Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 07:06
Главная страница » 2009»Май»9 » ПОЕТ ПАТРИАРШИЙ ХОР П/У В.С.КОМАРОВА. КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 500- ЛЕТИЮ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.БЗК, 16.07.1948.
ПОЕТ ПАТРИАРШИЙ ХОР П/У В.С.КОМАРОВА. КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 500- ЛЕТИЮ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.БЗК, 16.07.1948.
11:01
$IMAGE2$
CD-1
1. Ис пола эти, Деспота
2. Царю Небесный
3. Государственный Гимн СССР (партия органа предположительно А.Ф.Гедике)
4. Речь В.С.Комарова
5. О Тебе радуется
6. А.Гречанинов. К Богородице прилежно.
7. К.Шведов. Достойно есть
8. С.Рахманинов. В молитвах Неусыпающую Богородицу
Совершенно необыкновенное действо! По настроению, по мастерству, по духу! Перекликающееся, как мне кажется, ссегодняшним великим праздником.Правда, Козловский Иван Семенович с церковными песнопениями здесь когда-товыкладывался – три номера отсюда уже есть. Но в контексте всего концерта онисмотрятся совершенно по- другому. Фотографии неважные по качеству. Но сканера у меня нет В качестве предисловия – фрагментаннотациик диску. Немного длинно, но по другому невозможно есть.
Сороковые годы ушедшего века – особое время в истории нашей страны и Русской Православной Церкви, когда горечь невосполнимых потерь соседствовала с искренней надежды на перемены. «Сороковые, грозные, фронтовые…» стали не только жестоким испытанием на выживание физическое и духовное – то было время пробуждения национального самосознания, возвращение общества к духовным истокам, и время возрождения Церкви. Оказавшись на грани более чем реального порабощения, «страна победившего социализма» словно бы пробудилась, в одночасье осознав себя единой нацией, способной противостоять врагу, единым народом – таким разным, но очень схожим по мироощущению, по различию добра и зла, справедливости и долга…Вопреки всему жила в народе вера Христова, незримым образом, глубинно передававшаяся из поколение в поколение, сохранилось истинное Православие, с присущими ему патриотическими традициями и жертвенным служением Отечеству. Ощущение грядущих перемен вошло в каждый дом 3 июля 1941 года с запоздалым воззванием «вождя и учителя всех времен и народов», обратившегося к соотечественникам со словами: «Братья и сестры…». Но лишь к концу 1943 года правительство со Сталиным, вынуждаемое обстоятельствами, отступает от ленинского плана построенияатеистического государства и пытается повернуться лицом к Церкви. Проводятся выборы Патриарха Московского и Всея Руси, открываются многочисленные храмы, восстанавливается богословское образование, возобновляется издательская деятельность церкви, из тюрем и лагерей возвращаются оставшиеся в живых священнослужители. Но сколь ни была прагматична государственная политика в отношении церкви, не явилась ли она свидетельством силы Божией? В очередной раз выстояла Церковь Христова, в труднейшее время – по слову Спасителя: и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18). Кажется так были восприняты наступившие перемены в обществе. Что чувствовали жители послевоенной Москвы – верующие и вне Церкви живущие, - когда 16 июля 1948 года случилось событие, по тем временам невероятное: концерт русской духовной музыки в БЗК. Без сомнения многим казалось – начинается новая жизнь, годами выстраданная, долгожданная…Тот памятный концерт был не только торжественным событием в праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. От него веяло чем-то совсем другим, неведомым. «Победили, выжили – вот и карточки отменили, и цены в магазинах снизили, и сажать стали вроде поменьше, и – вот уже совсем не ожидали – в церковь ходить можно, не прячась и не опасаясь сторонних взглядов…Возможно ли хотя бы отчасти представить себе ту приподнятую атмосферу июльских дней 1948 года в Москве? Пел неповторимый в своем величии Патриарший хор под руководством выдающегося регента Виктора Степановича Комарова, пел ярко, глубоко, проникновенно, ясно и осмысленно воспроизводя всякое церковное слово, которое в этом совершенном исполнении открывалось слушателям во всей красоте полноте и силе. В стенах БЗК звучали духовные сочинения выдающихся русских композиторов, великолепные образцы галсового пения – и непременный для официального торжества ведущий с пафосно-оптимистическими интонациями, проверенные заслуженные и народные артисты, и Гимн СССР (Патриарший хор с органом!) – все это удивительные черты эпохи, вехи времени. И особая, физически ощущаемая «историчность» концерта. Как вдохновенно звучали эти мощные басы и яркие. Полетные тенора, гибкие и выразительные альты, нежные и сильные сопрано! Как они старались тогда, какое необычайное единение сплотило этих людей! Прислушайтесь – здесь все уникально, неповторимо: Патриарший хор п/у В.С. Комарова сохранил и донес до наших дней частицу старой и неведомой нам, но такой великой и Святой Руси!
Личность Виктора Степановича Комарова (1893 – 1974) поистине замечательна. Он закончил Московское коммерческое училище на Зацепе, позднее – медицинский факультет Московского университета. Регентовать начал молодым человеком, не получив профессионального муз. образования: первоначально – в училищном храме, а с 1915 года а храме Преподобного Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Хор этого храма уже тогда был особым – из слепых, говорят , единственный в мире – и, как утверждают старожилы, великолепным (в конце 30-х. когда поборники «новой культуры» сжигали специальные выпуклые ноты, певчие на коленях ползали, прося сохранить, но – сожгли).А ранее хором этого храма руководил выпускник и преподаватель Синодального училища К.Н.Шведов, которого В.С.Комаров считал своим учителем, так же как и других «синодалов», с которыми сталкивался – Кастальского, Данилина, Чеснокова. В послереволюционные годы Комаров работал в нескольких московских храмах, но особенно часто регентовал на службах святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в храме Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста (вместе с архидиаконом Константином Розовым), а также на службах священномученика Иллариона(Троицкого) в церкви святых Иоакима и Анны на Якиманке (вместе с протодиаконом Михаилом Холмогоровым). В 30-е годы В.С.Комаров служил регентом в храме Живоначальной Троицы на Грязех, хором которого до 1914 года руководил П.Г.Чесноков. 3 сентября 1943 года хор п/у В.С.Комарова пел первую после восстановления патриаршества Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе, где В.С. прослужил регентом до конца своей жизни. Ветхая, чудом сохранившаяся запись, возможно, и не всегда передает красоту и музыкальные тонкости того замечательного концерта, но обаяние времени, его атмосферу, вдохновение исполнителей, торжественное и, кажется, радостно-наивное ощущение перемен – все это слышится здесь сполна. Пусть эта чистая и светлая радость оживет и в вас, когда вы услышите эту запись. Все это – не только история. Это – живущая в каждом, осознанно или бессознательно, ощущение Родины, особой и неповторимой. Нашей с вами.
Да... Гимн Советского Союза в исполнении патриаршего хора под звуки органа... Насмешка, дань времени, сознательное решение...? Действительно, живая история.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".