Violin Sonata No. 1 (1953) 1. Allegro 2. Andante 3. Allegro vivace
Miniatures (1959) 4. Movement 1 5. Movement 2 6. Movement 3
Christiane Edinger, arranger(s) Cadenza for solo viola (1984) 7. Cadenza for solo viola (transcribed for violin by Christiane Edinger, 1987)
Violin Sonata No. 2 (2000) 8. Larghetto 9. Allegretto scherzando 10. Adagio 11. Allegro 12. Andante Ida Bieler, violin. Nina Tichman, piano
Об этих записях скрипичных сонат*
*перевод с английского Maxim Vinarski (Radix_peregrum)
Кшиштоф Пендерецкий обращался к сочинению камерной музыки лишь периодически. Будучи по образованию профессиональным скрипачом, вплоть до Первого струнного квартета (1960) он сочинил множество произведений для камерных ансамблей, однако позднее он обратился к сочинению преимущественно оперных, хоральных и оркестровых произведений. Единственным исключением стал Второй струнный квартет (1969). Долгое время камерные сочинения в творчестве композитора ограничивались короткими «посвящениями» его друзьям и музыкантам, и только в 1990-е годы он вернулся средним формам всерьез. Настоящий диск представляет одну из наиболее значительных камерных работ Пендерецкого конца этого периода вместе с несколькими более короткими пьесами, написанными как в начале, так и в конце его композиторской карьеры, которые позволяют поместить его подход к инструментальным сочинениям в соответствующий контекст. Первая соната для скрипки и фортепиано была написана в 1953 году в Кракове, ещё до начала занятий Пендерецкого в Академии музыки, но оставалась неизданной вплоть до начала 1990-х годов. После нескольких вступительных аккордов, Allegro врывается в жизнь в оживленной, «шостаковичеподобной» (Shostakovich-like) идеей, контрастирующей с более экспрессивной темой. Это изменение впоследствии разрабытывается и варьируется в усеченной сонатоподобной части. Первая идея обрывается для того, чтобы возник, после паузы, более глубинный мир Andante, где приглушенные звуки скрипки продолжают свой монолог в духе Бартока под печальные аккорды фортепиано. Внезапный всплеск ведет прямо к токкатообразному Allegro vivace; его отрывистая главная тема перемежается с нежной мелодией краткого, но энергичного рондо, которое и завершает все произведение. Три миниатюры для скрипки и фортепиано созданы в 1959 году, сразу же после того, как Пендерецкий получил сразу три приза, ежегодно присуждаемых Польским обществом композиторов и непосредственно перед стартом его международной карьеры. Миниатюры несут в себе влияние Веберна, выраженное в лаконичной, экспрессивной мощи и динамической утонченности. № 1 противопоставляет бесстрастные фортепианные аккорды широкой скрипичной технике. № 2 – это изломанное скрипичное соло, в то время как № 3 представляет собой движение в сторону единения инструментов в диалоге с непредсказуемыми контрастами. Совершенно абстрактная в её музыкальном значении, каждая из частей интригующим образом предваряется в партитуре стихотворением Ежи Харасимовича из цикла «Генеалогия инструментов». Премьера этого сочинения в исполнении автора и пианиста Хенрика Яжнинского состоялась в Кракове в июне 1960 года. Каденция (1984) это по сути приложение к Скрипичному концерту, написанному Пендерецким годом ранее. Написанная без разделения на части, Каденция однако совершенно явственно состоит их трех хорошо очерченных разделов. Первый из них разрабатывает открытую фигуру с экспрессивными арками и углубляющейся динамикой. В своей кульминации это открывает путь к оживленному центральному разделу, виртуозно выписанному для инструмента. Музыка достигает пика своей активности, а затем следует быстрый спад, знаменующий возврат к музыке начала произведения а потом к финальному жесту. Премьера сочинения прошла в г. Люславице в 1984 году (исполнитель – Григорий Шислин). Вторая скрипичная соната, созданная в 2000 году, относится к числу наиболее значительных инструментальных произведений Пендерецкого. Арочная траектория её пяти частей вызывает в памяти некоторые поздние сочинения Шнитке (особенно Восьмую симфонию и Вторую виолончельную сонату) и Шостаковича (упомянем его Восьмой струнный квартет). Спокойные пиццикато-аккорды скрипки, перемежающиеся страстными и ломанными фразами, открывают Larghetto, затем вступает фортепиано и оба инструмента продолжают свой безрадостный лирический диалог, в ходе которого они развивают первоначальный материал. Короткая, с двумя паузами, каденция приводит прямо к Allegretto scherzando <…> Музыка быстро становится более агрессивной вплоть до мимолетного возвращения главной темы, когда скрипка начинает звучать приглушенно, и затем к сжатому и таинственному финальному жесту. Adagio, обозначенное как «Ноктюрн», это краеугольный камень всего сочинения и его эмоциональный центр притяжения. <…>
Richard Whitehouse
Ссылка: http://files.mail.ru/KHW9WP
Формат: Ape + Cue; rar
Размер: 107mb + 105mb
Пароль: www.intoclassics.net
Ссылки на iFolder:
http://ifolder.ru/11257718
http://ifolder.ru/11258084
http://ifolder.ru/11258188
Пароль: www.intoclassics.net
|