аудиторией, где не могли быть поняты православные аллюзии. Меж тем, гениальная музыка "Симфонических танцев" быстро завоевала признание, в том числе и в атеистической Советской России.
Огромное спасибо! Запись интересна! Мне показалось, но я могу ошибаться, что запись не столько холодная, сколько отстраненная. Чувствуется, что еще нет такого контакта дирижера с оркестром. Мне в 3-й симф. танцев не было страшно, особенно в том месте, где играет соло бас-кларнет. Интересно было бы послушать исполнение Мравинским. Кстати, я вот на днях посмотрел фильм Анджея Вайды "Дирижер". Там, правда, 5-я Бетховена, но просто потрясла атмосфера фильма, особенно концовка. Я все никак не мог разоблачить ненависть того провинциального дирижера Адама к маэстро дирижеру Лясоцкому, пока не эта финальная сцена Адама с его женой Мартой. Поделитесь, если кто-то смотрел этот фильм.
Уважаемые господа, спасибо за комментарии. Александр Павлович, нимало не оспариваю общеэстетический подход к слушанию музыки. При этом, если узнаёшь о ней какие-либо частности (как, например, немаловажные пометки в партитуре или историю создания), это совершенно не мешает общему её восприятию, и даже где-то дополняет. К тому же я думаю, что Рахманинов писал свою музыку без расчёта на чьи-либо вкусы (западные или иные), а так, как ему велело сердце. И что ему были упрёки в отсталости и консерватизме?! Ему до этого дела не было. Душой он никогда не покидал России. И в Советской России его музыка, кстати, исполнялась, (горячим пропагандистом её был, в частности, Николай Голованов), и Рахманинов это знал. А Марис Янсонс многими в Питере в начале своей карьеры воспринимался "бездарным, как пробка" (слышал и такое высказывание). Время посрамило всех хулителей. Сейчас он - звезда мирового масштаба (сам слышал его неоднократно в концертах, подтверждаю безоговорочно), и увы, больше "там", чем "здесь". Когда я подходил к нему после концерта с благодарностью, он был белый, как полотно. Увы, сердечник. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни! Глеб, в Питере традиции исполнительства вообще более академичные, чем, скажем, в Москве. Запись качественная, но равнодушной я бы её не назвал (Вы тоже имели в виду, видимо, не это). В ней есть свои плюсы, иначе я бы её не выставлял. Вот у Светланова есть запись, кажется 1973 года (которая в пластиночной "Сокровищнице"), там он шороху наводит - будь здоров! Где-то уже даже с "треском", но "цепляет" конкретно. А Мравинский Рахманинова не жаловал. Несколько раз саккомпанировал 2-й и 3-й концерты - и всё. Спасибо за наводку на фильм, постараюсь найти.
7.Юрий Руцинский (iura) (20 Августа 08 22:06)
[Материал]
Потрясающее исполнение, что называется, играют, "как один человек". Обязательно найду себе партнёра и сыграю "Танцы" на 2-х роялях.(давно собираюсь). Уж я эти "Танцы" у кого только не слушал, даже в филарм. оркестре Буэнос-Айреса(совсем неплохо, надо сказать). Качайте, не сомневайтесь, это шедевр!
Огромное спасибо, почитатель. Чувствуется, что Вы знаете дирижерско-симфоническую кухню изнутри. Действительно, сравнение со Светлановым напрашивается сразу. Мне кажется, что у последнего все-таки больше площадь духовного соприкосновения со стилем. Рахманинов для него - это Святое. К тому же ЕФ - замечательный пианист; и даже слышно, порой, как оркестровая фраза у него звучит в свободной фортепианной агогике. И Вы правы, цепляет он весьма пронзительно. Янсонс - великолепный европейский дирижер, демонстрирующий великолепное европейское качество
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".