В творческом наследии Карла Филиппа Эмануила Баха (1714-1788) ведущее место занимают клавирные сочинения - вариации, фантазии, сонаты. Многие сонаты Гайдна написаны раньше поздних клавирных сочинений "гамбургского" или "берлинского" Баха (так по традиции именуют второго сына И. С. Баха). Тем не менее, последние принадлежат к более ранней эпохе: объективно они являются связующим звеном между барочной (или раннеклассической) и венско-классичечкой формами сонаты.
Соната ля мажор - четвёртая соната в первом (из шести) "Собраний сонат, свободных фантазий и рондо для знатоков и любителей",изданных впервые в 1779-м году в Лейпциге.
Соната трёхчастна; крайние части написаны в старинной двухчастной форме: в частности, в первой части побочная тема представляет повторение главной в тональности доминанты. В теме первой части есть типичная для подобных венско-классических тем двуэлементность: сначала - tutti (акцентированный аккорд), затем - более индивидуализированное танцевальное продолжение.
Интересно, что первая часть незамкнута и непосредственно переходит во вторую.
Если первая часть сонаты ближе венско-классическим, то вторая и третья - скорее барочным образцам сонаты. Вторая часть - инструментальная ария; третья (финал) - своего рода perpeyuum mobile с триольным движением, несколько в характере жиги (последней части инструментальной барочной сюиты).
Да-а-а, задали Вы задачку Но я всё-таки сумел идентифицировать сонату по каталогам Это оказалась Соната in A, Wq 56/6, H 270 И оказалось, что других записей этого произведения днём с огнём не найти. Даже среди восемнадцати дисков клавирной музыки К.Ф.Э.Баха, записанных Шпаньи, этой сонаты нет. Так что спасибо за раритетище Да ещё в исполнении Гилельса!
Если это тот же комплект, что и на старых пластинках, то там еще должны были присутствовать (говорю по памяти) группа сонат Скарлатти, соната Гайдна (до минор) и соната Клементи. Почему бы не целиком? А у этой сонаты КФЭ изумительная вторая часть со свободными орнаментами (почти предвестие ноктюрнов Фильда и Шопена).
Будет, будет частями. (Что-то мне не очень нравится тупо копировать диски целиком. Даже искать по произведениям кому-то потом в случае надобности будет труднее так. Лучше уж так: пост, посвящённый Скарлатти; пост, посвящённый Гайдну; и так далее. Кстати, Скарлатти с той пластинки уже выложил недавно papush.) Тут просто сегодня я К. Ф. Э. Баха выкладывала. Вот "к слову" и эту запись захотелось выложить - с К. Ф. Э. Бахом.
Денис, до этой сонаты Шпаньи, видимо, еще не дописался. Соната поздняя и входит в "Собрание для знатоков и любителей" 1779 г. У меня есть его ноты, там не только сонаты, но и очень много самостоятельных рондо. Ни одно из них Шпаньи пока не записал.
А где взять этого Шпаньи? Ноты и у меня есть. Вот только играть их - словно по канату ходить (лезвию ножа) да ещё и в быстро меняющемся лабиринте. Такая переменчивость настроений в этой музыке! То ли улавливаешь, то ли нет - всегда сомнение, мучение, неудовлетворённость. Послушать бы других: как они с этим справляются? Яркий пример. Лирическое Рондо си минор из какой-то (не помню) сонаты. Его публикуют в нотах отдельно иногда. Отдельно - очень проникновенная (пронзительно), красивая музыка, а ля минорный Моцарт в медленных частях или произведениях или Таривердиев (возможно, Таривердиев от этой пьесы и отталкивался, когда свой стиль изобретал). Но если смотреть на это Рондо в контексте сонаты, куда оно входит, то вся прелесть его теряется в каком-то непреходящем душевном раздрае будто вечно чем-то мучающегося Эмануиловича (ИМХО). А как вам кажется?
Земля, про душевный раздрай я с вами согласен. Это у КФЭ с ранних сочинений, и его выражение даже как-то переросло из душевного состояния в личный стиль. Несложное си-минорное рондо тоже временами для себя поигрываю с юных лет. Контрастность КФЭ еще очень интересно проявляется в его симфониях - то угрожающая воинственность (прямо под стать его начальству, Фридриху Великому :)), то сентиментальные чувства. Шпаньи сейчас считается главным спецом по КФЭ - записал 18 дисков полного собрания клавирных концертов и еще 18 дисков сольных сонат и пьес (пока явно не все). На разных инструментах (клавесин, много клавикорда и пианофорте) - под разные настроения. Все это есть в основном в Осле и торренте.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".