Профессор В. В. Горностаева говорит: "Природа щедро одарила моего ученика: он обладает феноменальной музыкальной памятью и может в кратчайший срок изучить сложнейшее музыкальное произведение. Когда Саша пришел в консерваторию, он долго оставался для меня загадкой. Кроме музыкальных данных, он одарен необычайным влечением к культуре. Он столь же великолепно знает мировую литературу, как и литературу специальную, имеющую непосредственное отношение к его профессии".
Скрябин (1872-1915). Собрание этюдов - Александр Палей.
Этюды звучали бы убедительнее, если бы не непривычный темп - раза в полтора медленнее обычного. Я далек от подозрений в отсутствии техники, но получилось как-то уж слишком "по-школьному". Та же упомянутая Вера Васильевна играла, например, №5 op.42 гораздо живее.
Выучить и записать такое - уже ПОСТУПОК,свидетельствующий о том, что пианист погрузился в сложнейший стиль (на разную глубину, конечно), достиг настоящего качества, покрыл солидный объем, нашел немало разнообразных откликов на авторские художественные задания и т.д. Скрябинисты, между прочим - товар штучный, поскольку имеют дело с особой стилистической культурой, постичь которую в полной мере, наверное, не дано никому; к тому, о чем возомнил и возмечтал А.Н., можно только стремиться. Прикосновение к Скрябину - это восприятие всей дерзновенности его помыслов, желание звуками вылепить иную реальность, заглянуть (воспарить) в иные миры, это, наконец, свободный полет!.. У Палея, действительно. много ценных исполнительских качеств: у него естественно и тепло звучит лирика под знаком piacevole, он подробен, внимателен к интонации, но как только дело доходит до устремленных, порывистых, либо исполненных мятежным духом характеристик, он (и тут я полностью согласен с Theodor,ом) ни в какую не хочет "оторваться от земли", или, я не знаю, "воспламениться" что ли. Он слишком благополучен и повествователен в этих замечательных скрябинских tempestoso, brioso, affanato, patetico, fantastico. Поэтому впечатление несколько одомашненного, ручного Скрябина крепло. А сколько мерцающих фактурных тайн, составляющих волшебный гармонический букет он попросту раскрыл! В музыканте отмечается литературная осведомленность. По-моему, в музыке он прозаик. К сожалению, я не качал всего Балакирева, записанного им. Вдруг, у кого залежалось впечатление? Однако,у каждого, кто позарится на Палея, есть замечательная возможность на примере антологии этюда в сжатом виде проследить эволюцию скрябинского стиля от ранних "шопенизмов" до позднего "космизма"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".