Кристофер Хогвуд, известный прежде всего как дирижёр и руководитель
"Академии Старинной Музыки", предстаёт перед нами ещё в одной ипостаси:
исполнителя на клавикорде. Произведения Вольфганга Амадея Моцарта он исполняет на трёх разных клавикордах, в том числе на инструменте, принадлежавшем самому Моцарту. То есть, более "исторически достоверного" звучания трудно придумать :)
1. Allegro in g minor, K. 312 (Haas clavichord) (8:26) 2. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Andante (Thema) (Haas clavichord) (1:20) 3. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Var. 1 (Haas clavichord) (1:18) 4. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Var. 2 (Haas clavichord) (1:14) 5. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Var. 3 (Haas clavichord) (1:16) 6. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Var. 4 (minore) (Haas clavichord) (1:30) 7. Andante & Five Variations in G, K. 501 - Var. 5 (maggiore) (Haas clavichord) (2:25) 8. Minuetto in D, K. 355 / Trio da M. Stadler - Minuetto (Hass clavichord) (3:07) 9. Minuetto in D, K. 355 / Trio da M. Stadler - Trio & Minuetto reprise (Hass clavichord) (4:10) 10. Marche funhbre, K 453a (Mozart's clavichord) (2:14) 11. Andantino, K. 236, After Gluck (Mozart's clavichord) (1:41) 12. Klavierst|cke in F, K. 33b (Mozart's clavichord) (1:00) 13. Adagio for Glass Harmonica, K. 356 (Mozart's clavichord) (2:53) 14. La t uns mit geschlungen Hdnden K. 623 (Mozart's clavichord) (1:34) 15. Rondo in F, K. 494 (Mozart's clavichord) (6:35) 16. Theme & 2 Variations in A, K. 460; Theme (Schiedmayer clavichord) (1:13) 17. Theme & 2 Variations in A, K. 460; Var. 1 (Schiedmayer clavichord) (1:18) 18. Theme & 2 Variations in A, K. 460; Var. 2 (Schiedmayer clavichord) (1:29) 19. Fantasia in D minor, K. 397 (Schiedmayer clavichord) (5:19) 20. Sonata in D, K. 381; I. Allegro (Schiedmayer clavichord) (5:37) 21. Sonata in D, K. 381; II. Andante (Schiedmayer clavichord) (7:35) 22. Sonata in D, K. 381; III. Allegro molto (Schiedmayer clavichord) (4:39) 23. Fantasia in D minor, K.397 (with coda) (Schiedmayer clavichord) (5:44)
Четырёхручную сонату ре мажор (20-22) Хогвуд играет в дуэте с Дереком Адламом.
Да, на клавикордах Моцарт "встаёт на место". На ф-но всё время что-то "не так", приходится что-то искать, непонятно что. А тут - ничего и не надо: всё само собой более чем естественно. Спасибо за открытие!!!
Вот, например, перепадов громкостей тут и нет (а у Шиффа на родном фортепьяно самого Моцарта, перепады есть и ещё какие) и без этой особенности мне чего-то у Моцарта сразу стало не хватать. Мистер Хогвуд, чем вы это можете объяснить - то, что на том же инструменте товарищ Шифф добился гораздо менее аутентичного звучания?
ps. (8) тот же моцартовский в смысле тоже моцартовский.
Наверно, правильнее будет предположить, что для разных произведений разные же инструменты более подходят. Для сонат, наверно, не клавикорд. Но для большинства представленных здесь пьес (и не представленных тоже) клавикорд - самое то. У него есть возможность играть громче-тише (то есть играть выразительно) и некая мягкая интимность звучания. Ограниченность градации звучности клавикорда в большинстве представленных здесь произведений, по-моему, только на пользу им. А вот в сонатах нужна, пожалуй, большая яркость, сила, мощь и диапазон градации звучности. Здесь вот, например, Рондо F-dur K. 494 - из сонаты, и недостаток звучности клавикорда ощущается как относительный недостаток, как мне кажется. Так же , как и в представленной здесь сонате К. 381 (похоже, в 4 руки).
Рад, что оценили Лично для меня главным впечталением диска явилось то, как звучит на клавикорде знаменитая ре-минорная фантазия. Совершенно неожиданные по свежести ощущения от "заезженной" музыки.
>на том же инструменте товарищ Шифф добился гораздо менее аутентичного звучания
Дык. Исполнители - они тоже ведь разные. И не все из них Моцарты...
>К. 381 (похоже, в 4 руки).
Конечно, в четыре руки (см. сканы для подробностей).
P.S. Если интересно, тему клавикордов могу продолжить в последующих выкладках
на 3. Шифф играл (я, правда, ещё не слушала) на другом инструменте - на пианофорте, как я поняла из описания и по фото (внешний вид маленького рояля или клавесина - треугольный). А здесь клавикорд - инструмент меньший размером, прямоугольной формы и вполне переносной (вроде нынешних электро-клавишных).
Да, продолжение темы клавикордов было бы интересно. А фисгармонию не записывают наверняка потому, что неинтересный инструмент это. Шарманку вот тоже не записывают. И маленькие органчики-позитивы - тоже (насколько я знаю). Кстати, и пианино не записывают. Надо бы заказать какому-нибудь Щедрину "Квартет изгоев" для шарманки, фисгармонии и двух расстроенных пианино. Как вы думаете?
Хм. Ну, орган-позитив не так уже редко используют при записи средневековой и ренессансной музыки. Как и "настроенное фортепиано" при записи музыки современной А шарманка - вообще не инструмент... Тогда уж стоит сравнивать фисгармонию с волынкой или колёсной лирой, инструментами бродячих музыкантов - но и волынка, и колёсная лира в записях классиков тоже присутствуют... Мишель Коррет - так тот вообще на этих инструментах специализировался А вот фисгармония в записях редкость...
Мда...Исполнение в стиле Хотите сделаю вам посмеяться...Может,я что-то не понимаю...Но неужели на этой штуке Моцарт звучит лучше,чем на нормальном фортепиано?Неправда это.Самообман.За выкладку спасибо,очень интересно,что-то новое в Моцарте,его свет пробивается даже через плотные шоры "новомодных" исполнений
Господа, все-таки надо иметь в виду, что при жизни Моцарта клавикорд был чисто домашним инструментом. Вроде как сегодня пианино. Он был и компактнее, и дешевле (что очень немаловажно), чем новые пианофорте. А что касается концертов, то первым крупным музыкантом, пересевшим за ф-но был уже И.К. Бах. Его первый публичный фортепианный концерт состоялся в Лондоне в 1767 г., когда Моцарту было 11 лет. Да и зрелые сонаты Моцарта просто не влезают в клавикорд по верхнему диапазону.
В продолжение темы аутентичных инструментов - очень рекомендую запись Вивиан Софроницкой (дочка "того самого") всех концертов Моцарта на чем-то весьма старинном. Деталей аутентичности, честно говоря, не разобрал, мне это не так важно, но звучит иначе, чем современный рояль, а играет она - очень хорошо. Есть на Торрентсе.
>Господа, все-таки надо иметь в виду, что при жизни Моцарта клавикорд был чисто домашним инструментом.
Ну да - об этом Хогвуд как раз и пишет в буклете. Собственно, название диска на это и намекает: тут Моцарт предстаёт в самой интимной, домашней ипостаси.
Спасибо! А кто-нибудь помнит, как звучит фисгармония? Там же, кажется, воздух накачивается ногами, значит, звук должен быть тягучим. Другое дело, что равномерно его закачать не получается, поэтому трудно добиться ровности звучания. Или я не права?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".