ИМРЕ КАЛЬМАН
МАРИЦА
МАРИЦА - МАРГИТ ШРАММ (сопрано) БАРОН ЗУСПАН - ФЕРРИ ГРУБЕР (тенор) ГРАФ ТАССИЛО ИНДРЁДИ-ВИТТЕНБЕРГ - РУДОЛЬФ ШОК (тенор) ЛИЗА - ДОРОТЕЯ КРИСТ (сопрано) МАНЯ - ХЕЛЬГА ВИШНЕВСКА (сопрано)
БЕРЛИНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ДЕРИЖЁР РОБЕРТ ШТОЛЬЦ
запись 1992г.
Искусство Кальмана празднично, нарядно и, несмотря на острые коллизии, глубоко оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.
Будущий король оперетты родился 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона - крупнейшего озера Венгрии. К тому времени в семье венгерских евреев уже было двое детей - Бела и Вильма.
Эммерих Кальман (так его назвали при рождении, но позже он сменил имя на более венгерское Имре) усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, улучив свободный часок, садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.
Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с «Фантазией ре-минор» Моцарта. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование "двенадцатилетнего музыканта".
В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил желание родителей, блестяще сдав все экзамены.
Однако теперь для него началась поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он учился в Будапештской Академии музыки по классу композиции Я. Кеслера. В 1902 году он написал первое музыкальное сочинение "Цикл на стихи Людвига Якубовски". За первой работой последовали другие. Среди них главный труд, с которым он связывал все свои надежды, - "Сатурналии" - поэмы для большого симфонического оркестра. 29 февраля 1904 года в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана. Впрочем, оно стало и последним. И все же сам Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия.
На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за "Сатурналиями" им была создана очередная симфоническая поэма - "Эндре и Иоганна". Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.
"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман таки "докатился" до оперетты.
Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь. Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то он и сочинил свою первую оперетту - "Осенние маневры". Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Спустя год, 21 января 1909 года, премьера состоялась в венском театре "АН дёр Вин". Австрийская публика встретила оперетту Кальмана с неменьшим восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.
В начале Первой мировой войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой "Барышней Жужей" и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название "Да здравствует любовь!" Премьера "Барышни Жужи" состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в "Мисс Весну", она вскоре покорила сердца американцев.
Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Йенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Премьера "Королевы чардаша" состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.
Но Имре Кальману было не до войны. Исписывая один за другим нотные листы, он забывал обо всем на свете, создавал яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - "Фея карнавала", - в сущности, является переработанным вариантом "Барышни Жужи". Премьера состоялась 21 сентября 1917 года в "Иоганн Штраус-театре". Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при аншлаге.
Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская - уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году. Она покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте влюбленных, составлявшую тридцать лет, их знакомство довольно скоро привело к свадьбе. В то время Имре только что начал работу над новой опереттой - "Фиалка Монмартра" - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.
Последующие оперетты Имре Кальмана упрочили его славу как одного из лучших в мире композиторов этого жанра. Огромный успех сопровождал постановку (1921) его оперетты "Баядерка", в которой композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев - фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные в Вене "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926) и уже упоминавшаяся "Фиалка Монмартра" (1930) - его самое лирическое произведение.
А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялись и настроения публики. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. В 1938 году границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. Кальману, впрочем, это ничем не грозило: несмотря на своё еврейское происхождение, он был одним из любимых композиторов Гитлера. Тем не менее, после аншлюса, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», композитор был вынужден эмигрировать: сначала он уехал в Цюрих, затем в Париж и, наконец, оказался в США - в Калифорнии, а точнее, в Голливуде - обетованной земле мирового кинематографа.
Оторванность от привычной обстановки, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. В последние два десятка лет жизни он сочинил лишь две оперетты: "Маринку" в 1945 году и незадолго до смерти еще "Аризонскую леди". На местном уровне они имели некоторый успех, но не задержались в репертуаре театров.
Текст : «Еврейский журнал»
И напоследок, анкдот из жизни маэстро: Лишенный всяческих талантов комедиограф случайно попал на репетицию новой оперетты Кальмана, которой дирижировал сам композитор. Сидя в первом ряду, гость нетактично шутил и вдруг громко засмеялся. Кальман обернулся и спокойно спросил его: - Чего вы, по сути говоря, смеетесь? Ведь я на ваших “комедиях” не смеюсь.
http://files.mail.ru/3DNUZV
FLAC
|