Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 11:40
Главная страница » 2009»Март»17 » Полина Осетинская, Алексей Гориболь - Александр Чайковский, "Предчувствие конца XX века"
Полина Осетинская, Алексей Гориболь - Александр Чайковский, "Предчувствие конца XX века"
21:44
П.Осетинская, А.Гориболь
Александр ЧАЙКОВСКИЙ
Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ, Александр Чайковский родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Т.Н.Хренникова, по классу фортепиано — Г.Г.Нейгауза и Л.Н.Наумова. Ректор Санкт-Петербургской консерватории (до 2008 года), художественный руководитель Московской академической филармонии, художественный руководитель фестиваля «Молодежные академии России». В 1985 году стал лауреатом первой премии на международном конкурсе композиторов «Hollibush Festival» в Нью-Джерси, США, был главным приглашенным композитором на фестивалях в Галифаксе (Канада), в Бад-Киссингене (Германия). Музыка Александра Чайковского широко исполняется на престижных международных фестивалях, в крупнейших залах России, Европы и Америки. Основные сочинения: четыре симфонии, двенадцать концетов для разных составов, балеты «Ревизор» и «Броненосец «Потемкин», «Дама Пик», оперы «Три сестры», «Верность», «Дедушка смеется», «Второе апреля», «Зимняя сказка», оратории, камерные сочинения. Вместе с тем композитор активно работает в прикладных жанрах, в сфере «легкой музыки». Он — автор мюзикла «Греховодник», оперетты «Провинциалка», камерных комических опер «Царь Никита и сорок дочерей», «Мотя и Савелий — Моцарт и Сальери», музыки к кинофильмам и телефильмам. Одно из последних сочинений композитора — «Русский Реквием» — оратория для солистов, детского и смешанного хора, большого симфонического оркестра на стихи Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Блока, И. Бродского, Н. Заболоцкого и псалом Давида.
«Александр Чайковский - фигура в сфере академической музыки яркая и
неоднозначная. В его биографии, как, впрочем, и в его творчестве легко
уживаются несоединимые на первый взгляд тенденции. Будучи серьезным
"официальным композитором", ... заведуя кафедрой композиции
Московской консерватории, он имеет смелость для исполнения на
официозном концерте в честь столетия БЗК выбрать пьесу под названием
"Сумасшедший скрипач". Являясь музыкальным советником по репертуарной
политике Мариинского театра, он пишет комические оперы "Царь Никита" и
"Мотя и Савелий - Моцарт и Сальери" для "Терем-квартета" - коллектива,
на первый взгляд совсем не вписывающегося в рамки условной
торжественности оперного театра.
Отличительной чертой его творчества всегда была удивительная
способность находиться в постоянном взаимодействии с культурными
символами окружающей действительности. Идея его сочинения может быть
подсказана любой приметой времени - от хоккейного матча (как в Концерте
для оркестра, полное авторское название которого -"Хоккейный матч ЦСКА
- "Спартак" в одном периоде и трех шайбах") до наступления новой
астрологической эры (как во Второй симфонии "Водолей"). Точность
реакции на смены психологических установок эпохи уподобляет его музыку
единому саундтреку к несуществующему фильму о нашей меняющейся жизни -
чуть нелепой, чуть абсурдной, в меру благополучной и в меру трагичной;
жизни, в которой действительность забавна, а мысли о прошлом щемяще
печальны, как могут быть печальны лишь по-настоящему счастливые
воспоминания». (Ольга Филиппова, газета «Культура»)
Александр Ч. - племянник Бориса Ч. В интервью А.Ч. рассказывал, что в начале композиторской карьеры его так и подмывало взять какой-нибудь невзрачный псевдоним, типа "Тютькин", но потом честолюбие пересилило и он поставил себе целью дорасти до великой фамилии. Посмотрим.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".