Антон Аренский РАФАЭЛЬ одноактная опера Премьера 1894 г. Либретто: А. Крюков, М. Чайковский Действующие лица Рафаэль (тенор) В. Калужский Форнарина, натурщица Рафаэля (сопрано) З. Долуханова Кардинал Бибиена (бас) А. Королев Народный певец (тенор) В. Кравцов Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер В. Смирнов 1956 г. Действие происходит в начале XVI века в Риме. Мастерская Рафаэля в Риме. Художник работает в окружении учеников, а затем отпускает их по домам, ведь сегодня - первый день карнавала. Однако сам Рафаэль не спешит принять участие в празднестве: его мысли заняты девушкой, которую он недавно встретил у одного из городских фонтанов. Девушка так поразила его своей красотой, что он, поглощенный до сих пор лишь великим искусством живописи, понял, что влюблен. К несчастью, именно теперь, когда Форнарина (так зовут красавицу) ответила на чувства Рафаэля, став его возлюбленной, покровитель художника, всесильный кардинал Бибиена, заявил о решении женить его на своей племяннице. Появляется Форнарина. Они так счастливы вдвоем - натурщица и художник, пишущий с нее свое новое творение, - что едва замечают и доносящиеся с улицы голоса, призывающие "маэстро Рафаэля" присоединиться ко всеобщему веселью, и проникновенную песнь о всепобеждающей любви, которую на соседней площади исполняет под гитару бродячий певец. Неожиданно в мастерской показывается кардинал Бибиена. Он оскорблен тем, что застал художника, которого уже считает членом своей семьи, наедине с незнакомой красавицей и упрекает его в том, что тот растрачивает свой талант на суетные радости жизни. Рафаэль открыто заявляет о глубокой любви к Форнарине, а она - о своем искреннем чувстве к художнику, однако кардинал остается непреклонным: такая любовь кажется ему порочной и недостойной рафаэлевского гения. Рассерженный Бибиена призывает жителей города в мастерскую, чтобы, как он заявляет, сорвать с Рафаэля "маску злого лицемерья", поведав всем о греховности знаменитого художника. Однако, откинув занавес с только что завершенного полотна, он не может сдержать восторженного возгласа и в благоговении отступает перед изображенной на холсте неземной красотой. Все, включая кардинала, славят Рафаэля и его искусство. (Взято вот отсюда: http://culture.natm.ru/tree4.html?id=7638) Из оперы самый хрестоматийный кусочек - Песня певца за сценой "Страстью и негою сердце трепещет". "...Второе название произведения - «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Премьера состоялась в 1894 году и была осуществлена силами студентов Московской консерватории.Поводом для написания произведения был Всероссийский съезд художников, для которого Аренский и создал оперу. Рафаэль - художник эпохи Возрождения - стал её героем. События оперы вымышлены, эпизод из жизни Рафаэля выдуман. Опера ставится крайне редко, но известен отзыв о ней С. Танеева (он был на премьере): «До слёз был тронут музыкой ... музыка «Рафаэля» идеальна». В концертном репертуаре сохранила свое место «Песня певца за сценой» - типичная итальянская канцона, удивительно красивая и пластичная...." MP3 320 kb/ps 83.6 Мб http://narod.ru/disk/8510921000/Arenskiy_Raffaello_Smirnov.rar.html ==================================== Антон Аренский БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН музыка к поэме (фрагмент?) Зарема - Ирина Архипова Хор и оркестр Большого Театра Дирижер Мелик-Пашаев MP3 256 kb/ps 40.5 Мб http://narod.ru/disk/8510621000/Arenskiy_fontaine%20bakshisarai.rar.html ====================================== АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ (1861–1906), русский композитор и педагог; наибольшей известностью пользуется его фортепианная и камерная музыка. Аренский родился 30 июня (12 июля) 1861 в Новгороде. Учился в Петербургской консерватории в классе Римского-Корсакова и по ее окончании был приглашен профессором гармонии и контрапункта в Московскую консерваторию. В его классе занимались среди прочих А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов и Р.М.Глиэр. В 1895 Аренский стал управляющим петербургской Придворной певческой капеллой, сменив на этом посту М.А.Балакирева. Наследие Аренского включает три оперы - Сон на Волге (1888, поставлена в 1890), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903, поставлена в 1904); две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет Египетские ночи (по Пушкину). В вокальных жанрах Аренским создано несколько церковных хоров, множество романсов, кантата Лесной царь (по стихотворению Гёте в переводе Жуковского), баллада для солиста, хора и оркестра Кубок (по стихотворению Шиллера в переводе Жуковского). Аренский - автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные циклы, и четырех сюит для двух фортепиано. Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю. За пределами России наиболее популярны вальс из сюиты для двух фортепиано № 1, фортепианное трио ре минор и Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Умер Аренский в Териоках (Финляндия, в то время - Российская империя) 12 (25) февраля 1906.
|