Формат: ape
Размер: 183 Mb
BERLIOZ
Lelio, ou Le Retour a la vie, op. 14b
Lambert Wilson, narrator (Lelio)
Richard Clement, tenor (Horatio)
Gordon Gietz, tenor (La voix imaginaire de Lelio)
Philippe Rouillon, baritone (Le capitaine des brigands)
Rolf Bertsch, piano
Jennifer Schwartz, harp
Chorus & Orchestre Symphonique de Montreal
CHARLES DUTOIT
Из книги Ивана Соллертинского "Берлиоз"
«Фантастическая симфония» имеет и продолжение: это лирическая монодрама «Лелио, или Возвращение к жизни» (вторая часть «Эпизода из жизни артиста»), написанная через полтора-два года (1831— 1832). Это в высшей степени эксцентричное произведение; по своему жанру — не что иное, как литературно-музыкальный монтаж. Оркестр и хор скрыты за занавесом. На авансцене — актер в черном плаще, читающий цикл ультра романтических монологов: он изображает музыканта — героя «Фантастической симфонии», только что очнувшегося от навеянных опиумом (неудавшееся самоубийство) грез и страшных видений гильотины и черной мессы. «Боже! Я все еще живу»,— начинает он свою тираду. Он говорит о Шекспире— «великом колоссе, упавшем в мир карликов», о роковой любви («она, опять она!»), о Гамлете, с которым отождествляет себя, и о верном друге Горацио, который тут же за занавесом поет умиротворяющий душу романс, и о брюзжащих критиках — «печальных жителях храма рутины», не понимающих ни Шекспира, ни Бетховена, ни нового романтического искусства (при этом делается выразительный жест в сторону консервативного музыкального критика Фетиса). Вся эта эмфатическая декламация перемежается с музыкальными номерами, зачастую имеющими очень приблизительное отношение к монологу героя; подавляющая часть этих номеров была сочинена много раньше: это, так сказать, смонтированный рукописный архив композитора. Тут и баллада о рыбаке (на текст Гете), и зловещий «хор теней» (из юношеской кантаты «Клеопатра» для хора и фортепьяно, написанной в 1829 году для конкурса), поющий текст на языке абракадабры (не без налета Сведенборга), и «сцена бандитов», которые «пьют за здоровье своих принцесс из черепов их возлюбленных», и лирически взволнованная «песнь счастья», и коротенький оркестровый отрывок, озаглавленный «Эолова арфа» (взят из кантаты 1827 года «Орфей», опять-таки сочиненной в свое время для консерваторского конкурса), и, наконец, Фантазия на мотивы «Бури» Шекспира. Все это причудливо сплетено, однако в «Лелио» встречается много кусков хорошей музыки. Уступая в гениальности «Фантастической симфонии», «Лелио» все же очень типичен для 1830—1832 годов как пример эффектных романтических излишеств. Разумеется, интерес «Лелио» — в значительной степени исторического порядка.
Скачать: http://files.mail.ru/362OJY
|