Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 07:57
Главная страница » 2009»Май»17 » Гендель - Сюита "Музыка на воде" в редакции Г. Харти. Два дирижёра - две записи: 1) Давид Ойстрах (1972) и 2) Г. фон Караян (1961)
Гендель - Сюита "Музыка на воде" в редакции Г. Харти. Два дирижёра - две записи: 1) Давид Ойстрах (1972) и 2) Г. фон Караян (1961)
То же самое произведение (в той же редакции Г. Харти) в исполнении Берлинского филармонического орестра п/у Герберта фон Караяна (запись 1961 г., продолжительность - около 17 минут)
Возникновение «Музыки на воде» Георга Фридриха Генделя исследователи творчества великого композитора относят к 1715-му году. Гендель, в ту пору служивший в качестве капельмейстера при дворе ганноверского курфюрста (будущего английского короля Георга I), уже завоевал прочные позиции в музыкальной жизни Англии во время своих первых приездов туда в 1710-м и 1712-м годах. Сочинение «Музыки на воде» связывают с легендарной размолвкой композитора с Георгом I-м, за что-то прогневавшегося на Генделя. Согласно этой легенде, оркестр под управлением Генделя во время летней прогулки королевского двора по Темзе сюрпризом для всех исполнил сочинённое для данного случая обширное произведение. Это сочинение – «Музыка на воде» - имело такой успех, что через два года, летом 1717-го года оно было повторено, причём королевскую флотилию сопровождала специальная баржа с 50-ю музыкантами во главе с Генделем.
Создав «Музыку на воде», Г. Гендель явился первооткрывателем так называемого «пленэрного жанра», т. е. симфонической музыки для исполнения на открытом воздухе. В этой связи из его наследия следует упомянуть «Музыку фейерверка» (1749) и два Двойных концерта.
Свою «Музыку на воде» Гендель написал не столько для развлечения придворной знати, сколько для простого народа, заполнившего берега Темзы. В этом он предвосхитил музыку периода французской революции.
«Музыка на воде» - лёгкая развлекательная музыка, сохранившая всё своё обаяние вплоть до нашего времени. «Музыка на воде» - это оркестровая серенада или сюита-дивертисмент, состоящая из 20-ти пьес.
Так как всё сочинение длится около трёх часов, в концертной практике сложилась традиция составлять сюиты из различных номеров. Ещё при жизни Генделя были изданы две сюиты: одна из десяти номеров, другая - девятичастная.
Известны также редакции М. Зайферта, Орманди, К. Зандерлинга и др..
Неизменным успехом пользуется переложение сюиты из "Музыки на воде" Гамльтона Харти (1879-1941) - ирландского дирижёра, пианиста и композитора. Его перу принадлежат инструментальные произведения - симфонические поэмы, скрипичные концерты, но наибольшее признание Г. Харти получил как великолепный дирижёр, руководитель Halle оркестра в Манчестере. Вероятно, новая редакция сюиты была предпринята с целью исполнения симфоническим оркестром Г. Харти. Она значительно отличается от оригинала в первую очередь компоновкой частей цикла.
Наиболее существенные особенности редакции связаны с инструментовкой, рассчитанной на современный оркестр. Харти вводит ударные (три литавры), усиливает деревянную духовую группу двумя кларнетами и фаготом; для равновесия звучания медной группы он вводит ещё одну пару валторн. Кроме того, цифрованный бас уступает место выписанным в партитуре созвучиям.
В этой редакции "Музыка на воде" приобрела новые черты - исчезла калейдоскопичность номеров, постоянные повторения, оркестр приобрёл известную гибкость и свежесть звучания.
Спасибо за Ваши материалы, дорогая Земля, в них вложено много трудов и уважения к слушателям! У меня была такая пластинка - единственная с Ойстрахом-дирижёром... Хотя мне довелось побывать на двух или трёх его симф. концертах. Дирижерский век Ойстраха был коротким - он слишком поздно начал. Я всегда испытывал большую симпатию к этому артисту, и его дирижирование мне нравилось. Помню его яркое выступление с Концертом для орк. Бартока. Он много играл Брамса, Прокофьева - не искал вещей, которые "оркестр играет сам". "Музыка на воде", несомненно относится к числу непростых для дирижёра произведений. Я даже думаю, что О. был одним из первых, если не единственным у нас в то время исполнителем этой сюиты.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".