Сетевая премьераМузыкальные гении и их шедевры: Итальянское барокко. Кончерто гроссо
…Наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьянённостью звучат страницы,
пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды,
в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная весёлость царят легко и свободно, как в дни карнавалов.
(Б. Асафьев)
Пожалуй, 30-й том является самым необычным в коллекции. Имена представленных в нём композиторов наверняка знакомы большинству любителей классической музыки, но вряд ли это же можно сказать и про их творчество. Тем интереснее будет познакомиться с целой плеядой замечательных композиторов, представляющих в истории музыкального искусства пышную и яркую эпоху итальянского барокко.
Италия - страна с высочайшими музыкальными традициями, и неудивительно, что именно там, в XVI-XVII веках зародился новый «свободный» стиль, требующий большей эмоциональности, виртуозности музыкантов, более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии, выразительности, импровизации и использования изысканных музыкальных украшений, стиль, несущий в себе сам дух итальянского искусства - барокко. Главный инструмент эпохи - скрипка, а одной из основных барочных музыкальных форм стала опера. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы преобладала опера-сериа (от ит. seria - серьёзная), обычно на мифологический сюжет. Ещё существовала опера-буффа (от ит. buffa - комическая) - с весёлым бытовым сюжетом. Большую популярность приобрели сонаты. В эпоху барокко сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), состоявшую из прелюдий и танцев, и сонату церковную (sonata da chiesa). Также к характерным барочным жанрам можно отнести оратории, кантаты, партиты, хоральные прелюдии, мессы. Весьма распространен в эпоху барокко становится жанр кончерто гроссо (от ит. сoncerto grosso - большой концерт) - оркестровое произведение, написанное в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов concertino (малая концертная группа) «соревнуется» со всей массой оркестра (tutti).
Итак, на сoncerto grosso Вас приглашают:
Арканджело Корелли (1653-1713), который по праву считается основателем художественной игры на скрипке,
Алессандро Скарлатти (1660-1725), один из главных оперных композиторов барокко и основатель Неаполитанской оперной школы,
Джузеппе Тартини (1692-1770), который по мнению Давида Ойстраха,
«принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение и по сей день»,
Пьетро Локателли (1695-1764), скрипач-виртуоз, композитор и педагог,
Бальдассаре Галуппи 1706-1785) - ещё один мастер итальянской оперы, в особенности комической оперы-буфф,
Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) - крупнейший представитель Неаполитанской оперной школы и создатель жанра оперы-буфф.
Состав аудиоприложения:
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ01 -
Sonata da chiesa, соч. 1 № 10
(Владимир Спиваков (скрипка); Анатолий Шейнюк (скрипка); Юрий Туровский (виолончель); Сергей Дижур (клавесин))02 -
Concerto grosso № 4 ре мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4(Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав), дирижёр - Давид Ойстрах)АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ03 -
Miserere(Камерный хор «Avt Sol», Айварс Капейс (орган Рижского Домского собора); Камерный оркестр ГФ ЛССР, дирижёр - Товий Лифшиц)04 -
Соната ля мажор (Ансамбль «Barocco Revaliensis»)ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ05 -
Трель дьявола (Соната для скрипки и фортепиано)
(Семен Снитковский (скрипка); Инна Коллегорская (фортепиано))ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ06 -
Соната для виолончели и фортепиано ре мажор. I часть. Allegro
(Наталия Гутман (виолончель); Светлана Величко (фортепиано))БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ07 -
Концерт для флейты с оркестром соль мажор(Владимир Федотов (флейта); Лев Болдырев (клавесин), Ансамбль старинной музыки, дирижёр - Владимир Федотов)ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ08 -
«Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра. №1. Дуэт Граве
(Галина Писаренко (сопрано); Ирина Архипова (меццо-сопрано); Государственная республиканская русская капелла; Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)Общее время звучания - 70:50.