Известный чешский композитор. На сайте его мало выкладывали. Богуслав Мартину (чешск. Bohuslav Martinů; 8 декабря 1890, Поличка, Богемия, на тот момент Австро-Венгрия — 28 августа 1959, Лишталь, Швейцария) — всемирно известный чешский композитор ХХ века. В своем творчестве Мартину прошёл путь от импрессионизма через неоклассицизм и влияние джаза к собственному музыкальному стилю.
О Творчестве: В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще
упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину - композитор-лирик,
тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный
фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых
образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и
глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о
"проблемах дружбы, любви и смерти".
Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием
в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии),
композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о
родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет. Он
родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину.
Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела
Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор,
созерцаемый с высоты колокольни. "...Этот простор - одно из самых глубоких
впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих
большую роль во всем моем отношении к композиции... Это тот простор, который
у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в
своих работах".
Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании
художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и
воображаемыми, рожденными детской фантазией. Они озарили лучшие страницы его
музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности
звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической
теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий
композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию "Симфоническими
фантазиями", с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и
заключается, по словам Г. Рождественского, "та особая магия, завораживающая
слушателя с первых же тактов звучания его музыки".
Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит
в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской
консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор
(1906-13), плодотворные занятия с И. Суком, ему выпадет счастливая
возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре
Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив
государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства
под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет: "Моей
славой будет Мартину!"). К этому времени уже определились склонности Мартину
в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому
колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета "Кто самый
сильный на свете?" (1923), кантаты "Чешская рапсодия" (1918), вокальных и
фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы
Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили
восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И.
Стравинского и французской "Шестерки", оказали огромное влияние на
творческую биографию Мартину. Здесь он пишет кантату на чешские народные
тексты "Букет" (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж.
Неве "Жюльетта" (1937), неоклассические опусы - Concerto grosso (1938), "Три
ричеркара" для оркестра (1938), балет с пением "Шпаличек" (1932), основанный
на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и
Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) с их
тревожной атмосферой предвоенного времени. В 1941 г. Мартину вместе с
женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения
включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями,
достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и
уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих
этапов: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы,
философии, эстетики, естественных наук, психологии, пишет
музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства
композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием
"Памятник Лидице" (1943) - это отклик на трагедию чешского села, стертого с
лица земли фашистами.
В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает
удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них -
чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая
рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые "Притчи",
"Фрески Пьеро делла Франческа"), сила и глубина идей (опера "Греческие
пассионы", оратории "Гора трех огней" и "Гильгамеш"), пронзительная,
томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый
фортепианные концерты).
Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и
стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода
мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и
творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно
теплый лирический тон. Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в
служении идеалам человечества.
Н. Гаврилова
Важнейшие произведения
- Первый струнный квартет, 1920—1921
- Марионетки I—III, 1912—1924
- Half — Time, 1924
- Второй струнный квартет, 1925
- Солдат и танцовщица, комическая опера, по мотивам комедии Плавта
- Концерт для виолончели, 1930
- Шпаличек, балет, 1931—1932
- Игры на Марию, опера, 1933—1934
- Джульетта (Книга снов), опера, 1936—1937
- Четвёртый скрипичный концерт, 1937
- Кончерто-гроссо, 1937
- Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепьяно и литавр
- Первая симфония, 1942
- Вторая симфония, 1943
- Третья симфония, 1944
- Четвёртая симфония, 1945
- Пятая симфония, 1946
- Шестой скрипичный квартет, 1946
- Женитьба, опера, 1952
- Шестая симфония (Симфоническая фантазия)
- Сказание о Гильгамеше, оратория, 1954—1955
- Открытие фонтанов, кантатовый цикл, 1955
- Фрески Пьеро делла Франческа, 1955
- Четвёртый фортепьянный концерт , 1956
- Пятый фортепьянный концерт , 1957
- Мирандолина, комическая опера, 1959, по пьесе Гольдони «Трактирщица»
- Страсти по-гречески, опера, 1954—1958, либретто Н.Казандзакиса по его одноименному роману
- Ариадна, опера, 1958
Трек-лист:
Orchesterwerke
Symphonie Nr. 1 H 289 (1942) Symphonie Nr. 2 H 295 (1943) Symphonie Nr. 3 H 299 (1944) Symphonie Nr. 4 H 305 (1945) Symphonie Nr. 5 H 310 (1946) Symphonie Nr. 6 H 343 Symphonische Phantasien (1953) Half-Time, Rondo H 142 (1924) La bagarre H155 (1927) Mahnmal fЃr Lidice H 296 (1943) Les Fresques de Piero della Francesca H 352 (1954/55) Parabeln H 367 (1958) Tre ricercari H 267 (1938) Toccata e due canzoni H 311 (1946) Sinfonietta La Jolla H 328 (1950) Suiten und etliche Gelegenheitswerke
Konzerte Klavierkonzert Nr. 1 D-Dur H 149 (1925) Klavierkonzert Nr. 2 H 237 (1934) Klavierkonzert Nr. 3 H 316 (1948) Klavierkonzert Nr. 4 H 358 Incantation (1956) Klavierkonzert Nr. 5 H 366 Fantasia concertante (1958) Divertimento (Concertino) fЃr Klavier (linke Hand) und Orchester H 173 (1926) Concertino fЃr Klavier und Orchester H 269 (1938) Sinfonietta giocosa fЃr Klavier und Orchester H 282 (1940) Violinkonzert Nr. 1 H 232bis (1932/33) Violinkonzert Nr. 2 H 293 (1943) Suite concertante fЃr Violine und Orchester D-dur H 276 (1939, rev. 1944) Concerto da camera fЃr Violine und Streichorchester mit Klavier und Schlagzeug H 285 (1941) Rhapsody-Concerto fЃr Viola und Orchester H 337 (1952) Violoncellokonzert Nr. 1 H 196 (1930, rev. 1955) Violoncellokonzert Nr. 2 H 304 (1945) Sonata da camera fЃr Violoncello und Kammerorchester H 283 (1940) Concertino fЃr Violoncello, Bl„ser, Klavier und Schlagzeug c-moll H 143 (1924) Konzert fЃr Oboe und kleines Orchester H 353 (1955) Konzert fЃr Cembalo und kleines Orchester H 246 (1935) Konzert fЃr Streichquartett mit Orchester H 207 (1931) Konzert fЃr Klaviertrio mit Orchester H 231 (1933) Concertino fЃr Klaviertrio und Streichorchester H 232 (1933) Konzert fЃr Fl”te, Violine und Orchester G-dur H 252 (1936) Doppelkonzert fЃr 2 Streichorchester, Klavier und Pauken H 271 (1938) Duo concertant fЃr 2 Violinen und Orchester H 264 (1937) Konzert fЃr 2 Violinen und Orchester (Nr. 2) H 329 (1950) Konzert fЃr 2 Klaviere und Orchester H 292 (1943) Sinfonia concertante Nr. 1 fЃr 2 Orchester H 219 (1932) Sinfonia concertante Nr. 2 fЃr Violine, Violoncello, Oboe, Fagott und Orchester H 322 (1949) Concerto grosso fЃr Kammerorchester H 263 (1937) Konzert fЃr Violine, Klavier und Orchester H 342 (1953)
Скачать: 1. http://files.mail.ru/3MUOUM 2. http://files.mail.ru/GKY3C5 3. http://files.mail.ru/16W26G
|