Peteris Vasks (1946) Musica adventus (1995, arr. 1996) [27:16] Viatore (2001) [16:35] Concerto per corno inglese ed orchestra (1989) a [22:50]
Normunds Šnē (cor anglais) a , Sinfonietta Riga/Normunds Šnē rec. Riga Recording Company, Studio A, 4-9 June 2007 Wergo 2008, mp3, 63 MB
http://rapidshare.com/files/163419071/vvsrns.rar
Peteris VASKS String Quartet 4
1. Quartet for Strings no 4 (32:10) Common Name Quartet For Strings Composer Peteris Vasks (1946 - ) Performers: Kronos Quartet] David [Violin Harrington (Violin), John Sherba (Violin),Hank Dutt (Viola),Jennifer Culp (Cello) Genre 20th Century Period / Quartet Ensemble Kronos Quartet Period 20th Century Country Latvia Recording Studio Venue Skywalker Sound, Nicasio, California Recording Date 08/2002
Испытал большое потрясение. Оказывается,среди нас,в этом прагматичном и реальном мире живут духовные творцы уровня Баха и Генделя.. Да!Eсли бы Бах жил сейчас,он писал бы именно такую музыку!Hаверное,он гордится коллегой.. Свежо,захватывающе,одухотворенно,местами очень мощно и брутально,где то нежно и ласково.Это мир..мир Художника,которым он делится с нами всеми,и теперь мы можем придти в этот мир..
Для меня тоже музыка Васкса стала многоценным открытием! Действительно, его самобытность и видение мира весьма оригинально, и во многом пересекается с моими внутренними чувствами, так что эта музыка нашла сильный отклик в моей душе.
Познакомился с его творчеством недавно. Слушал "Далекий свет", "Голоса", "Письма" ("Message") и Четвертый квартет в названном порядке. Первый диск (Kremerata) потряс меня, на "Письмах" заскучал, на квартете разочаровался - то, что казалось находками в первом случае, в последующих звучит, как мне показалось, навязчиво. Кажется, что композитор просто нашел удобную, никем не занятую нишу. Послушаю хор и орган, может, опять разочаруюсь (в другую, так сказать, сторону). Но в любом случае, с Бахом не стал бы сравнивать, как и другими композиторами - действительно классиками.
Вообще прибалтийцы какие-то стремные (простите, другого слова не подберу). Слушал "Всенощную" Рахманинова в исп. Эстонского камерного кажется, хора п/у Пола Хиллера, первые раз пять сильно умилялся (они очень трогательно выговаривают "Аллилуиа" и вообще все очень слаженно), но потом стала бросаться в глаза какая-то то ли квадратность, то ли еще что, не пойму...
Васкс нашел свой музыкальный язык и оригинально воплотил свою авторскую мысль,он определенно переностит лучшие музыкальные тадиции и оказывает глубокое эмоциональное воздейставие
Прибалтийские композиторы весьма интересны. Возможно, не всеми поняты, оценены, да и мало, к сожалению, известны. У Васкса, безусловно, заявлена своя тема(в общем-то как и у каждого композитора), она оригинально представлена в разных произведениях. При чем тут "удобная ниша"? "Mate saule" обращает к Вечности, к Вечному, постепенно начинаешь ощущать будто ниспосланный Покой, Мир, чувствовать льющийся сквозь тебя Свет."Voices" вызывает сначала волнение-что это?- потом удивление, какую-то растерянность, будто душа услышала неслышимое ранее вокруг и в себе. Открывшийся внешний и внутренний полифонизм и страшит, и кружит, и восторгает-чуть, и печалит, даже вызывает стон - как с этим и в этом жить? Ответа нет, его и не может быть.
Иринарх,Откровенье Божие дано всем,но не всем дано передать этот духовный опыт другим людям,рассказать о Истине и Свете.А вы говорите такое..Да таким художникам,как Васкс,Пярт,надо кланяться в ноги и не стыдиться этого.. Они говорят нам- вы видели свет Божий?а теперь все вокруг обьясняют,что это были глюки?а вы не верьте,он есть,да!Подтверждаем!Так вот...
К своему удивлению, как человека, не приемлющего современное искусство во всех его проявлениях, мне Васкс показался интересным. Трогательным таким.
Очень сдержанная (по первому впечатлению) музыка отдает традициями "пианинного романтизма". Первая ассоциация - Шопен. А если без ассоциаций, то удивительно похоже на Глазунова, Ляпунова и Танеева. Эдаких философоф-рубежником.
Короче, есть подспорье для дальнейшего ознакомления.
Прошу простить, если я кого обидел (я был трезв, а потому сердит), но все же позволю себе продолжить. Думаю, никто не станет отрицать, что существует пусть и приблизительная, но все же шкала гениальности композитора (равно как и живописца, актера (особенно знакомо всем нам), поэта или писателя и т.д.) — это диапазон его творчества. Послушаем три-пять произведений Рахманинова (наугад), столько же Шопена, столько же — Баха... Шнитке наконец... словом, выбирайте сами... А потом возьмем Васкса — безусловно талантливого и интересного композитора... Увы, размах крыльев не тот. Ну не тот, ничего не поделаешь... Далеко не тот и мне, дилетанту и мракобесу, непонятно зачем писать так много всего на одну тему (пусть даже очень-преочень Духовную (с большой буквы)). Прошу ответить. Еще один очень важный момент, объединяющий всё искусство под именем классики — это видение творцом того пути, по которому оно, это искусство, должно развиваться. Что будет после Васкса, если кто надумает продолжить его изыскания? Что было после Даниила Хармса, «Черного квадрата» Малевича и т.д.? Просто концепция, идея... Также хочется услышать рассуждения на эту тему. О духовности тоже хотелось бы сказать пару слов, но уже уморился, потому скажу просто: не согласен...
А почему не писать, если это замечательно, если это проникновенно, если это действительно кому-то открывает или приоткрывает Истину? Если Васкс не "встраивается" именно в Ваше ранжирование по шкале гениальности, может, просто эта музыка не для Вас или Вы не для нее? Зачем же злиться? Искусство призвано облагораживать, волновать и очищать душу, заставлять нас думать, видеть прекрасное и уродливое, уметь отличать одно от другого и т.д. - это всем известно. Один из критериев здесь - искренность. Да, еще произведение должно быть выше самого творца, т.е. родившись по его воле, жить, тем не менее, самостоятельной жизнью. Не это ли магистральный путь? Конечно, настоящий художник закладывает что-то свое в сокровищницу искусства, но почему он должен думать о том, кто и как будет продолжать его, это же приведет к тенденциозности. И Васкс, и Хармс - это целые миры, огромные, глубокие, по-своему неповторимые и оригинальные, постигнуть которые,однако, дано не всем.
to Иринарх: после Хармса и Малевича были 60-70 годы, во-многом выросшие из авангарда и модернизма 20-30 гг. спросите у любого сведущего искусствоведа. бех Хармса немыслима современная литература, как без Малевича современная живопись
Буду знать, что что однобокость, которую Вы, gostiya, обошли молчанием, компенсируется глубиной (как вам, возможно, кажется) интерпретации. Что касается "моей" шкалы гениальности, то она старше нас с Вами вместе взятых, и хотя бы потому все же заслуживает внимания.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".